Работа над текстом художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе на примере метафоры
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Работа над текстом художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе на примере метафоры"
Автор работы: Юлия
Страниц: 38 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
В ХХ веке обострился интерес исследователей к проблемам языка и культуры, а ещё точнее – к тем языковым механизмам, которые помогают обеспечить целостность и преемственность в культуре. Нынешнее время резко отличается от предыдущих эпох тем, что между поколениями потеряны родственные связи, утрачены или теряются традиции, забываются мудрые законы человечности. Кроме того, в наш неспокойный век, когда стёрты некоторые нравственные категории, подрастающий человек всё активнее применяет к своей жизни отрицательные символы, поскольку это становится нормой. Стереотипное поведение – пример интеллектуального иждивенца, где пошлость, неумелость, нахальство, бессодержательность становятся естественной формой поведения. Конечно, такое происходит не всегда и не повсеместно, но чем больше времени упущено, тем труднее потом исправить эти формы поведения и привить детям понятие истинной нравственности и морали.
Познание окружающего мира происходит в постоянном процессе сравнения нового с уже известными реалиями, что и находит свое отражение в языке. Поэтому необходимость глубокого изучения родного языка в школе продиктовано принципами целесообразности и своевременности и определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).
Но для того, чтобы свершился акт познания, зачастую необходимо сопоставление актуального (действительного) отражения реальности с отсроченным ее отражением в тезаурусе, т.е., сравнение его с теми знаниями о мире, которые существуют в сознании человека. Развитие сравнения как научного приема продиктовано осознанием необходимости оценивать границы одновременного сходства и различия сопоставляемых объектов, что привело к превращению простого отождествления известного и неизвестного в особую познавательную операцию, которая объединяет в себе указания на сходство и на различие.
Содержание работы
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование работы над метафорой на уроках литературного чтения в начальной школе
1.1 Определение метафоры в системе тропов.
1.2. Метафоры в художественных произведениях
Глава 2. Методические основы работы над метафорой на уроках литературного чтения в начальной школе
2.1. Анализ языка художественного произведения на уроках литературного чтения
2.2. Техника работы над метафорой на уроках литературного чтения
Глава 3. Экспериментальная часть.
Заключение.
Список использованной литературы
Использованная литература
- Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. М.: Педагогика, 1997.
- Аннушкин В. А. Риторика. Хрестоматия. М.: Наука, 1998.
- Арутюнова Н. Д. Метафора // Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.
- Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
- Багрянцева В. А., Колычева Е. М., Галактионова И. В. Русский язык. Учебное пособие для углубленного изучения. М.: Центрполиграф, 2000.
- Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. М.: Изд.: Академ А, 1999.
- Дэвидсон Д. Что означают метафоры. // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
- Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
- Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. М.: Едиториал УРСС, 2004.
- Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловекая Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987.
- Лихачев Д. С. Слово о полку Игореве. М., 1950.
- Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей / Под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана: В 2-х ч. М.: Владос, 1995.
- Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1999.
- Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М.: Прогресс, 1990.
- Ричарде Айвор А. Философия риторики / Пер. с англ. // Теория метафоры: Сб. переводов. М.: Наука, 1990.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Под редакцией М. С. Соловейчик. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994.
- Рыжкова Т. В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006
- Сабыкина О. И. Лингвистический анализ текста в классе с углубленным изучением русского языка // Русский язык в школе, 1991, №3..
- Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб, 1993.
- Скляревская Г. Н. Языковая метафора в словаре: Опыт системного описания // Вопросы языкознания, 1987, № 2.
- Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 3-х частях, часть 1 // Под ред. Е. И. Дибровой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976.
- Чернец Л. В. «Ночевала тучка золотая…»/ О метафоре // Русская словесность, 2000, №6.
- Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма: В 12 т. Т. 6. М., 1999.
- Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976.