Оздоровительное значение подвижных игр в учебно-воспитательном процессе детей школьного возраста.
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Оздоровительное значение подвижных игр в учебно-воспитательном процессе детей школьного возраста."
Автор работы: Ольга
Страниц: 53 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Проблема исследования. Оздоровительное значение подвижных игр в учебно-воспитательном процессе детей школьного возраста.
Проблема здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений актуализируется с появлением классно-урочного стандартно-нормативного подхода в педагогике. Отвечая на требования научно-технической революции и постоянно наращивая объем и интенсивность учебных нагрузок, школа до предела обострила проблему их переносимости, превратившись в «больную школу» (В.Ф. Базарный, 1995; В. Кумарин, 2001 и др.). В то же время, на всех этапах становления современной школы существовал неподдельный интерес к вопросам сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся. И если на ранних этапах он, в большей мере, проявлялся со стороны узких специалистов, то в настоящее время инициатива сохранения позитивного здоровья учащихся и педагогов принадлежит системе образования (Р.И. Айзман, 1996; В.Н. Касаткин, 1998; Г.К. Зайцев, 1998; Э.Н. Вайнер, 1998; Э.М. Казин, 2000; В.С. Соловьев, 2004 и др.).
Игра исторически сложившееся общественное явления, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношение, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Объект исследования оздоровительное значение подвижных игр.
Предмет исследования учебно-воспитательный процесс в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить оздоровительное значение подвижных игр в учебно-воспитательном процессе.
3. Провести исследование на выявление оздоровительного значения подвижных игр в школе.
Теоретико-методологической основой работы являются: системный подход как методология исследования жизненных процессов (А.Н. Аверьянов, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, А.А. Богданов, М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.); исследования по проблемам системного подхода к изучению развития социальных систем (К.А. Абульханова-Славская, Т.П. Галкина, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, Т.В. Светенко, И.И. Семенова и др.); теория адаптации (Р.М. Баевский, Г.Г. Дичев, Ф.З. Меерсон, Г. Селье и др.); медико-биологические основы обучения и воспитания (М.В. Антропова, Р.И. Айзман, М.М. Безруких, Э.М. Казин, В.Р. Кучма, З.В. Любимова, Г.Н. Сердюковская, В.Д. Сонькин, А.Г. Сухарев, Ю.А. Ямпольская и др.); генерльные идеи И.И. Брехмана о здоровье, как основополагающем компоненте личности, структурном анализе здоровья, концепции индивидуального здоровья; концепция формирования физической культуры личности, основные положения теории физического воспитания (В.К. Бальсевич, Ю.Д. Железняк, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, В.И. Столяров и др.); представления об адаптивной школе (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург и др.); технологический подход к образованию (М.Е. Бершадский, В.П. Беспалко, А. Кушнир, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, В.Э. Штейнберг и др.).
ГЛАВА I. "СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
1.1. Происхождение, общие теории игры
1.1.1. Психология игры. Её педагогическое значение
Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.
Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем в игре, и это хорошо было известно с древних времен. «Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры», замечает Е.А. Покровский.
У древних греков для этой цели служили главным образом: прыганье, бег, метание диска, борьба, игры в мяч, т.е. как именно те самые игры, которые и в настоящее время более всего и всюду нравятся детям. «Игры представляют собой наиестественнейший вид физических упражнений... Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например, при подвижных играх... Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела... Игры бесспорно составляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений...
Не забудем далее, что «подвижные игры по самому существу своему требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха, а потому и с этой стороны они наиболее отвечают идеалам гигиены, чем гимнастика, обыкновенно и почти всегда проводимая в закрытых и тесных пространствах. Посмотрим, кроме того, сколько гигиена выигрывает от того одушевления и веселья детей, какие наблюдаются во время игр, и чего совсем недостает никакому другому виду физических упражнений» [1].
Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:
движение,
физическая раскованность и свобода,
общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,
состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,
наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе»,
легкость, которую приобретает каждый ее участник,
ограниченность во времени,
«у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».
Традиции использования подвижных игр в России имеют свою длительную историю. Рекомендации проведения подвижных игр учащихся на воздухе «всяк день» по одному часу после обеда и вечером встречаются во многих литературных памятниках старины. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Бецкой и другие известные деятели XVIIIXIX вв. высказывались о необходимости проведения подвижных игр и развлечений детей на открытом воздухе.
Содержание работы
Введение 3
Глава I. "Структура, сущность и значение подвижных игр в
учебно-воспитательном процессе" 6
1.1. Происхождение, общие теории игры 6
1.1.1. Психология игры. Её педагогическое значение 6
1.1.2. Классификация детских игр 15
1.2. Подвижная игра как метод оздоровления 17
1.2.1. Место подвижных игр в учебно-воспитательном
Процессе 17
1.2.2. Виды и структура подвижных игр 22
1.2.Значение дидактических игр в процессе обучения 26
1.3. Оздоровляйся, играя! 29
Глава 2. "Влияние подвижных игр на детей школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" 34
2.1. Использование подвижных игр в учебно-воспитательном процессе 34
2.2. Исследование оздоровительного значения под влиянием подвижной игры на группе детей школьного возраста 36
2.3. Подготовка учителя к работе с детьми
школьного возраста 37
2.3.1. Исследование по психологическим тестам уровня оздоровления детей в школе 39
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры.-М.:ФиС, 1978.-223с.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого -М.:Физкультура и спорт, 1988.-207с.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2000.
- Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: факторы риска и пути их устранения. М.: Советский спорт, 2006. 150 с.
- Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М.Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. 2007. - №4. - С.29-33.
- Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков / В.И.Лях, Г.Б.Майксон, Л.Б.Кофман. М., 1992.
- Кудрявцев В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
- Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры». - М.: Айри-Дидактика, 2003.
- Мартынов С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. - М.: Владос, 2002.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей школьного возраста. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2000.
- Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Младший школьный возраст. М., 2000.
- Портнов, Ю.М. Спортивные игры и методика их преподавания / Ю.М.Портнов. М., 1986.
- Потопчук А.А., Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для школьников. - С.-Пб.: Речь, 2002.
- Разин, В.В. Общеразвивающие и специальные физические упражнения / В.В.Разин, И.С.Разина. М., 1994.