Способности. Общие и специальные способности. Задатки и одарённость.
Контрольная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Способности. Общие и специальные способности. Задатки и одарённость."
Автор работы: Ходов Алексей
Страниц: 13 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ ПО ДАЛЮ………………………….3
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ СПОСОБНОСТЬ И ОДАРЕННОСТЬ.……………4
3. ЗАДАТКИ……………………………………………………………………………………5
4. КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЯ СПОСОБНОСТЕЙ………………………………………….6
5. ВООБРАЖЕНИЕ………………………………………………………………………….10
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………12
7. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….13
Использованная литература
- Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат, 1968г.
- Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г. стр. 33.
- Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр. 31.
- 4. Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал.т. 13,№ 1,1992г., стр. 147-165.
- 5. Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети. М. Знание., 1991г.
- Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2 1980г.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М. Прос., 1986г.
- Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979г.
- Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г. стр. 34.
- Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос., 1960г.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.
- Одаренные дети. Перевод с англ.. Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. , 1991г.
- Проблема развития познавательных способностей. Л., 1983г.
- Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) М. Прос.,