Социально - психологические проблемы адаптации тревожных детей
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Социально - психологические проблемы адаптации тревожных детей"
Автор работы: Салахутдинова Светлана Ильфаровна
Страниц: 39 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующим. Современные условия жизни семьи и школы, актуализирующие для большинства членов общества, независимо от их возраста, проблему выживания, оказывают существенное влияние на развивающуюся личность школьника. Это влияние опосредствуется в ребенке внутренними условиями психического развития, к которым, прежде всего, следует отнести особенности самой его личности, уже сформировавшейся на предшествующих этапах развития. К ним, в частности, относятся психические механизмы отражения трудностей жизнедеятельности, с которыми связаны ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных для него событий жизни, а также оценка их последствии. Эти механизмы соотнесены с мотивами деятельности и с самооценкой личности. Они активно участвуют в целеполагании, в формировании задач, в мобилизации сил и средств для их решения, в оценке результатов.
Феномен личностной тревожности, широко известный в психологической литературе, является, с нашей точки зрения, совокупностью жизненных проявлений данного механизма. В школьном возрасте он складывается с достаточной определенностью и отчетливо проявляет себя как психодинамический аспект эмоционально-волевой регуляции деятельности.
В связи с высокой жизненной значимостью тревожности, ее изучение становится необходимым применительно ко многим областям человеческой практики: в педагогике, в психологическом консультировании, в медицине и в ряде других наук.
Изучению проблемы тревожности посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов: А.Адлер, 1964; Л.Моррис, 1967; Н.Д.Левитов, 1969; Ч.Спилбергер, 1973, 1986; Р.Сарасон, 1975; Р.Лазарус, 1972; А.Кемшшский, 1977; Ю.Л.Ханин, 1978; Ф.Б.Березин, 1976; Я.Рейковский, 1979; П.П.Гайденко, 1979; К.Изард, 1989; А.И.Захаров, 1986; В.М.Астапов, 1992; АМ.Прихожан, 1995 и другие.
Спектр проблематики тревожности достаточно широк: наиболее разработанными, как свидетельствует анализ психологической литературы, являются работы, касающиеся вопросов развития тревожных детей на разных возрастных этапах (Б.И.Кочубей, Е.С.Новикова, А.И.Захаров, В.Р.Кисловская); нейрофизиологических основ тревожности и страха (К.Мэй, С.Эпстейн, Р.Лазарус, Н.Д.Левитов); создания методического инструментария для выявления тревожности (Р.Б.Кеттел, И.А.Мусина, Ч.Спилергер, Б.Н.Филлипс, В.М.Астапов); создания коррекционно-развивающих программ для работы с тревожными детьми (АИ.Захаров, A.M.Прихожан).
Объектом исследования являются тревожные дети, предметом социально психологические проблемы их адаптации в школьном коллективе.
Целью курсовой работы является изучение социально психологических проблем адаптации тревожных детей в школьном коллективе.
Задачи курсовой работы:
- провести анализ понятия «тревожный ребенок»;
- определить социально психологические проблемы тревожных детей в школьном коллективе;
- рассмотреть психологическую помощь детям при адаптации в школе;
- дать методические рекомендации для родителей и учителей;
- раскрыть содержание психолого педагогических мероприятий, направленных на облегчение адаптации тревожных детей в школьном коллективе.
Содержание работы
Введение 3
Глава I. Тревожные дети: социально психологическая характеристика 5
1.1. Понятие «тревожный ребенок» 5
1.2. Социально психологические проблемы тревожных детей в школьном коллективе 7
1.3. Методы изучения и диагностики тревожности у детей 13
Глава II. Психологическая помощь в адаптации тревожных детей в школьном коллективе 23
2.1. Психологическая помощь детям при адаптации в школе 23
2.2. Методические рекомендации для родителей и учителей 31
2.3. Психолого педагогические мероприятия, направленные на облегчение адаптации тревожных детей в школьном коллективе 34
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40
Использованная литература
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1998.
- Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Лускановой Н.Г., Кумариной Г.Ф., Аргинской И.А. М., 2005.
- Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. М., 2004.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д., 2003.
- Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь / Сост. Н.В. Новоторцева. - Ярославль, 2004.
- Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: в школе и дома// Семья и школа. 1998. -№ 7.
- Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение с взрослыми. - Кишинев, 2007.
- Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. - М. 1995.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2002.
- Овчарова Р.П. Справочная книга школьного психолога. - М., 2006.
- Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. M., 2007.
- Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. М., 2007.
- Прихожан А. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. - М., 2005.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И. В. М., 2001.
- Шпаргалка для взрослых // Школьный психолог. 2004. - №8.