Формы повелительного и сослагательного наклонения глагола в современном русском языке
Дипломная по предмету:
"Русский язык и культура речи"
Название работы:
"Формы повелительного и сослагательного наклонения глагола в современном русском языке "
Автор работы: Юлия
Страниц: 74 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Глагол по сравнению с другими частями речи характеризуется сложностью морфологической системы и разнообразием синтаксического употребления. Глагол как часть речи представляет собою в грамматическом отношении соединение очень разнородных явлений. Нет сомнения, что под глаголом в школьных учебниках понимается часть речи. Тем самым исключается возможность постановки его «особых форм» - инфинитива, причастия и деепричастия – в один ряд с существительным, прилагательным, местоимением и т.д., т.е. в один ряд с частями речи. Однако практически школьная грамматика считает глаголом только личные, спрягаемые формы. Инфинитив, причастие и деепричастие выступают как формы глагола, т.е. как нечто частное по отношению к общему – к глаголу. С точки зрения научной грамматики частным по отношению к глаголу является не только инфинитив, причастие и деепричастие, но и личные формы. Делает, делать, делающий, делая – это все глагол, представленный четырьмя основными формами. Поскольку школьная грамматика не пользуется понятием и термином «личные формы», она употребляет термин «глагол» и в значении «глагол как часть речи», и в значении «личные формы»[5, с.105]. В морфемном отношении глагольные формы отличаются большой сложностью и некоторыми специфическими чертами по сравнению с именными формами. Во-первых, для глагольных форм характерны формообразующие суффиксы типа суффикса –л для прошедшего времени и суффиксов причастий и деепричастий. Во-вторых, глагольным формам свойственна своеобразная морфема –ся (постфикс), занимающая абсолютно последнее место (даже после окончания): учимся, учились. В-третьих, у глагольных форм имеются две основы, традиционно именуемые «основа настоящего времени» и «основа инфинитива» (или «основа неопределенной формы глагола»). Сложность морфемной структуры глагола определяется также тем, что в его основе часто наблюдаются чередования, например: писать – пишешь, накормить – накормлю – накормленный, победить – побежденный, схватить – схвачу и т.д. Категория наклонения обозначает отношение действия к действительности с позиций говорящего.
Содержание работы
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..……..3 Глава 1. Повелительное наклонение в современном русском языке ……………..……8 1.1. Семантика форм повелительного наклонения и способы их выражения ………..…8 1.2.Образование повелительного наклонения …………………………………………13 1.3. Употребление инфинитива и изъявительного наклонения с повелительным значением ……………………………………………………………………………………………..….15 Глава 2.Сослагательное наклонение в современном русском языке ………………….17 2.1 Семантика сослагательного наклонения………………………………………………17 2.2. Образование сослагательного наклонения …………………………………………18 Глава 3.Переносное употребление форм повелительного и сослагательного наклонения в современном русском литературном языке …………………………………………19 Глава 4.Изучение повелительного и сослагательного наклонений в процессе преподавания русского языка …………………………………………………………………………21 4.1. Анализ учебных программ и учебников по русскому языку …………………..21 4.2. Технологические карты на уроках русского языка как средство проектирования и конструирования учебного процесса ………………………………………………….28 4.3. Изучение стилистических возможностей повелительного наклонения глагола на уроке русского языка………………………………………………………………………………..37 4.4. Материалы к урокам и факультативам………………………………………………...40 4.5.Тестовый контроль по теме «Наклонение глагола» ………………………………….47 4.6. Языковой материал из произведения И.С. Тургенева «Записки охотника» ………..57 Заключение …………………………………………………………………………………71 Литература …………………………………………………………………………………73
Использованная литература
- Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман – Орлова Г.К., Молодцова С.Н., Никитина Е.И., Пахнова Т.М., Пименова С.Н., Пичугов Ю.С., Талалаева Л.Ф., Чеснокова Л.Д. – Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. -
- Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. Учебник для 6 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1992. - 224с.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2000.
- Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л., Просвещение, 1967.
- Буланин Л.Л.Трудные вопросы морфологии. – М.: Просвещение, 1976. – 208 с.
- .Виноградов В.В., Истрина Е.С., Бархударов С.Г. Грамматика русского языка в двух томах. Т.1. – М.: Академия наук СССР, 1960. – 719 с.
- Голубева Л.В., Чегодаева Т.А. Анализ урока. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Давлеткельдиева А.А., Михайлова и др. С.Ю. Русский язык. Дидактический материал для самоконтроля (5-9 классы). – М.: ЮНВЕС, 1997. – 256 с.
- Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис. – М.: Академия, 2001. – 704 с.
- Иванов В.В., Потиха З.А., Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Санкт-Петербург: Просвещение, 1995. – 303 с.
- Коленчикова Н.В. Творческое исследование – размышления учителя-словесности/ / Русский язык и . – 1999. - №6. – С.39. – 127 с.
- Карцевский С.И. Из лингвистического наследия. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 246 с.
- 15.Кристинская Т.П., Петров С.В. Как пользоваться словом.- Ленинград: Просвещение, 1968. - 175 с. 16. Лидман – Орлова С.Г. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 6классе. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с. 17. Моисеев А.И. Русский язык. – М., Просвещение, 1980. -255 с.
- Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Т.1. – М.: Художественная , 1986. – 735 с.
- 19.Разумовская М.М., Капинос В.И., Львова С.И., Богданова Г.А.,Львов В.В. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов.
- 20.Розенталь Д.З. Практическая стилистика русского языка. – М.:.Высшая школа, 1977. – 316, с.
- 21.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис, 2001. - 368 с.
- 22.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис Рольф, 1996. -208 с.
- 23.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М.: Айрис Рольф, 1996. – 349 с.
- 24.Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических терминов, - М.: Просвещение, 1972. – 495 с.
- Рубцов Н.М. Подорожники. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 318 с.
- 26.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- 27.Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка в двух частях. Ч.1. - М.: Айрис Пресс, 2004, - 254 с.
- 28.Тургенев И.С. Сочинения в трех томах. Т.1. – М.: Художественная , 1988. – 846 с.
- Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996. – 253 с.
- 30.Шведова Н.Ю. Русская грамматика в 2т. – М. Наука, 1980. – Т.1. – 783 с.
- 31.Якобсон Р.О. О структуре русского глагола. Избранные работы. – М., - Прогресс, 1985. – 456 с.