Развитие творчества инициативы при выполнении и различных видов труда у детей старшего дошкольного возраста + 5 конспектов
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Развитие творчества инициативы при выполнении и различных видов труда у детей старшего дошкольного возраста + 5 конспектов"
Автор работы: Любовь
Страниц: 31 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Роль трудовой деятельности в творческом развитии дошкольников
Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей учебной деятельности. Для этого необходима целенаправленная работа по формированию интеллектуально-развивающей среды.
Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе, переход в которую – качественно новый этап в развитии ребёнка. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития» с формированием личностных новообразований. Готовность ребёнка к школе во многом определяется особенностями среды его развития в дошкольном возрасте.
Обучающая деятельность педагога в дошкольном учреждении должна быть направлена на формирования у ребёнка потребностей получения новых знаний и новой информации. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые функции процесса обучения: информационную, развивающую и воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором становления личности. Развитие познавательного интереса во многом зависит от того, насколько ребёнок вовлекается в творческий исследовательский поиск.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Это также период творчества. Ребёнок осваивает речь, у него появляется воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально-потребностной сферы. Центральное новообразование этого возраста – развитие внутренней позиции и самосознания.
Проблема познавательной деятельности детей этого возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.
Развитие личности осуществляется как присвоение ребёнком многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п., в ходе которого ребёнок обретает самосознание. Основная функция умственного воспитания детей дошкольного возраста – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирования на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия), являются знания.
Для полноценного умственного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность – умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удаётся правильно решить практическую или умственную задачу.
Все познавательные процессы связаны с общей структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребёнка. Перед психологами и педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не только ясные и чёткие знания, но и раскрыть перед ними расширяющие горизонты познания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии. Именно такое строение и функционирование когнитивной сферы создаёт внутренние противоречия: единство устойчивости и неустойчивости, упорядоченности и беспорядка, лежащее в основе познавательного саморазвития детей.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.
Одним источником развития познавательного интереса старших дошкольников выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.
Содержание работы
1. Роль трудовой деятельности в творческом развитии дошкольников 3
2. Конспект занятия на тему: «Время и мы» 7
3. Конспект занятия тему: «Бумажная пластика». 12
4. Конспект занятия на тему: «Волшебная ниточка» 17
5. Конспект занятия на тему: «История, которую рассказала Пуговичка» 22
6. Конспект занятия на тему: «Кукла из глубины веков» 26
Литература 32
Использованная литература
- Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. -М., 1981 – 253 с.
- Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. - М., 2004 – 117 с.
- Козлова А.С., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998 – 132 с.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество. - М., 2002 – 325 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд - М., 2006 – 285 с.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. - Ярославль, 2002 – 63 с.