Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Педагогические условия повышения умственного развития в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Педагогические условия повышения умственного развития в процессе обучения детей младшего школьного возраста

СГПИ

Курсовая по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Педагогические условия повышения умственного развития в процессе обучения детей младшего школьного возраста"




Автор работы: Галина
Страниц: 62 шт.



Год:2004

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

1. Введени

Хорошо известно, что в современных условиях никак нельзя трактовать обучение только как формирование у учащихся оп¬ределенной системы зна-ний, умений и навыков. Несмотря на то, что цели обучения детей в школе обычно формулируются в виде определенного их набора или перечня. А именно: дать ребенку необходи¬мую сумму знаний, сформировать необходи-мые умения и навыки (читать, писать, считать, решать разного рода задачи, читать план и карту, писать сочинения и т п.), развить его восприятие, па-мять, мышление и способности, сформировать мировоззрение. Нельзя ска-зать, чтобы эти цели были определены неправильно. Каждая из них сама по себе в отдельности вполне разумна и правомерна. Но беда в том, что, взятые вместе, они образуют только некий эклекти¬ческий конгломерат и не более того. Получается, что знания накап¬ливаются как-то сами по себе, умения и навыки формируются где-то рядом с ними, а параллельно этому идут (или часто идут совсем не в должной мере) процессы развития мышления и спо-собностей. В этом эклектическом конгломерате не ясна внутренняя связь ме-жду отдельными целями и способами их достижения. Нет также разумных критериев для уста¬новления самого набора целей обучения, который может достаточ¬но значительно отличаться у разных авторов.

Объект исследования: умственное развитие детей младшего школь¬ного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия повышения умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Гипотеза исследования: формирование умственного развития детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

если специально организовать познавательную деятельность учащихся;

если учитывать индивидуальные особенности учащихся, определяющие качество умственного развития;

2. Понятие умственного развития

Само понятие умственного развития длительное время характеризова-лось разными исследователями по-разному. Даже сейчас оно вызывает множество споров.

С.Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев рассматривали общее умственное разви¬тие, общий интеллект как сложные психические особенности человека, от ко¬торых зависит успех учения и труда. Они связывали эти категории с постанов¬кой и решением различных познавательных задач.

После высказывание такого подхода началось интенсивное исследование указанной проблемы в самых различных направлениях.

Среди этих исследований следует отметить работу Н.С. Лейтеса, относил к общим умственным способностям прежде всего качества ума (хотя они могут существенно зависеть от волевых и эмоциональны особенностей) характери¬зуют возможности теоретического познания и практической деятельности че¬ловека.

Все вышеизложенное подводит к пониманию круга задач умственного развития как результата умственного воспитания:

- накопление фонда знаний как условие мыслительной деятель¬ности;

- овладение основными мыслительными операциями;

- формирование интеллектуальных умений, характеризующих интеллектуальную деятельность;

- формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

3. Особенности умственного развития детей

младшего школьного возраста

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представ-ляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учены-ми-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости. Те данные, которые представлены далее, не следует рассматривать как нормативные.

Первое из названных направлений связано с формированием речи у де-тей, с активным использованием ее при решении разнообразных задач. развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полу-ченный результат.

4. Вклад российских ученых в исследование умственного развития младших школьников

В числе первых с призывом заняться исследованием общего умственного развития, общего интеллекта выступили С.Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев. Б. Г. Ананьев говорил об этих категориях как о такой сложной психической особенности человека, от которой зависит успех учения и труда. Ученый связывал эти категории постановкой и решением различных познавательных задач, т.е. давал самую общую ориентировочную характеристику явления, указывающую на возможные подходы к ее решению.

После высказывание такого подхода исследование началось интенсивное исследование указанной проблемы в самых различных направлениях. Среди этих исследований следует отметить работу Н.С. Лейтеса, отмечающего, что общие умственные способности, к которым относятся прежде всего качества ума (хотя они могут существенно зависеть от волевых и эмоциональны особенностей) характеризуют возможности теоретического познания и практической деятельности человека. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать связи и от¬ношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.

5. Пути и способы повышения умственного развития детей

младшем школьного возраста в процессе обучения.

Задача повышения умственного развития в процессе обучения решается как через усвоение содержания учебного материала, так и через такую организацию познавательной деятельности, при которой обучаемые вовлекались бы в основные мыслительные операции и выполняли учебные действия, способствующие формированию тех или иных интеллектуальных умений.

В теоретическом плане обоснование методики обучения, наце¬ленного на умственное развитие учащихся, получило отражение в концепции «развивающего обучения».

Концепция развивающего обучения применительно к школьному обуче-нию разрабатывается многими российскими психологами и дидактами. В це-лом, однако, эта концепция должна трактоваться несколько шире, включая развитие не только умственных сил и познавателышх интересов, но и других способностей и сторон личности человека.

Эта концепция была положена в основу перестройки содержа¬ния и мето-дики обучения в начальной школе и пересмотра всего содержания образования в российской школе несколько лет назад. Концепция разви-вающего обучения ориентирует российского учителя на активную работу с учащимися, поскольку от его усилий и педагогического творчества зависит развитие умственных сил и интеллектуальных возможностей каждого ученика.

Правильое методическое преподнесение содержания, выбор ме¬тодов и приемов развивающего обучения это область подлинного творчества учителя, стремящегося добиться активной мыслительной работы учащихся на уроке, обеспечивающей их общее умственное развитие.

6. Заключение

Определением умственного развития занимались многие советские и рос-сийские ученые, такие как Б. Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Н. Д. Левитов, Ю. А. Самарин, Н. А. Менчинская и другие. Они все имели свою точку зрения на сущность понятия «умственное развитие», на то, как формировать умственное развитие детей младшего школьного возраста. Но в настоящий момент все ученые и педагоги сходятся во мнении, что умственное развитие это процесс развития умственных сил и мышления учащихся, происходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий, в том числе и специальных воспитательных воздейст-вии.

Умственное развитие является результатом умственного воспитания, т.е. целенаправленной деятельности воспитателей по разви¬тию умственных сил и мышления учащихся, по привитию им культуры умственного труда.

Содержание работы

1. Введение ... 3

2. Понятие умственного развития . 6

3. Особенности умственного развития детей младшего школьного

возраста...... 22

4. Вклад российских ученых в исследование умственного развития

младших школьников .. 36

5. Пути и способы повышения умственного развития детей младшем школьного возраста в процессе обучения ............................................. 40

6. Заключение ... 47

7. Библиография ... 50

8. Приложение .. 52

Использованная литература

  1. Антонов Г.П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников. М., 1985.
  2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., 1997.
  3. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.. 1979.
  4. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шестом томе М - 1984 т 4
  6. Гальпирин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. М., 1969.
  7. Гальпирин П.Я., Запорожец А.В., Карпов С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1987.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования М: Педагогика, 1986 г.
  9. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
  10. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.
  11. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся, Вопросы психологии - 1990 г. № 6 .
  12. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников - М: Просвещение 1994 г.
  13. Занков Л.В. О начальном обучении. М., 1963.
  14. Зорин Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний школьников. М., 1978.
  15. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
  16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1979.


Другие похожие работы