Вариант 5
Контрольная по предмету:
"Логика"
Название работы:
"Вариант 5"
Автор работы: Юлия Сирик
Страниц: 10 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Задание 4. Найдите достаточные основания для утверждений:
а) Этот человек юрист, т.к все юристы имеют юридическое образование, а этот человек имеет юридическое образование
б) Это университет, т.к. университет - это учебное заведение, дающее высшее образование, послевузовское образование и обучающее не менее чем по 50 специальностям, а это учреждение выпускает специалистов с высшим образованием, занимается послевузовским образование, готовит специалистов по 60 специальностям
Задание 5. Какие из следующих понятий являются положительными, а
какие - отрицательными:
Положительные: Антилопа, Контрабанда
Отрицательные: Неприкосновенность, Бездетный, Иррациональность. Невменяемый, Антилогарифм
Задание 6. Проверьте, правильно ли определены виды отношений между понятиями:
а) Эксплуататор, крестьянин - частичное согласие - верно
б) Форма мышления, понятие, положительное понятие - соподчинение - неверно
в) Атом, молекула – подчинение - неверно
г) Кинематика, механика – противоположность – неверно
Содержание работы
1. Назовите типичные ситуации нарушения закона достаточного основания. Приведите примеры к каждой ситуации.
2. Почему нелогичны следующие высказывания:
а) Автор спрятал идею под судьбой героя.
б) Вся поляна наполнилась янтарным блеском и от берёз на землю упали унылые тени.
3. Суд разбирал дело Игната, Тихона, Егора и Матвея. Один из них
угнал машину. Во время суда каждый сделал по три заявления:
Игнат: Это сделал я. Тихон не делал этого.
Егор тоже не делал этого .
Тихон: Это сделал я. Игнат не делал этого.
Егор тоже не делал этого .
Егор: Это сделал я. Тихон не делал этого.
Матвей тоже не делал этого .
Матвей: Это сделал я. Егор не делал этого.
Игнат тоже не делал этого .
Суд установил, что один из подсудимых дважды солгал.
Кто угнал машину?
4. Найдите достаточные основания для утверждений:
а) Этот человек - юрист.
б) Это - университет.
5. Какие из следующих понятий являются положительными, а
какие - отрицательными:
Антилопа. Неприкосновенность личности. Антилогарифм.
Бездетный. Контрабанда. Иррациональность. Невменяемый.
6. Проверьте, правильно ли определены виды отношений между понятиями:
а) Эксплуататор, крестьянин - частичное согласие.
б) Форма мышления, понятие, положительное понятие
соподчинение.
в) Атом, молекула - подчинение.
г) Кинематика, механика - противоположность.
7. Что такое остенсивное определение? Приведите примеры.
8. Проверьте, правильно ли даны следующие определения (если
нет, то назовите логические ошибки):
а) Понятие - отражение действительности.
б) Государственный орган - политическое учреждение.
в) Величина - то, что можно уменьшить или увеличить.
г) Вершина - точка, в которой сходятся две соседние стороны
многоугольника.
9. Правильно ли произведены следующие деления (если нет, то
назовите логические ошибки):
а) Университет состоит из дневного, вечернего и заочного
20
отделений .
б) Аргументация бывает индуктивной, дедуктивной и
индуктивно-дедуктивной.
в) Треугольники бывают равнобедренными, равносторонними,
остроугольными и тупоугольными.
г) В магазине имеются продовольственные и промышленные
товары.
10. Произведите обобщение следующих понятий:
Форма государственного управления. Угол. Планета.
Кривая. Личность. Меморандум. Поступок.
11. Три подруги участвовали в городской студенческой олимпиаде
по разным предметам. Каждая заняла призовое место. Одна -
первое, другая - второе, третья - третье. Известно, что Марина
заняла не первое место. Места, которые заняли Галя и Марина в
сумме, равны месту, которое заняла Оля. Девушка, которая
участвовала в олимпиаде по логике, заняла первое место. Третье
место заняла девушка, которая не участвовала в олимпиаде по
юриспруденции. Третьим предметом была экономика.
Какие места и по каким предметам заняли подруги?
12. Дано суждение: «Радий не должен обогащать никого» (М.
Кюри). Ответьте на вопросы:
а) Каково по качеству и количеству это суждение (запишите
формулу)?
б) Какова распределенность (авторская и читательская)
терминов в этом суждении?
в) Каковы логическая и фактическая модальности этого
суждения?
13. Установите вид (по качеству и количеству, по логическому
союзу, по модальности) следующих суждений и составьте их
формулы:
а) Как страшен может быть разум, если он не служит человеку
(Софокл).
б) Дайте мне материю, и я построю из нее мир (Кант).
14. Правильно ли установлены качество и количество,
распределённость терминов и модальность следующих:
а) Невозможно обратить историю вспять. -
Общеутвердительное, субъект распределен, предикат не
распределен, суждение о возможности, достоверное.
б) Эта зима, по-видимому, будет холодная. - Частноутвердитель-
ное, субъект распределён, предикат не распределен, суждение
о возможности, вероятное.
15. Составьте суждение по формуле: ( А & В ) v С .
Определите, при каких значениях А , В и С оно будет
истинным?
16. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте,
правильно ли построен силлогизм:
Иванов не является юристом, так как все адвокаты - юристы, а
Иванов не является адвокатом.
17. Установите вид энтимемы, проверьте её правильность:
В этом силлогизме обе посылки частные, значит, он
построен неправильно.
18. На основе данных понятий постройте правильный
силлогизм:
Закон об образовании, гражданин России, законы
Российской Федерации.
19. Найдите средний термин для следующих понятий:
Пропаганда войны - преступление.
20. На основе данных понятий постройте правильный
полисиллогизм:
Уголовное правонарушение, преступление против личности,
клевета, Иванов.
21. В чем суть логической ошибки «увеличение объёма
большего термина»? Приведите пример.
22. В одном странном городе одни жители говорили только правду,
а другие лгали. Как-то встретились пять жителей этого города и
между ними произошёл такой разговор:
Алексей: «По крайней мере, один из нас лжец».
Борис: «Нет, по крайней мере, две из нас лжецы».
Виктор: «По крайней мере, трое из нас лжецы».
Геннадий: «Нет, по крайней мере, четверо из нас лжецы».
Дмитрий: «Среди нас нет лжецов».
Кто из них говорит правду, а кто лжет?
23. Постройте классификацию сложных умозаключений.
Дайте определение каждому виду.
24. Установите вид, модус, запишите в символической форме,
проверьте, правильно ли построены следующие
умозаключения:
а) Чтобы тень от Земли, надвигающаяся на поверхность Луны
во время лунных затмений, была круглой, необходимо, чтобы
Земля имела форму шара. Известно, что тень от Земли,
надвигающаяся на поверхность Луны во время лунных
затмений, круглая. Следовательно, Земля имеет форму шара.
б) Государственное устройство может быть унитарным или
федеративным. Это государство не является унитарным,
значит, оно федеративное.
25. Восстановите недостающую часть в следующей энтимеме и
проверьте её правильность:
Право либо дано природой, либо основано на соглашениях
между людьми. Но право не дано природой.
26. Получите следующее суждение в качестве вывода в
умозаключении по аналогии:
Этот студент, наверное, сдаст экзамен по логике на «отлично».
27. Найдите тезис и аргументы, укажите способ аргументации и
проверьте, соблюдены ли её правила, составьте схему
аргументации:
- Говорят, трубка сушит.
- Позвольте мне вам заметить, что это предубеждение. Я
полагаю даже, что курить табак здоровее, нежели нюхать
табак. В нашем полку был поручик, прекраснейший и
образованнейший человек, который не выпускал изо рта
трубки не только за столом, но даже, с позволения сказать, во
всех прочих местах. И вот ему теперь уже сорок с лишним
лет, но благодаря бога, до сих пор так здоров, как нельзя
лучше (Н.В. Гоголь. Мёртвые души).
28. К данному тезису подберите достаточное количество
аргументов, составьте схему связи тезиса и аргументов:
Данное государство не является унитарным.
29. Подберите равнозначный тезис к следующему:
Это «самоубийственный довод».
30. Произведите обращение следующих суждений:
а) Уважение к истине - начало премудрости (А.И. Герцен).
б) Все предложения не были приняты.
31. Являются ли в следующих парах вторые суждения
следствиями первых (если нет, то назовите логические
ошибки):
а) Научная мысль не знает территориальной замкнутости.
Следовательно, научная мысль всеобща.
б) Лица, занимающиеся контрабандой, подлежат привлечению к
уголовной ответственности. Значит, ни один гражданин, не
привлеченный к уголовной ответственности, не занимается
контрабандой.
32. Из следующих суждений сделайте выводы на основе
логического квадрата и установите их правильность:
а) Истинно, что иногда опаздывать можно.
б) Ложно, что никто из путешественников не вернулся.
33. Какое правило аргументации нарушается в следующем
случае:
О французском ораторе Берне рассказывают, что однажды,
пытаясь добиться обвинительного приговора подсудимому, он
произнёс краткую речь: «Мой выбор сделан, не колеблясь ни
минуты, думаю, что моя мысль очевидна, а убеждение глубоко
и непоколебимо. Виновен Ларош, преступник он!».
34. Правильно ли поставлены следующие вопросы?
Установите их вид:
а) Эта мысль - понятие или суждение?
б) Действительно ли Иванов совершил кражу?
35. Подберите понятия, отношения между которыми
соответствуют схеме:
А В
С
б) Это - университет.
5. Какие из следующих понятий являются положительными, а
какие - отрицательными:
Антилопа. Неприкосновенность личности. Антилогарифм.
Бездетный. Контрабанда. Иррациональность. Невменяемый.
Использованная литература
- нет