Логика формальная и диалектическая
Курсовая по предмету:
"Логика"
Название работы:
"Логика формальная и диалектическая"
Автор работы: Сергей Лебедев
Страниц: 25 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Для того, чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чем заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышления должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.
Для выяснения значения логики обыкновенно принято исходить из определения ее. Мы видим, что логика определяется как наука о законах правильного мышления. Из этого определения логики, по-видимому, следуем, что стоит изучить законы правильного мышления и применять их в процессе мышления, чтобы можно было мыслить вполне правильно. Многим даже кажется, что логика может указывать средства для открытия истины в различных областях знания.
Но в действительности это неверно. Логика не поставляет своею целью открытие истин, а ставит своею целью доказательство уже открытых истин. Формальная логика рассматривает механизмы получения правильности выводов. Диалектическая логика рассматривает процесс развития связи взаимоперехода образа мышления, объективной реальности и процесса мышления.
В.И.Ленин в работе «Еще раз о профсоюзах», писал: «…Логика формальная, которой ограничиваются в школах (и должно ограничиваться – с поправками – для низших классов школы), берет формальное определение, руководясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим. Если при этом берутся два или более различных определения и соединяются вместе совершенно случайно (и стеклянный цилиндр и инструмент для питья), то мы получаем эклектическое определение, указывающее на разные стороны предмета и только.
Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении», изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, связи с окружающим миром. В-3-х, вся человеческая практика должно войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»…» . Логика указывает правила, при помощи которых могут быть открыты ошибки. Вследствие этого, благодаря логике можно избежать ошибок. Поэтому становится понятным утверждение английского философа Д.-С.Милля. что польза логики главным образом отрицательная. Ее задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок. Вследствие этого практическая важность логики чрезвычайно велика. «Когда я принимаю в соображение, - говорит Д.-С.Милль, - как проста теория умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного знания ее принципов и правил и даже значительной опытности в их применении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-нибудь умственным трудом, упускает это изучение. Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит больше пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и положений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределенных и двусмысленных как логика».
Содержание работы
Введение 3
Логика формальная и диалектическая 6
Основные методологические принципы формальной логики 11
Основные формально-логические законы 15
Анализ сути законов методом их сравнения 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Использованная литература
- « Логика » - Иванов Е. А. Москва 1996
- « Учебник по логике » - Челпанов Г. А. Москва 1994.
- Горский Д.П. Логика. – М.: Гос.учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1955 с.10
- Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Наука, 1994. с.32-35.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. — М.: Политиздат, 1974. С.7-11.
- Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. – М.:Гос. издательство политической литературы, 1963 с.4-11.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений, издание пятое. т.42 с.289 – 290.
- Учебник, « Логика 10-11 классы ».
- Челпанов Г.И. Учебник логики. – М.: Издательская группа «Прогресс», с.3-8.
- Шинкарук В.И. Логика, диалектика и теория познания Гегеля . Киев: издательство Киевског университета, 1964. С. 289 – 293.