Понятия (контрольная по логике)
Контрольная по предмету:
"Логика"
Название работы:
"Понятия (контрольная по логике)"
Автор работы: Соловьёв Александр
Страниц: 18 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Понятие представляет собой отражение единой мысли существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем.
Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Так, содержанием понятия "человек" является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия "государство" выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.
Для раскрытия содержания необходимо путем сравнения установить признаки, которые необходимы и достаточны для выделения данного предмета и выяснения его отношения к другим предметам.
Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например, объем понятий "растение", "животное", "товар" выражает всю безграничную совокупность соответствующих предметов реальной действительности.
Другие понятия имеют гораздо более узкий объем, например, "планеты солнечной системы", "экономически развитые страны", "справедливые войны" и т.д.
Совокупность предметов, на которые распространяется данное понятие, составляет логический класс предметов. Логический класс - это такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего они выражаются общим понятием. Логический класс и объем соответствующего понятия совпадают. Например, класс реактивных самолетов, класс позвоночных животных, класс землеройных машин - эти совокупности однородных предметов составляют объем соответствующих понятий.
Логические классы предметов бывают менее широкие и более широкие, ограниченные и безграничные.
Так, класс химических элементов или класс грузовых автомобилей ограничены определенным числом, а класс деревьев - безграничен, ибо он включает все деревья, которые росли, растут и будут произрастать на нашей земле.
Более широкий логический класс может включать в себя, другие, менее широкие. В такой трактовке более широкий класс называется высшим, подчиняющим менее широкие, низшие классы. К примеру, класс "частные науки" выше класса "гуманитарные науки", класс космических тел выше класса звезд и т.д. Следует иметь в виду, что если два общих понятия по своим объемам находятся в отношении подчинения, т.е. объем одного понятия входит в объем другого, тогда более широкое по объему понятие (подчиняющее) называется родовым. А подчиненное понятие выступает в качестве видового. Например, понятие "государство" будет родом, а понятие "Российское государство" - видом; понятие "несправедливый мир" есть вид родового понятия "мир". Необходимо отметить, что "род" и "вид" - категории соотносительные.
Содержание работы
Введение 3
1. Характеристика понятия 5
2. Содержание и объем понятия 8
3. Виды понятий и отношение между ними 12
Практическое задание 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Использованная литература
- Алексеев А..П. Аргументация. Познание. Общение. М., 2006.
- Бочаров В.А. , Маркин В.И. Основы логики. М., 2003.
- Войшвиллло Е.К. Понятие как форма мышления. М.,2007.
- Ивлеев Ю.В. Логика. М., 2005.
- Старченко А.А. Логика в судебном исследовании. М., 2006.