Христианские символы в поэме Блока
Дипломная по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Христианские символы в поэме Блока"
Автор работы: Вероника
Страниц: 71 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Александр Александрович Блок (1880-1921) оставил солидное поэтическое наследие, привлекающее неизменное внимание читателей. Даже в последние десятилетия, веянием которых стало обращение к авторам малоизученным или по каким-либо причинам непризнанным ранее, появилось немало диссертационных сочинений, где исследуется его творчество.
Сразу после появления в печати поэма «Двенадцать» (особенно ее финал), вызвала массу разноречивых откликов. Споры актуальны и по сей день. Огромное количество литературы о поэме увеличивается с каждым годом. Своими размышлениями делятся поэты, писатели, философы, литературоведы. Учитывая количество опубликованных материалов, соблазнительно прийти к общепринятому, но все-таки иллюзорному выводу: о поэме «Двенадцать» все уже сказано и, кажется, уже недопустимо предполагать что-то новое настолько солидные авторитеты стоят за разработкой различных концепций. Однако кажется правомерным высказать некоторые принципиальные соображения. Анализ предполагает определенное дистанцирование писателя от его художественного творения. Писатель в соответствии с его характерными высказываниями в статье «Интеллигенция и революция», а также отчасти сообразно с традициями русской классической литературы слушает и слышит то, что происходит вокруг него, предвидя в какой-то мере то, что будет происходить. Он видит мир в хаотическом беспорядке, где стираются грани добра и зла, где нет места Божьему промыслу. В огромной степени это подтверждается ритмовым диссонансом отсутствием гармонической слаженности ритмико-интонационных структур.
Примечательно, что поэма «Двенадцать» - едва ли не единственное произведение поэта, где нет откровенного авторского «я». Блок видит, что происходит вокруг него, но остается при этом «за кадром». Это - сущственный момент для понимания произведения, и он весьма показателен для всего творчества писателя, ибо такого, кажется, никогда у него не случалось: лирический герой неизменно выступал в своем конкретном проявлении. Поэт почувствовал онтологическую природу грядущего зла, неотвратимо наступающего мирового хаоса.
Поэма Блока «Двенадцать», посвящённая Октябрьской революции, часто цитировалась в идеологических спорах: одни спешили автора причислить к «своим», другие - грозили ему отлучением как отступнику. Благословил или проклял Блок революцию? Пожалуй, это не самый важный вопрос в отношении блоковской гениальной поэмы. И истину надо искать не в отзывах современников, не во мнениях критиков, не в публицистике Блока и даже не в его дневниках. Как писал К.И. Чуковский, «лирика была мудрее поэта... Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всём желании, не мог им ответить. Он всегда говорил о своих стихах так, словно в них сказалась чья-то посторонняя воля, которой он не мог подчиниться». В «Записке о «Двенадцати» Блок признавался, что в январе 1918 года (время написания поэмы) он «отдался стихии слепо»: даже физически поэт, согласно его признанию, ощущал «шум от крушения старого мира», а отражение «проносящегося революционного циклона» сказалось «во всех морях - природы, жизни, искусства». Проблема стихийного начала, его воплощения, осмысления и преодоления, оказалась в поэме одной из самых важных. Между тем поэма с политикой, с партийными программами, боевыми идеями и т.п. (как и всё творчество поэта) не имеет никаких точек соприкосновения; её проблема - не политическая, а религиозно-нравственная, и только с религиозной точки зрения, по мнению В. Жирмунского, «можно произнести суд над творческим замыслом поэта». И здесь речь идёт прежде всего не о политической системе, а о спасении души, - во-первых, красногвардейца Петрухи, неожиданно поставленного поэтом в художественный центр событий поэмы, затем - одиннадцати товарищей его, наконец, - многих тысяч им подобных, всей бунтарской России - её «необъятных просторов», её «разбойной красы». «И если нет в ней ни панегирика, ни апофеоза большевизма, - пишет М. Волошин, - всё же она является милосердно представительницей за тёмную и заблудшую душу русской разиновщины».
Конечно, «старый мир» и его представители, «товарищ поп», «писатель-вития», «барыня в каракуле» и «буржуй, как пёс голодный», не пользуются художественной симпатией автора. В этом сказывается его духовный максимализм, стихийное отрицание сложившегося, окаменевшего бытового уклада частной и общественной жизни, жажда безмерного и безусловного. Конечно, он сумел подслушать в революции какие-то новые ритмы ещё не написанной Марсельезы:
Винтовок чёрные ремни,
Кругом - огни, огни, огни...
...Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг! (1, 1960: 347)
Но породнила поэта с революцией вовсе не какая-нибудь определённая система политических и социальных идей, а та стихия народного бунта «с Богом или против Бога», в которой Блок ощутил нечто глубоко родственное своему собственному духовному максимализму, религиозному бунту, «попиранью заветных святынь»:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста! (1, 1960: 349)
Блок унаследовал не только надежды и предчувствия Вл. Соловьёва, связанные с апокалиптической идеей близящегося будущего преображения («обожения») мира, которое должно совершиться в результате победы Космоса над Хаосом, Христа над Антихристом, но и свойственное Достоевскому ощущение себя неотъемлемой частью «униженных и оскорблённых». По мнению М.Ф. Пьяных, поэма «Двенадцать» была «во многом написана по Достоевскому». Один из героев Достоевского, молодой крестьянин Влас в порыве религиозного исступления, богоборчества, индивидуалистического дерзания («кто кого дерзостнее сделает») направляет ружьё на причастие («пальнём-ка пулей в святую Русь!»), и в минуту свершения святотатственного деяния, «дерзости небывалой и немыслимой, ему является «крест, а на нём Распятый». «Неимоверное видение предстало ему... всё кончилось». «Влас пошёл по миру и потребовал страдания». Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал её песни, подсмотрел её образы, родственные его настроениям, но не скрыл их трагических противоречий, как и в своей судьбе не умолчал о разорванности, запутанности, безысходности страдания, - и не дал никакого решения, не наметил никакого выхода: в этом правдивость гения перед собой и своими современниками.
Роль символов в поэме Блока «Двенадцать» очень велика. Если их обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы - это не только борьба нового со старым, но и более широко - противостояние света и тьмы, добра и зла. Символы позволяют нам также более явственно почувствовать описанные поэтом события. Удачное художественное воплощение в поэме революционных событий поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.
Целью дипломной работы является комплексный анализ христианских символов поэмы А. Блока «Двенадцать». Для достижения данной цели на решение были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные образы и символы поэмы «Двенадцать», а именно:
символику двенадцати;
символику ветра;
символику веры;
символику красного цвета.
2. Раскрыть символический образ Христа как идейно-художественный центр поэмы «Двенадцать», а именно:
проследить процесс становления образа Христа в творчестве А.А. Блока;
проанализировать образ Христа в поэме «Двенадцать».
3. Составить модель урока по теме: «Христианские символы в поэме Блока «Двенадцать»».
Объектом исследования является христианская символика поэмы «Двенадцать».
Предметом исследования является поэма А. Блока «Двенадцать», а также творчество поэта с акцентом на те произведения, в которых А. Блок обращается к христианским символам и фигуре Христа.
Теоретической базой исследования являются труды крупнейших философов и теоретиков литературы, среди которых Бердникова О.А., Бродский М.А., Долгополов Л.К., Дудкин В., Ильина С.А., Карпович Н., Макаров Д.В., Матюшкин А.В., Приходько И.С., Стратановский С.Г., Турков А.М. и др.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она способствует более глубокому пониманию христианской символики поэмы А. Блока «Двенадцать».
Практическое значение работы связано с возможностью использования ее результатов для преподавания в школе и вузе. В результате проведенного исследования была разработана модель урока по теме: «Христианские символы в поэме Блока «Двенадцать»».
Содержание работы
Оглавление
Введение...3
Глава 1. Основные образы, символы поэмы «Двенадцать»....8
§ 1. Символика двенадцати.....8
§ 2. Символика ветра.13
§ 3. Символика веры..18
§ 4. Символика красного цвета22
Выводы по главе 1.29
Глава 2. Символический образ Христа как идейно-художественный центр поэмы «Двенадцать».31
§ 1. Становление образа Христа в творчестве А.А. Блока...31
§ 2. Образ Христа в поэме «Двенадцать»41
Выводы по главе 2.51
Практическая часть. Модель урока по теме: «Христианские символы в поэме Блока «Двенадцать»»....53
Заключение.58
Список литературы69
Использованная литература
- I. Художественные тексты
- Блок А.А. Двенадцать // Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. М., 1960. С. 347359.
- II. Критическая и научная
- Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М., 1990. 248 с.
- Бердникова О.А. Поэтологические модели серебряного века в контексте христианской духовной традиции: к постановке проблемы // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 2. С. 22-29.
- Бердникова О.А. Серебряный век (история русской литературы ХХ века). Воронеж, 2005. 27 с.
- Бердникова О.А. «Второе крещение» А. Блока // Вестник Воронежского государственного университета. Серия 1. Гуманитарные науки. 2001. № 1. С. 155-178.
- Блок А.А. Избранные произведения. СПб., 2002. 71 с.
- Блок А. О современном состоянии русского символизма // О литературе. М., 1980. С. 204-214.
- Блок Александр. Стихотворения и поэмы. М., 1978. 384 с.
- Блок А.А. Интеллигенция и революция // Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1961. С. 921.
- Блок А.А. Из «Записки о «Двенадцати»» // Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. М., 1960. С. 474475.
- Бердяев Н.А. В защиту Блока // Литературная учеба. 1990. № 6. С. 104-105.
- Бродский М.А. Образ Христа в поэме Блока «12» // Русская словесность. 1995. № 6. С. 41-45.
- Есаулов И.А. Мистика позднего Блока и начало советской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сборник научных трудов. Петрозаводск, 2005. Выпуск 4. С. 491-512.
- Горелов А. Поэма Александра Блока «Двенадцать». Л., 1988. 136 с.
- Долгополов Л.К. Поэма Блока «Двенадцать». Л., 1979. 86 с.
- Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. Л., 1984. 233 с.
- Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэзия конца XIX - начала ХХ веков. М., 1964. 192 с.
- Дудкин В. Символика поэмы Блока «12» // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1990. С. 57-60.
- Иванов-Разумник Р. Испытание в грозе и буре («Двенадцать» и «Скифы» А. Блока) // Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. М., 1990. С. 556581.
- Ильина С.А. Христос в дооктябрьском творчестве А. А. Блока // Компьютерные технологии в образовании, ComTech2001: Материалы III Всероссийской научной internet-конференции (ноябрь-декабрь 2001 года). Тамбов, 2001. 54 с.
- Ильина С.А. «Гляди - продашь Христа»: Христианское вероучение в системе ценностей (на материале стихотворения А. А. Блока «В сыром ночном тумане») // Человек в контексте культуры: Сборник научных статей. Выпуск 4 / Под ред. Колотаева В. А. М., 2001. С. 47-48.
- Ильина С.А. Философское осмысление фигуры Христа (на материале стихотворения А. Блока «Мы все уйдем за грань могил») // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века: V Шешуковские чтения: Материалы межвузовской научной конференции. Выпуск 7. М., 2001. С. 105-107.
- Ильина С.А. «И крест свой бережно несу» (о библейских мотивах творчества А. Блока) // V научная конференция. Краткие тезисы докладов. Тамбов, 2000. С. 193.
- Ильина С.А. Христос в художественно-философской системе А. Блока // Художественное слово в современном мире: Сборник статей. Выпуск 2 / Под общ. ред. И.М. Поповой. Тамбов, 2000. С. 23-25.
- Карпович Н. Размышления о поэме Блока «12» // в школе. 2000. № 8. С. 29.
- Крыщук Н. Открой мои книги... Разговор о Блоке. Л., 1986. 112 с.
- Любимова О.Е. Сектантство и старообрядчество в творческом восприятии А. Блока: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. СПб., 1998. 122 с.
- Макаров Д.В. Образ Христа в поэме А.А. Блока «Двенадцать» // Актуальные проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин: материалы III Всероссийской научно-практической конференции 28 октября 2008 года / отв. ред. А.Ф. Кошелева, Л.Н. Курошина. Ульяновск, 2008. С. 5162.
- Макаров Д.В. Пророческий смысл поэмы Блока 12 // Русская и культура в контексте христианства: материалы IV международной научной конференции. Ульяновск. 2005. С. 124137.
- Макаров Д.В. Русская конца XIX первой половины XX века в контексте христианской культурной традиции: монография. Ульяновск, 2006. 136 с.
- Макаров Д.В. Образ Христа и идея преображения в поэме А. Блока «Двенадцать» // Электронный Вестник ЦППК ФЛ (Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению). СПб., 2006. № 3. С. 17-25.
- Макаров Д.В., Мельник Д.В., Мельник Т.В. Русская в контексте православия: учебное пособие. М., 2003. 74 с.
- Максимов Д. Поэзия и проза А.А. Блока. Л., 1975. 98 с.
- Матюшкин А.В. Стихия и революция в поэме А. Блока «Двенадцать» // Матюшкин А. В. Проблемы интерпретации литературного художественного текста. Петрозаводск, 2007. С. 153-170.
- Минц З.Г. Лирика Александра Блока // Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. С. 12-45.
- Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибирск, 2006. 872 с.
- Орлов В. Поэма Блока «Двенадцать». М., 1967. 166 с.
- Пайман Аврил. История русского символизма. М., 2002. 415 с.
- Приходько И.С. Мифопоэтический комментарий к поэме «Двенадцать» // Блок А. А. Полн. собр. соч.: В 20 т. Т. 5. М., 1999. 342 с.
- Приходько И.С. А. Блок и русский символизм: мифопоэтический аспект: Спецкурс. Владимир, 1999. 291 с.
- Приходько И.С. Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» (Историко-культурная и религиозно-мифологическая традиция) // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. М., 1991. Т. 50. № 5. С. С. 426444.
- Рассказов Ю.С. Двенадцать раз «Двенадцать» (Поэма Блока как сообщение истории) // Новый Карфаген. 1997. № 1. С. 26.
- Розенблюм Л. «Да, так диктует вдохновенье...»: Явление Христа в поэме Блока «Двенадцать» // Вопросы литературы. 1994. Выпуск 6. С. 118152.
- Рублёв С., Давыдова Ю. Своеобразие поэмы «Двенадцать». Ростов-на-Дону, 2002. 76 с.
- Сарычев В.А. Поэма А. Блока «Двенадцать». Проблема финала // Русская и эстетика конца XIX - начала ХХ в.: Проблема человека. Липецк, 1999. С. 90109.
- Стратановский С.Г. Поэт и революция: Опыт современного прочтения поэмы А. Блока «Двенадцать» // Звезда. 1991. № 11. С. 150161.
- Турков А.М. Александр Блок. М., 2006. 136 с.
- Финал «Двенадцати» взгляд из 2000 года // Знамя. 2000. № 11. С. 190206.
- Хватов А. Слушать музыку революции: Блок в дни Октября // Наш современник. 1988. № 11. С. 21-29.
- Эткинд Е. «Демократия, опоясанная бурей»: Композиция поэмы А. Блока «Двенадцать» // Эткинд Е.Г. Там, внутри: О русской поэзии 20 века: Очерки. СПб, 1997. С. 114133.