Логика, вариант 5
Контрольная по предмету:
"Логика"
Название работы:
"Логика, вариант 5 "
Автор работы: на отлично
Страниц: 9 шт.
Год:2013
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
4. Укажите, какая именно операция – обобщение или ограничение – применена к данным понятиям. Укажите также, правильно или неправильно произведено обобщение или ограничение понятия.
Варианты ответов: 1) обобщение – правильно; 2) обобщение – неправильно; 3) ограничение – правильно; 4) ограничение – непра-вильно.
Море → Средиземное море → Азовское море.
4) Ограничение – неправильно.
Правильное ограничение: «Море → Средиземное море» или «Море – Азовское море». Понятия «Средиземное море» и «Азовское море» соподчинены понятию «море». Значит переход от понятия «Средиземное море» к понятию «Азовское море» не является ограничением.
Содержание работы
Тема «Понятие»
1. Укажите объём и содержание каждого понятия:
1) Планета Солнечной системы.
2) Букет алых роз.
3) Пушечный залп.
4) Бедность.
) Столица Франции город Париж.
2. Укажите, правильно ли дано определение понятия. Если определение дано неправильно, укажите, какая именно ошибка в определении допущена. Варианты ответов: 1) Определение дано правильно. 2) Неясное, нечёткое определение. 3) Слишком широкое определение. 4) Слишком узкое определение. 5) Определение содержит в себе логический круг. 6) Отрицательное определение.
Термометр – стеклянный прибор для измерения температуры тела.
3. Укажите, правильно ли произведено деление понятия. Если деление произведено неправильно, укажите, какая именно ошибка (или ошибки, если их несколько) допущена. Варианты ответов: 1) деление произведено правильно; 2) деление произведено по разным основаниям; 3) неполное деление; 4) деление с лишним членом; 5) члены деления не исключают друг друга по объёму; 6) допущен скачок в делении; 7) вместо логического деления понятия допущено фактическое деление целого на части.
Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь.
4. Укажите, какая именно операция – обобщение или ограничение – применена к данным понятиям. Укажите также, правильно или неправильно произведено обобщение или ограничение понятия.
Варианты ответов: 1) обобщение – правильно; 2) обобщение – неправильно; 3) ограничение – правильно; 4) ограничение – неправильно.
Море → Средиземное море → Азовское море.
Тема «Суждение»
1. Определите вид простого суждения по объёму субъекта (по количеству). Варианты ответов: 1) общее суждение; 2) частное суждение; 3) единичное суждение.
Луна – самый крупный естественный спутник Земли.
2. Определите вид простого суждения по содержанию предиката. Варианты ответов: 1) суждение свойства (признака); 2) суждение отношения; 3) суждение существования.
Нет правил без исключений.
3. Определите вид простых суждений по объединённой классификации суждений. Варианты ответов: 1) общеутвердительное суждение; 2) общеотрицательное суждение; 3) частноутвердительное суждение; 4) частноотрицательное суждение.
1) Кое-какие цели человечества ещё не достигнуты.
2) «Орёл не ловит мух» (Латинская пословица).
4. Укажите распределённость терминов в суждениях предыдущего задания. Варианты ответов: 1) субъект распределён, предикат распределён (S+, P+); 2) субъект распределён, предикат нераспределён (S+, P–); 3) субъект нераспределён, предикат распределён (S–, P+); 4) субъект нераспределён, предикат нераспределён (S–, P–).
1) Кое-какие цели человечества ещё не достигнуты.
2) «Орёл не ловит мух» (Латинская пословица).
5. Определите вид сложного суждения. Варианты ответов: 1) соединительное (конъюнктивное) суждение; 2) строго разделительное (строго дизъюнктивное) суждение; 3) нестрого разделительное (нестрого дизъюнктивное) суждение; 4) условное (импликативное) суждение; 5) эквивалентное суждение.
«Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством» (Джон Кеннеди, 35-й президент США).
6. Определите модальность суждения. Варианты ответов: 1) алетическая модальность; 2) эпистемическая модальность; 3) деонтическая модальность; 4) аксиологическая модальность; 5) временная модальность; 6) пространственная модальность (возможны несколько вариантов ответа).
«Я полагаю, что глупца и умного человека можно различить даже со спины» (Артур Шопенгауэр, немецкий философ XIX века).
Тема «Основные формально-логические законы»
1. Какой из основных формально-логических законов нарушен в следующем высказывании:
«Шофёр Синельщиков не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме» (Из протокола).
(Варианты ответов: 1) закон тождества; 2) закон противоречия (непротиворечия); 3) закон исключённого третьего; 4) закон достаточного основания).
2. Какой из основных формально-логических законов нарушен в следующем диалоге:
В романе И.С. Тургенева «Рудин» происходит следующий диалог между двумя героями:
– Что же, по-вашему, убеждений не существует?
– Нет и быть не может!
– Это ваше убеждение?
– Да!
(Варианты ответов: 1) закон тождества; 2) закон противоречия (непротиворечия); 3) закон исключённого третьего; 4) закон достаточного основания).
Тема «Дедуктивное умозаключение»
Определите, правильно или неправильно построены простые категорические силлогизмы. Если какой-либо силлогизм построен неправильно, укажите, какое именно правило терминов или правило посылок нарушено.
Варианты ответов:
1) Силлогизм построен правильно;
2) Нарушено правило терминов 1: «В простом категорическом силлогизме должно быть только три термина»;
3) Нарушено правило терминов 2: «Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок»;
4) Нарушено правило терминов 3: «Термин, не распределённый в посылках, не может быть распределён в заключении»;
5) Нарушено правило посылок 1: «Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением»;
6) Нарушено правило посылок 2: «Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным»;
7) Нарушено правило посылок 3: «Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением»;
8) Нарушено правило посылок 4: «Если одна из посылок – частное суждение, то и заключение должно быть частным».
1. Шуба греет.
Шуба – русское слово.
Некоторые русские слова греют.
2. Все рыбы плавают.
Все щуки являются рыбами.
Все щуки плавают.
3. Все щуки являются рыбами.
Все щуки плавают.
Все рыбы плавают.
4. Все щуки являются рыбами.
Все щуки плавают.
Некоторые рыбы плавают.
5. Все щуки плавают.
Некоторые рыбы являются щуками.
Некоторые рыбы плавают.
Использованная литература
- Гетманова Л. Д. Учебник по логике. - М., 1994.
- Ивлев Ю. В. Логика. - М., 2000.
- Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. - М., 1982.