Простой категорический силлогизм: структура, общие правила, фигуры и модусы.
Реферат по предмету:
"Логика"
Название работы:
"Простой категорический силлогизм: структура, общие правила, фигуры и модусы."
Автор работы: Ольга
Страниц: 21 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Познавая окружающую действительность, мы приобретаем новые знания. Некоторые из них непосредственно, при помощи чувств; другие же опосредованно, на основании логического мышления, путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Логическая форма получения выводных знаний умозаключение.
Логическая сущность умозаключения состоит в движении мысли от анализа имеющегося знания к синтезу нового знания. Это движение имеет объективный характер и определяется реальными связями действительности. Объективная связь, отраженная в сознании, обеспечивает логическую связь мыслей. Напротив, отсутствие объективных связей действительности приводит к логическим ошибкам.
Структура любого умозаключения включает 3 элемента:
1. Исходное знание, выражающееся в посылках.
2. Обосновывающее знание, выражающееся в правилах умозаключения.
3. Выводное знание, выражающееся в заключении или выводе.
В зависимости от последовательности развития мысли, а также от логической обоснованности вывода умозаключения делятся на следующие виды: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, индуктивные умозаключения лишь навдят на мысль, а заключение по аналогии переносит мысль с одного предмета на другой.
Дедуктивное умозаключение форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, с логической необходимостью носит достоверный характер. Объективной основой дедуктивных умозаключений является единство общего и единичного в реальных процессах, предметах окружающего мира. Процедура дедукции имеет место в том случае, когда информация посылок содержит (часто в неявной форме) информацию, выраженную в заключении. Дедуктивное умозаключение способ извлечения этой информации и представления ее в явной форме. Правила дедуктивного вывода определяются характером посылок, которые могут быть простыми или сложными суждениями, а также их количеством. В зависимости от количества используемых посылок, из которых строится вывод, дедуктивные умозаключения бывают непосредственными и опосредованными .
В опосредованным умозаключениях вывод следует из двух или нескольких суждений, логически связанных между собой.
Различают несколько видов опосредованных умозаключений: а) силлогизмы, б) условные умозаключения; в) разделительные умозаключения.
В нашей работе мы уделим внимание именно силлогизмам.
Силлогизмы характеризуются тем, что в их состав входят суждения, имеющие субъективно-предикатное строение. В силлогизме, как и во всяком дедуктивном умозаключении, в заключении не может содержаться информация, отсутствующая в посылках. Заключение только развертывает (сосчитывает) информацию посылок, но не может привносить новую информацию, отсутствующую в них. Таковыми являются все суждения . Рассмотрим наиболее распространенный из них простой категорический силлогизм.
Понятие простого категорического силлогизма можем наблюдать еще в средние века. В своей книге «Введение в категорический силлогизм» А.М.Т.С.Боэций вначале дает определение таких понятий как «имя», «глагол», «речь», «термин», «субъект», «предикат», «посылка», в дальнейшем описывает различные виды посылок.
Актуальность. На основе вышесказанного можем сказать, что актуальность темы состоит в том, что изучение силлогизмов, как и самго общего курса «Логики» приводит к развитию логического мышления, анализу нашего мышления на основе познания, к выводу умозаключений.
Цель работы. На основе литературного обзора изучить понятие простого категорического силлогизма.
Задачи работы. Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи:
1. Изучим структуру простого категорического силлогизма.
2. Изучим общие правила: терминов и посылок.
3. Изучим фигуры и модели простого категорического силлогизма.
Предмет исследования силлогизмы.
Глава 1. Структура простого категорического силлогизма
Категорический силлогизм это такое опосредствованное дедуктивное умозаключение, посылками и заключением которого являются категорические суждения. В основе вывода лежит аксиома силлогизма: «все, что утверждается или отрицается о роде (классе), необходимо утверждается или отрицается о виде, принадлежащем к данному роду (или члене данного класса)» .
Например:
Все рыбы дышат жабрами
Карась рыба
Карась дышит жабрами
Как и в суждениях, категорический силлогизм имеет термины. Но если в суждениях их два, то в категорическом силлогизме три. Различают меньший, больший и средний.
Понятие, являющееся субъектом заключения, называется меньшим термином и обозначается символически «S». В вышеприведенном примере ему соответствует понятие «карась». Понятие, являющееся предикатом заключения, называется большим термином и обозначается символом «P». В указанном примере им является понятие «нечто, что дышит жабрами». Меньший и больший термины называются крайними терминами. Каждый из них входит в одну из посылок. Посылка, содержащая больший термин, называется большей, а посылка, содержащая меньший термин, называется меньшей.
В указанном примере суждение «Все рыбы дышат жабрами» является большей посылкой, а суждение «Карась рыба» меньшей. Кроме крайних терминов, в состав простого категорического силлогизма входит термин, повторяющийся в обеих посылках и отсутствующий в заключении этот термин называется средним и обозначается символом «М». В данном примере средним термином является понятие «рыба». Таким образом, исходя из структуры простого категорического силлогизма, его можно определить как опосредствованное дедуктивное умозаключение, в заключении которого устанавливается связь между крайними терминами на основании их отношения к среднему термину.
Аксиома простого категорического силлогизма это положение, обосновывающее правомерность вывода из посылок простого категорического силлогизма. Она имеет две формулировки по объему и по содержанию.
Аксиома по объему все, что утверждается или отрицается относительно всего логического класса, действительно и в отношении каждого отдельного элемента этого класса.
Аксиома по содержанию признак признака вещи есть признак самой вещи; то, что противоречит признаку вещи, противоречит самой вещи .
Глава 2. Общие правила простого категорического силлогизма
Для того чтобы при наличии истинных посылок заключение следовало из посылок с необходимостью, требуется соблюдение правил построения простого категорического силлогизма. В данном случае необходимость каждого правила означает, что если оно не выполняется в некотором умозаключении, то умозаключение неправильно. Достаточность же всех общих правил выражается в том, что выполнение каждого из них свидетельствует о правильности умозаключения. Иными словами, силлогизм правильный, если выполнены все правила простого категорического силлогизма, и не правилен, если не выполнено хотя бы одно из них. Учитывая сказанное, эти правила можно характеризовать не только как критерии, но и как определенные требования к умозаключениям этого типа, выполнение которых гарантирует получение истины из истины. Данные правила делятся на две группы: правила терминов и правила посылок .
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Структура простого категорического силлогизма 6
Глава 2. Общие правила простого категорического силлогизма 8
2.1. Правила терминов 9
2.2. Правила посылок 10
Глава 3. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма
12
3.1. Фигуры простого категорического силлогизма 12
3.2. Модусы простого категорического силлогизма 17
Заключение 20
Список литературы 21
Использованная литература
- Черняк Н.А. Логика: Учебное пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 84 с.
- Логика: учебное пособие / сост.: М.Д. Купарашвили, А.В. Нехаев, В.И. Разумов, Н.А. Черняк. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 124 с.
- Логика. И.В.Демидов, Под ред. Б.И.Каверина. М.: Дашков и К, 2004. 345с.
- Апполонов А.В. Средневековая логическя традиция «Введение в категорические силлогизмы» А.М.Т.С.Боэция // Знание и традиция в истории мировой философии: Сб.ст. М.: Росспэн, 2001. С. 101-114.