Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Теория государства и права --> Понятие и виды правовых институтов. .

Понятие и виды правовых институтов. .

не указан

Курсовая по предмету:
"Теория государства и права"



Название работы:
"Понятие и виды правовых институтов. ."




Автор работы: Юлия
Страниц: 25 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

1. 2. Роль правовых институтов в структуре системы права

Юридические нормы, составляющие право, связаны между собой. Их взаимосвязь придает праву определен¬ную целостность, единство и внутреннюю согласованность. Единство и согласованность правовых норм обусловлены единством регулируемых правом многообразных обще¬ственных отношений, которые взаимосвязаны, взаимоза¬висимы, взаимодействуют между собой, обладая при этом отличительными особенностями и качественным своеоб¬разием. Все это свидетельствует о системности обществен¬ных отношений как целостности, объединенной внутрен¬ними связями. Общественные отношения «передают» эти качества праву. Составляющие право группы норм, как и регулируемые ими общественные отношения, многообраз¬но взаимозависимы и взаимосвязаны, т.е. обладают всеми признаками системности.

Система права, таким образом, не создается по произ¬вольному усмотрению людей, а обусловлена в конечном счете системой общественных отношений и складывается постепенно, в процессе естественно-исторического развития.

Система (от греч. соединение, составленное из час¬тей) - это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений в целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенным законам или принципам. Следовательно, исследование системы права предполагает выяснение того, из каких элементов (час¬тей) она состоит, как они между собой связаны, как взаи¬модействуют, выявить принципы построения и развития системы, т.е. ее структурную организацию .

Теория права в качестве первичного звена, исходного элемента системы права выделяет правовую норму. В со¬ответствии с многообразием группировки, обособления са¬мих общественных отношений путем различных сочетаний правовых норм формируются (группируются) более круп¬ные элементы (части) системы, которые в науке получили название институтов права, подотраслей и отраслей права.

Основными элементами системы права являются, та¬ким образом, отрасли (подотрасли) права, институты пра¬ва и нормы права.

Следовательно, система права - это объективно обус¬ловленная характером общественных отношений внут¬ренняя организация (структура) права, которая выража¬ется в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

Отрасль права - основное структурное подразделение системы права, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно од¬нородные общественные отношения, обладающие устой¬чивостью и обособленностью.

В силу обособленности и относительной самостоятель¬ности регулируемых отношений объективно приобретает относительную самостоятельность, устойчивось и отрасль права. В отличие от иных элементов системы отрасль спо¬собна к самостоятельному функционированию и взаимо¬действию с другими отраслями в рамках единой системы. Следовательно, входящие в систему права отрасли взаи¬мосвязаны, но не дублируют друг друга.

Отрасль права регулирует обширную сферу относи¬тельно однородных общественных отношений, существен¬но влияющих на организацию социальной жизни. Но для образования и выделения самостоятельной отрасли права еще недостаточно, чтобы регулируемые общественные от¬ношения составляли единый обширный комплекс соци¬альных связей, отличающихся от других общественных отношений. Отрасль права, кроме того, характеризуется на¬личием особого метода правового регулирования, т.е. свое¬образного набора специфических юридических средств, спо¬собных обеспечить эффективное регулятивное воздействие как отрасли в целом, так и составляющих ее частей.

Специфика строения отраслей права заключается в том, что в них, как правило, выделяются общая и особенная части. В общей части группируются нормы и институты, обслуживающие особенную часть, в которой они конкрети¬зируются. Это исключает дублирование, громоздкость и, сле¬довательно, способствует лучшему восприятию содержания норм. В отраслях права обычно выделяются основные ин¬ституты, в которых закрепляются общеотраслевые прин¬ципы, содержание и объем правового регулирования. Так, в отрасли конституционного права таким институтом вы¬ступает институт конституционного строя, а в отрасли тру¬дового права - институт трудового договора.

Отрасль права, таким образом, можно определить как совокупность взаимосвязанных, объективно обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфи¬ческого метода обширный круг общественных отноше¬ний, обладающих внутренним единством, отличительны¬ми свойствами, качественным своеобразием.

Так, например, нормы права, регулирующие имуществен¬ные и связанные с ними личные неимущественные отно¬шения, образуют отрасль гражданского права; отношения, возникающие по поводу пользования землей, - отрасль земельного права; отношения, связанные с браком и семь¬ей,- семейное право.

В свою очередь, отрасли права состоят из менее круп¬ных групп норм, имеющих общие черты, но характеризую¬щихся внутри отрасли некоторой обособленностью. Это правовые институты. Отрасль формируется из правовых норм через институты. Правовой институт это входя¬щая в отрасль (подотрасль) права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих опре¬деленную разновидность или сторону однородных обще¬ственных отношений.

Как видно, институт права является частью отрасли права, ее составляющей. Это связано со сложной структу¬рой любой группы однородных общественных отношений. В рамках однородных отношений структурируются их подвиды. Именно специфика отношений одной группы по сравнению с другими служит основанием формирования определенного института. Например, в отношениях по при¬менению труда наемных работников на предприятиях, в организациях выделяются в относительно самостоятель¬ные группы отношения по заключению трудового догово¬ра, по определению рабочего времени, времени отдыха, оп¬латы труда, по обеспечению трудовой дисциплины и т.д. В отрасли трудового права на основании этого образуют¬ся соответствующие правовые институты .

Так же формируются в отрасли гражданского права институты купли-продажи, аренды, дарения, исковой дав¬ности и т.д., а в уголовном праве - институты преступле¬ний против человека, против собственности, погашения и снятия судимости.

Встречаются и такие институты, которые регулируют не группу, а какое-либо одно специфическое общественное отношение. Например, институты потерпевшего, подозре¬ваемого, обвиняемого в отрасли уголовно-процессуального права.

Некоторые институты представлены одной или не¬сколькими юридическими нормами, но обладают всеми признаками института: специфичностью, обособленностью, взаимосвязью с другими институтами и др.

Следовательно, основными юридическими критерия¬ми обособления норм в правовой институт можно назвать, во-первых, их целостность, специфичность; во-вторых, ка¬чественную обособленность в рамках отрасли; в-третьих - полноту регулирования соответствующей разновидности общественных отношений. От этого зависят масштаб и значение института.

В праве не может быть изолированных друг от друга отраслей. Несмотря на существенные различия, все разно¬видности обществнных отношений находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, что обусловливает и связи отраслей права.

Такие связи близких отраслей права проявляются в существовании так называемых смежных, или комплекс¬ных правовых институтов. Это такие правовые институ¬ты, которые объединяют в своем составе нормы, относя¬щиеся к различным отраслям права, но регулирующие од¬нородные отношения. Комплексные, смежные (смешанные) правовые институты охватывают нормы двух, а иногда и нескольких отраслей права. Например, в рамках института собственности объединены нормы конституционного, граж¬данского, административного, семейного и других отраслей права, а в рамках института избирательного права - нормы конституционного, уголовного и административного права.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов:

в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости;

в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи;

в государственном праве - институт гражданства;

в административном - институт должностного лица;

в семейном праве - институт брака и т.д.

Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее. Термин "институт" очень часто употребляется в литературе и в печати в неопределенно широком смысле: говорят, например, о социальных, политических, общественных институтах, институтах демократии, парламентаризма, подразумевая под этим весьма разнородные и аморфные явления. В данном же случае это понятие берется в сугубо юридическом его значении - как конкретное нормативное установление государства, закона, т.е. как правовой институт.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ... 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

СИСТЕМЫ ПРАВА. 6

1.1. Понятие правовой системы.. 6

1. 2. Роль правовых институтов в структуре системы права.. 13

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ОТРАСЛИ И ИНСТИТУТА ПРАВА.

ВИДЫ ИНСТИТУТОВ ПРАВА.... 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....... 22

БИБЛИОГРАФИЯ.......... 24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Состояние ныне действующей системы российского права характеризуется крайне сложными и противоречивыми процессами. Это отчасти объясняется тем, что политические, экономические и социальные реформы, проводимые в Российской Федерации, требуют интенсивного правотворчества, его всестороннего и эффективного воздействия на происходящие в стране преобразования. Речь идет не только об улучшении законодательства или его реконструкции, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, соответствующих реальным условиям рыночной экономики, критериям правового государства, международным стандартам защиты прав и свобод личности.

Правовой институт группирует, сводит воедино различные правовые нормы, включает их в механизм правового регулирования конкретных видов общественных отношений.

На уровне правовых институтов наиболее рельефно отражается вся динамика действующей системы права.

Сообразно этому весьма актуальным для российского правоведения продолжает оставаться направление исследований, связанное как с общими проблемами учения о системе права, так и более конкретным анализом ее отдельных структурных звеньев.

Необходимость изучения юридической природы правовых институтов обусловлена коренными преобразованиями общественных отношений в условиях формирования рыночной экономики, углублением процесса дифференциации их правового регулирования.

Несмотря на то, что многие правоведы (С.С. Алексеев, С.А. Авакьян, Д.Н. Бахрах, А. А. Ерошенко, О.С. Иоффе, Д. А. Керимов, К.И. Комиссаров, Н.И. Кожевский, Л. И. Корчевска, В.Н. Кудрявцев, В.И. Никандров, Ю.К. Осипов, СВ. Поленина, Н.А. Придворов, О.Н. Садиков, В.Н. Скобелкин, Ю.А. Тихомиров, B.C. Якушев и др.), изучающие различные аспекты данной проблемы, признают объективность и важность структурного обособления и функционирования правовых институтов, их анализ пока не был предметом специального монографического исследования по общей теории государства и права.

Сказанное определяет актуальность и практическую значимость темы, необходимость ее научного осмысления.

Цель курсовой работы заключается в комплексном теоретическом исследовании системы российского права, места и роли в ней правового института. Обобщить накопленные по этому вопросу данные теоретической науки и практики, выработать научно-практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию российского законодательства.

Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи исследования:

- сформулировать понятие системы права и охарактеризовать ее структурный состав;

- показать сущность и роль правового института в этой системе;

- внести некоторые предположения и рекомендации по совершенствованию системы российского права.

Методологической основой работы является диалектико-материалистический метод познания объективной действительности. Использовались также и частные методы: исторический, логический, сравнительно-правовой, функциональный, метод моделирования, комплексный метод и системный подход.

Теоретической основой курсовой работы послужили специальная юридическая литература, научные разработки по философии, общей теории государства и права, истории, социологии и т.д.

Эмпирической базой исследования являются Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, федеральные и региональные законы, иные нормативно-правовые акты и документы, относящиеся к предмету исследования.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА

1.1. Понятие правовой системы

Право как социальный феномен представляет собой систему. Правовая система является одной из социальных ситем (наряду с экономической, политической и иными системами общества). Праву как одной из систем общества присущи черты социальной системы в целом, как системы более высокого порядка. Признаками любой системы явля¬ются связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура. В более конкретной характеристике «система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; она образует особое единство со средой; как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка».

В познании систем выработано множество критериев их различия. Они подразделяются на макро- и микросистемы, суммативные и целостные, органические и неорганичес¬кие, естественные и искусственные, самоуправляющиеся и несамоуправляющиеся, открытые и закрытые и др. Наи¬более общая классификация осуществляется по основным сферам их функционирования - естественные (природные) и социальные (общественные). Они тесно связаны между собой, имеют общесистемные качества и находятся в субординационных отношениях. В то же время каждая из них обладает определенной автономией, имеет свои особен¬ности и свои закономерности .

Социальным системам свойственны общесистемные признаки и свои, специфические. «Системы социального порядка в самой общей форме представляют собой взаимо¬действие человека и освоенной им «очеловеченной» приро¬ды, той самой части природной среды, которую человек вовлек в орбиту своей общественной и прежде всего произ¬водственной деятельности. Связь человека со средствами, предметами и результатами его труда есть основная, фун¬даментальная связь, главное в структуре социальной сис¬темы». Особенность социальных систем сопряжена с по¬явлением в них сознательной волевой деятельности людей, привносящих лишь относительную устойчивость их струк¬тур, усложнение элементов, особую активность в их взаи¬модействии, целеустремленность в функционировании. Любая социальная, в том числе и правовая, система характеризуется:

1) целостностью, т. е. внутренне согласованным единством, высшей ступенью единого, целого;

2) разновидностью ее составных частей;

3) сложнстью элементов, образующих систему;

4) относительной устойчивостью структур;

5) высокой активностью во взаимосвязях и взаимодей¬ствиях составных частей;

6) целеустремленностью, целенаправленностью в функ¬ционировании.

В научной и учебной современной юридической литера¬туре некоторые авторы разграничивают понятия «система права» и «правовая система», объявляя последнее чуть ли не новым понятием. Вряд ли можно с этим согласиться и потому, что такое разграничение противоречит лингвисти¬ческому пониманию, и потому, что это не новое понятие. Оно употреблялось и раньше, в частности, Д. А. Керимо¬вым, Л. С. Явичем и другими. Следовательно, система права и правовая система - это одна и та же категория, охватывающая право в системном аспекте. Различие поня¬тий «система права» и «правовая система» подверг крити¬ке и В. С. Нерсесянц.

Ближе к истине те авторы, которые характеризуют категорию «правовая система» в широком и узком ее понимании. В юридической литературе идет борьба мне¬ний по поводу узкого и широкого понимания правовой системы и ее определения. В центре полемики находятся главным образом структурная сторона системы, ее элемен¬ты. При характеристике объемного, структурного аспекта любого социального понятия всегда будут разноречия, ибо реальные явления и процессы, отражаемые в понятиях, не примыкают одно к другому, как кирпичики, а неизбежно взаимопроникают одно в другое. Ни одно общественное явление, процесс или состояние не может пребывать в чистом виде. Тем более юридическое, которое по природе своей обязательно, так или иначе совокупно отражает фактическую реальность, бытующую в обществе, являясь формой его отражения. Этим обстоятельством, главным образом, и объясняются разноречия в определениях пра¬вовой системы .

Американский исследователь Л. Фридмэн в правовой системе выделяет три составные группы:

1) структуру (принципы правовой системы и правовые учреждения);

2) сущность (нормы и образцы поведения внутри право¬вой системы, решения, живой закон, нормы, которые принимаются);

3) правовую культуру (отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой сфере жизни общества).

По мнению В. Д. Попкова, тремя группами правовых явлений характеризуется структура правовой системы и в работах российских ученых, вычленяющих, во-первых, юридические нормы, принципы и институты (нормотворческую сторону); во-вторых, совокупность правовых учреж¬дений (организационную сторону); в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовую культуру.

Использованная литература

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. ВУЗов. М.: Юриспруденция, 1999.
  2. Малько А.В. Теория государства и права: Краткий учебник. Саратов: Надежда, 2002.
  3. Марченко М.Н. и др. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Проспект,. 2004.
  4. Марченко М.Н. и др. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2003.
  5. Марченко М.Н. и др. Теория государства и права: Учебник. М.: Юридическая , 1996.
  6. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2003.
  7. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2002.
  8. Общая теория права и государства: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2005.
  9. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юристъ, 2005.
  10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 1999.
  11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998.
  12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1999.
  13. Теория государства и права: Схемы и комментарии. М.: Юриспруденция, 2001.
  14. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2004.
  15. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2001.
  16. Теория государства и права: Хрестоматия в 2 т. Т.1. М.: Юристъ, 2001.
  17. Теория государства и права: Хрестоматия в 2 т. Т.2. М.: Юристъ, 2001.


Другие похожие работы