Творческое мышление,способы его формирования
Реферат по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Творческое мышление,способы его формирования"
Автор работы: Неклюдова Лариса
Страниц: 5 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Информация об окружающем мире поступает к человеку разными каналами: через осяза-ние, обоняние, зрение, слух. Организм сортирует, пе¬рерабатывает поступившую информацию, тем самым познавая окружаю¬щий мир во всем его многообразии. Мышление начинается там, где чув-ст¬венное восприятие оказывается уже недостаточным.
Мышление - это познавательный процесс, внутренняя деятельность психики, при которой на основе сенсорной, чувственной информации про¬исходит обобщенное, опосредованное отраже-ние действительности,
Активные психологические исследования мышления ведутся начи¬ная с XVII в. Сегодня ученые единодушны в том, что в мышлении наибо¬лее ярко проявляется уникальная социальная сущность человека: посред¬ством мышления человечество порождает новое знание, активно тво-рит и преобразует мир. Мышление позволяет открывать общие зависимости ме¬жду вещами, фор-мируя эти зависимости в виде образов, законов, сущно¬стей, передавать от поколения к поколению опыт цивилизаций.
Мышление подразделяется на три вида;
предметно-действенное, или наглядно-действенное;
наглядно-образное;
словесно-логическое (отвлеченное, теоретическое).
Особенностью предметно-действенного мышления является то, что задачи решаются при помощи реального, физического мира непосредст¬венно в акте деятельности. Это тот случай, ко-гда человек не ставит перед собой какой-то задачи, а мыслит, действуя. Такая форма мышления наибо¬лее характерна для детей до трех лет.
Наглядно-образное мышление - это оперирование образами.
Словесно-логическое мышление -- мышление в форме знаков, чисел, кодов, идей и поня-тий. Оно осуществляется посредством слова, речи. Теоретическое, абстрактное мышление под-чиняется системе логических правил и операций: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, абст-раги¬рованию. Анализ - расчленение предмета на составляющие его части. Синтез - построение целог из частей, Синтез не является механическим соединением частей и не сводится к их сумме. Сравнение - установление сходства и различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Обобщение - выделение существенного, выявленного путем абстрагирования. Абст-рагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта предмета или явления, которые в дейст-вительности как самостоя¬тельные не существуют.
Помимо вышеназванных, теоретическое, абстрактное мышление подразделяется на такие компоненты, как суждение, умозаключение, поня¬тие. Индукция - способ производства умозаклю-чений, отражающий на¬правленность хода мысли от общего к частному, дедукция - вывод общего суждения из частного.
Мышление есть и у животных, но мышление животных - это только оперирование нагляд-ными образами вещей, находящимися у них перед глазами. Оно не является отвлеченным мыш-лением. Животное способно обобщать, схватывать только те связи, которые оно обнаруживает в собст¬венном практическом двигательном опыте. Так, например, обезьяна спо¬собна сразу без проб и ошибок решить задачу подтягивания плода палкой только в том случае, если и плод и палка на-ходятся в поле ее зрения и до этого она не менее трех суток имела возможность манипулировать с пал¬ками, играть с ними, исследовать их свойства. При этом мышление живот¬ных ориентировано исключительно на практическое удовлетворение опре¬деленной потребности, а не на познание окру-жающего мира как такового.
Исследования известного швейцарского ученого Ж. Пиаже показали, что по мере развития человека происходит последовательное совершенствование мышления: от предметно-действенного через наглядно-образное к словесно-логическому.
Содержание работы
Мышление
Творчество, интеллект и гениальность
Механизмы формирования и развития памяти и мышления
Фактор осмысления
Фактор интереса
Фактор объема знаний
Использованная литература
- "Психология и педагогика" Е.Н.Заборова,Н.Г.Качалова,В.В.Черданцев
- Екатеринбург 2007