Методика обучения учащихся среднего школьного возраста выполнению сюжетно-декоративных композиций для холодного батика
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Методика обучения учащихся среднего школьного возраста выполнению сюжетно-декоративных композиций для холодного батика "
Автор работы: Юлия
Страниц: 46 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Развитие художественного интереса, художественно-творческой активности является одной из важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения в условиях современных задач гуманизации образования. Эффективным средством развития творческих качеств личности в рамках существующей образовательной системы является изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.
Школьный возраст – время интенсивного развития интеллекта. В это время ребенку необходимо активная эмоциональная практическая деятельность, направленная на свойственную детям потребность в активном познании, свежесть восприятия, образность мышления, непосредственность эмоциональной реакции, пытливость и способность удивляться, т.е. те качества личности, которые определяют творческую устремленность и талантливость. Художественный интерес стимулирует школьника к овладению любым видом искусства, детерминирует их познавательную и творческую деятельность. Для развития художественного интереса учащихся существуют различные педагогические средства, основным из которых выступает народное декоративно-прикладное искусство, позволяющее решать эти вопросы в органическом единстве эстетического воспитания и художественного образования.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. Поэтому обучение методике холодного батика - эффективное средство развития личности, ее гармонизации.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Методологическая база: о роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие)
Целью нашей работы является описание методики обучения учащихся среднего школьного возраста выполнению сюжетно-декоративных композиций для холодного батика
Задачи:
-Описать технологию холодного батика
- Раскрыть особенности среднего школьного возраста
-Выделить основные принципы, применяемые при обучении школьников методике холодного батика.
-Привести пример разработки урока по данной теме
Методы исследования: изучение теоретического материала, изучение технологии, анализ имеющегося материала, синтез.
Предмет исследования: методика обучения учащихся выполнению композиций для холодного батика
Объект: технология холодного батика.
Значимость работы состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания на материале обучения ручному творчеству; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания, описаны особенности методики обучения данной технологии.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Обучение и творческое развитие учащихся среднего школьный возраста на уроках, связанных с художественным творчеством……………………….5
1.1. Методика, средства и способы творческого развития школьника …..5
1.2. Выполнение сюжетно-декоративных композиций……………………16
2. Технология выполнения холодного батика……………………………….27
3. Пример урока "Роспись ткани в технике "холодный батик"……………..33
Заключение……………………………………………………………………....42
Список литературы……………………………………………………………...45
Использованная литература
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.
- Алферов Л. Технологии росписи – Ростов на - Дону “Феникс” 2000г.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
- Брита Хансен. Роспись по шелку. М.,1997 г.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1988.-178с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.-с.156.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.
- Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1996.
- Выготский Л.С. Мышление и речь /Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 1996.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991.
- Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 1985.-128с.
- Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
- Гурьева Т. С, Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. Сборник трудов НИИХП, Вып. б. М., 1972.
- Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
- Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. - М.: Наука, 1986.-191с.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
- Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н.Леонтьев. - М.: Тарту, 1994.
- Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. - Самара: Бахрах, 1998.
- Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников/ М.,2003
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - СПб.: Питер, 1997.
- Микляева Н.В. Управление образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод.пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая. - М.: Айрис-пресс, 2006.-240с.
- Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992.-263с.
- Оморокова М.Г. Обучение детей эстетическому восприятию художественных рассказов // Начальная школа. - 1980. - №8. - с.13-18.
- Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н. Н. Соболева. М. Л., 1931.
- Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.
- Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. - 1996. - №9. - с.58-66.
- Т а н к у с О. В., Гороховская Л. М- и др. Технология росписи тканей. М., 1969.
- Темсрин С. М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1992.
- Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.
- Ш у м я ц к а я Н. Как создаются рисунки для тканей. Декоративное искусство СССР». 19,58, 8.
- http://festival.1september.ru/articles/419581/