Особенности фанетической стороны речи детей от трех о пяти лет
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Особенности фанетической стороны речи детей от трех о пяти лет"
Автор работы: Юлия
Страниц: 29 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность. Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. Речь (особенно детская) - это сложная психо-физиологическая функция и развитие ее зависит от многих моментов.
Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности её большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи - губ и языка.
В жизнедеятельности человека происходит познание окружающего мира, то есть его отражение. Детский организм очень быстро растет, и в период взросления ребенок познает мир через простейший познавательный процесс ощущения. При помощи ощущений ребенок познает величину, форму, цвет, плотность, температуру и запах окружающих нас предметов, знакомится с производимыми ими звуками. Ощущения - начальный источник всех наших знаний об окружающем мире.
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. В процессе воспитания звуковой культуры речи ребенок учится правильно произносить все звуки, достаточно громко отвечать на занятиях и в повседневном общении, говорить выразительно, не торопясь.
Методика работы с детьми третьего-четвертого года жизни почти не разработана, речевой материал по воспитанию звуковой культуры речи дан разрозненно, без всякой системы и направлен на решение отдельных вопросов данного раздела: учить отчетливо и внятно произносить слова, отдельные звуки, развивать голосовой аппарат.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………3
1. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………5
2. Лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей………………………………………………………………………………10
3. Анализ педагогической литературы по проблеме…………………..15
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………28
Использованная литература
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 141с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 128с.
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2006. – 430с.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Заценин. – 3-е изд., сер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368с.
- Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. - М.: Академия, 2008. - 368с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2008. - 352с.
- Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2008. - 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем речь у детей 3-4 лет. - М.: Академия Развития, 2008. – 670с.
- Громова О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. 2009. №2.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3 - 4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «Раз - словечко, два – словечко». - М.: Ювента, 2004. – 488с.
- Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2006. - 380с.
- Лалаева Р. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, Союз, 2009. – 740с.
- Левина А. Развиваем речь. Для детей 3-4 лет. - М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2008. – 388с.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 210с.
- Нищева Н.В. Играйка-3. Игры для развития речи дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2009. – 320с.
- Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. - М.: Детство-Пресс, 2009. – 655с.
- Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. - М.: Детство-Пресс, 2008. – 421с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460с. – (Основы наук).
- Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет. - СПб.: Речь, Сфера, 2010. – 322с.
- Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 390с.
- Развитие речи детей 3-4 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 328с.
- Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка. - М.: АСТ, Астрель, 2008. – 433с.
- Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 368с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2007. – 320с.
- Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд.центр «Академия», 2006. - 368 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. - М.: Дрофа, 2009. – 532с.