Педагогические проблемы социализации и развития социально запущенных детей
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Педагогические проблемы социализации и развития социально запущенных детей"
Автор работы: Юлия
Страниц: 39 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выд¬вигают целый ряд проблем, одной из которых является про¬блема воспитания ребенка. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к уве¬личению числа детей с девиантным поведением. Причем появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, занимаются проституцией, совершают экономические преступления.
Чтобы рассмотреть вопрос о воспитании детей в данный момент времени в данных социально-экономических условиях, мы должны понять кого именно мы должны воспитывать.
Для этого мы должны определить круг социальных причин, мешающих ребенку развиваться гармонично. Эти причины, возникают как результат по¬литической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпиде¬мий разводов.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспита¬тельной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
Таким образом, определив социальные причины возникновения трудностей в воспитании и обучении всестороннеразвитого ребенка, мы можем описать социальные критерии, по которым можно определить детей, которым в большей степени нужна помощь таких специалистов, как психолог, социальный педагог и других работников системы образования и воспитания. В дальнейшем мы будем употреблять к таким детям термин «дети группы риска» или «социально-запущенные дети».
Цель работы: определить проблемы социализации и развития социально запущенных детей.
Задачи:
- дать определение понятию «социально запущенные дети»;
- проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме;
- определить причины возникновения трудностей в воспитании и обучении социально запущенных детей;
- описать социальные критерии определения детей к группе риска;
Объектом исследования является психолого-педагогическая литература.
Предмет исследования: социально запущенные дети.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы социализации и развития социально запущенных детей…………………………………………5
1.1. Взгляды ученых на проблему социализации «трудных» детей……...5
1.2. Ситуация развития запущенного ребенка……………………………..7
Глава 2. Социальные причины отнесения детей к «группе риска»……..10
2.1. Социально запущенные дети………………………………………….10
2.2. Социально незащищенные дети………………………………………12
2.3. Девиантное поведение детей………………………………………….14
2.4. Педагогически запущенные дети……………………………………..20
2.5. Дети-сироты, опекаемые дети………………………………………...24
2.6. Дети-инвалиды…………………………………………………………28
2.7. Влияние семьи на ребенка…………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………...39
Использованная литература
- Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.- Свердловск, 1986.
- Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. - С.205.
- Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. - С.2-3.
- Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на матер. отеч. образования). - Изд. 2-ое. - М.: изд-во ГФ «Полиграфресурсы», 1998.
- Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. - С.45-49.
- Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы. // Педагогика, 1993, № 4. - С.54-58.
- Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере. //Специалист, 1996, № 11/12. - С.28-29.
- Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Уч.пособие. М.:Академия.-288с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2004.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.-2001.-198с
- Клемантович И. Новая профессия - социальный педагог. // Школа, 1998, №3. - С. 8-14.
- Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России.//Вестник Российской академии наук., 1999.т69,№9,с.790-797.
- Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков . М.-1998.-195с.
- Лебедев О. Когда крепости пали. // Народное образование, 1994, № 5. - С.26-30.
- Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью. // Воспитание школьников, 1996, № 5. - С.35-38.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1999 .
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. - СПб.: КАРО, 2000.
- Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Праздников. - Мн., 2005.
- Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении.// Воспитание школьников, 2001, №1. - С.33-36.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. -М., 2004.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. - М., 2004.
- Подласый И.П. Педагогика. Изд-во Юрайт. 2008.-576с.
- Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. Беличевой С.А. М.-1999.
- Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика Уч.пособие. М., 2007.
- Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
- Социальная педагогика: курс лекций. / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М., 2002.
- Энциклопедия социальной работы. Т.3. / Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994. - С.183-203.