Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Теория государства и права --> Теория власти и концепция разделения властей.

Теория власти и концепция разделения властей.

МГУ

Дипломная по предмету:
"Теория государства и права"



Название работы:
"Теория власти и концепция разделения властей."




Автор работы: Елена
Страниц: 85 шт.



Год:2012

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Глава 1. Эволюция концептуальных представлений о власти

1.1. Понятие и исторические особенности возникновения и становления власти

Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть. Она повсеместна и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, оставшееся без власти, пронизано хаосом. В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие ее определения:

силовое, трактует власть как господство и принуждение к повиновению;

волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М.Вебер);

власть как влияние. Суть влияния заключается в способности влиять на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А (Д. Даль);

телеологическое, согласно которому власть - это достижение определенной цели;

инструменталистское, трактует власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;

конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;

структуралистское, власть как особые отношения между руководителем и управляемым .

Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга. Признавая факт, что на сегодня в науке сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти.

Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как взаимодействие индивидов, в которых один индивид меняет поведение другого.

Этот подход представлен несколькими вариантами:

теория сопротивления рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также основ власти. Вводится понятие "сила власти", которое понимается, как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;

теория обмена трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, у кого их нет, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает избытком ресурсов, занимает более высокое социальное положение;

теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует наем рабочей силы, тот, кто нанимает, диктует время и место работы. Таким образом, в определенных ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем.

Системные теории власти рассматривают власть как безличное свойство любой социальной системы.

В рамках этой концепции выделяют несколько направлений:

власть как атрибут макросоциальной системы. Так, для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается, как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленных целей;

мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается на непосредственную связь власти с организационной структурой;

микроподход трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется, как способность индивида влиять на других. Сама способность влиять вытекает из статуса исполняющих субъектом ролей;

коммуникативный подход (Х. Арендт, К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает власть как средство многостороннего институционального общения. Действительное проявление власти заключается в способности прийти к определенному согласию и обеспечить интеграцию общества;

поструктуралистский подход, выраженный теориями М. Фуко и П. Бурдье. М. Фуко отказался от традиционного рассмотрения сущности власти через проблему насилия и соотношения ее субъекта и объекта. Власть бессубъектная, и ее нельзя присвоить. Она выступает не как отношения между субъектами, а как действие в ответ на действие. Это действие трансформирует поведение других. Соотношение сил будет постоянно видоизменяться. Бурдье, взяв из физики понятие "поле" и из экономики - "капитал", конструирует понятие "символической власти", которая является совокупностью капиталов (экономический, культурный капитал, репутация, престиж), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позиций в "политическом поле". Сами позиции и капиталы субъектов могут меняться.

Бихевиоралистские концепции власти, как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Сущность власти коренится в природе человека: его биологических или психологических особенностях .

Выделяется несколько вариантов трактовок:

силовая модель (Г. Лафсуелл) основывается на том, что первопричиной власти является психологический импульс - желание власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;

рыночная модель (Д. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, конкуренция, стремление к выгоде;

игровая модель (Ф. Знанецкий) считает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться "игровым" характером, что доставляет удовольствие участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, актерства и способности субъекта к перевоплощению.

Разнообразие научных подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных выше подходах власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Структурными компонентами власти являются субъект и объект. Субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого объекта.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Эволюция концептуальных представлений о власти 8

1.1. Понятие и исторические особенности возникновения и становления власти 8

1.2. Разделение властей: юридические аспекты 18

Глава 2. Роль и назначение теории разделения властей 26

2.1. Принципы и сущность теории разделения властей 26

2.2. Основное назначение и определение функций законодательной, исполнительной и судебной властей 42

Глава 3. Пути оптимизации дальнейшего развития концепции властей 62

3.1. Власть и гражданское общество: механизм взаимодействия 62

3.2. Власть как признак демократизации современного общества и государства 71

Заключение 76

Список литературы 80

Использованная литература

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ // Российская газета. - 2009. - № 7. - 21 января.
  2. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М. - НОРМА, 1997. - С. 665-682.
  3. Конституция Германии: Конституционное право зарубежных стран: общая часть, особенная часть (150 государств): конспект лекций // А.В. Якушев. – М., 2007. – С. 88-97.
  4. Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий», с изменениями и дополнениями от 01 января 2006 года // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1991. - № 44. – 31 октября. – Ст. 1428.
  5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 15 января 2011 года // Российская газета. – 1992. – 29 июля.
  6. Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ, в редакции от 09 февраля 2009 года «О национально-культурной автономии» (принят ГД ФС РФ 22.05.1996 г.), с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 24 февраля 2009 года // Российская газета. – 1996. - № 118. – 25 июля.
  7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ, в редакции от 28 декабря 2010 года «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 51. – 22 декабря. – Ст. 5712.
  8. Монографические издания и периодическая печать
  9. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: В 2-х томах. Т. 1. - М.: Юристъ, 2007. – 650 с.
  10. Агабеков Г.Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. – М.: ЮНИОН, 1992. – 54 с.
  11. Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти: понятие сущность и система // Мировой судья. – 2006. - № 4. – С. 11-12.
  12. Аносова Л.С. Соотношение понятий гласности, открытости и транспарентности судопроизводства: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. – 2009. - № 21 – С. 5-9.
  13. Асеева Е.А. Законный состав суда как конституционная гарантия осуществления правосудия // Российская юстиция. – 2009. - № 9 – С. 18-24.
  14. Бадирян Г.М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. - 2006. - № 8. – С. 22-26.
  15. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. - 1993. - № 7. - С. 27-30.
  16. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. – М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. – 167 с.
  17. Бланкенагель А. Конституционность закона или законность конституции // Сравнительное конституционное обозрение. – 2008. - № 3. – С. 69-77.
  18. Болтенкова Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов. – М, 1996. – 188 с.
  19. Варламова Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации // Государство и право. - 2009. - № 2. – С. 7-12.
  20. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 2. - М., 1971. – 480 с.
  21. Гизо Ф. Политическая философия: о суверенитете / Ф. Гизо // Классический французский либерализм: Сборник: пер. с фр. – М., 2000. – 850 с.
  22. Глухарева Л.И. Методологические аспекты развития теории прав человека // Государство и право. - 2006. - № 3. – С. 15-22.
  23. Гоббс Т. Избранные сочинения. – М.: Мысль, 1965. – 410 с.
  24. Гранкин И.В. О принципах формирования деятельности законодательной власти субъектов федерации // Журнал российского права. – 1998. - № 4, 5. – С. 7-22.
  25. Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательство и экономика. - 2007. - № 10. – С. 28-29.
  26. Гунель М. Введение в публичное право / Пер. с франц. - М.: Интратэк-Р, 1995. – 311 с.
  27. Гурней Б. Введение в науку управления. - М., 1969. – 290 с.
  28. Дмитриев Ю., Лазебная Н. Человек, общество, государство как юридические категории // Право и жизнь. - 2000. - № 25. – С. 11-19.
  29. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. - М.: Норма, 2007. – 485 с.
  30. Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. - М., 2006. – 283 с.
  31. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право. - 1992. - № 10. - С. 21-44.
  32. Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал Российского права. - 2004. - № 12. – С. 75-80.
  33. Зорькин В. Кризис доверия и государство. Конституционные нормы и законы не должны вступать в жесткое противоречие с реальностью // Российская газета. - 2009. - № 63 (4887). - 10 апреля.
  34. Ковальчук А. Система исполнительной власти // Отечественные записки. – 2004. - № 2. – С. 10-15.
  35. Козлов А.Е. Статус Российской Федерации и проблемы совершенствования механизма государственной власти. Конституционный строй России. Вып. 3. - М.: ИГП РАН, 1996. – 216 с.
  36. Констан Б. Принципы политики, пригодные для всякого правления // Французский классический либерализм. – М.: РОССПЭН, 2000. – 592 с.
  37. Корольков А. И всякая правда погибает в судном томлении // Бизнес-адвокат. – 2000. - № 23. – С. 4-6.
  38. Корсби П. Определение понятия «централизации», или Децентрализация против централизации // Актуальные проблемы развития федеративных отношений в Российской Федерации. – М., 2006. – 392 с.
  39. Котелевская И.В. Закон и подведомственный акт // Журнал российского права. – 2000. - № 10. – С. 10-18.
  40. Крылов Б.С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в РФ // Журнал российского права. - 2006. - № 8. – С. 11-17.
  41. Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. – 1998. - № 6. – С. 10-14.
  42. Кузьмина М.А. Некоторые аспекты гласности правосудия по гражданским делам в свете судебно-правовой реформы в России // Арбитражный и гражданский процесс. - 2007. - № 2. - С. 20-22.
  43. Мартынчик Е.Г. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите // Безопасность бизнеса. - 2009. - № 12. – С. 44-51.
  44. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. - М., 1995. – 741 с.
  45. Муромцев С.А. Суд и закон в гражданском праве // Вестник гражданского права. – 2009. - № 3. – С. 47-49.
  46. Нерсесянц В.С. Философия права: Учеб. для вузов. - М., 2006. – 511 с.
  47. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. - 1998. - № 9. – С. 19-28.
  48. Петрушев В.А. Историческое толкование права // История государства и права. - 2010. - № 1. – С. 40-48.
  49. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. – 2001. - № 1. – С. 28-33.
  50. Пономарева Е.Г. Политические институты и политические отношения в современной России / Е. Г. Пономарева. – М.: РОССПЭН, МГИМО (У) МИД РФ, 2007. – 264 с.
  51. Руковишникова Т.А. Обеспечение прав человека в контексте судебной реформы в Российской Федерации: вопросы теории. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. – 215 с.
  52. Сафонов В.Е., Фролова Н.Г. Теоретические и практические основы современного федерализма и его влияние на формирование судебных систем // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. - № 7. – С. 3-7.
  53. Система государственного управления: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. (Серия 'Золотой фонд российских учебников') Пикулькин А.В. – ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 639 c.
  54. Степанов В.Ф. Российский менталитет и особенности российской государственности // Государство и право. - 2007. - № 4. – С. 18-22.
  55. Страшун Б.А. Важная проблема теории права // Журнал российского права. - 2007. - № 10. – С. 17-23.
  56. Тангиев З.А. История административного права и органов исполнительной власти России // Журнал «Юридические науки». - 2007. - № 2. – С. 15-19.
  57. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 360 с.
  58. Толстик В.А. Закономерности правопонимания и проблема обеспечения содержания права доминирующим в обществе ценностям // Проблемы понимания права: Сб. науч. ст. Серия: Право России: новые подходы. - Саратов, 2007. – Выпуск 3. - С. 72-81.
  59. Умнова И.А. Как обеспечить единство законодательной и исполнительной власти в условиях федерации // Журнал российского права. – 1998. - № 4, 5. – С. 11-18.
  60. Ургалкин А. Ответственность в деятельности судьи // Мировой судья. – 2009. - № 6. – С. 12-15.
  61. Фетищев Д.В. Судебная власть в современном государстве: сравнительно-правовое исследование (история, теория и практика): Монография. - М.: Научная книга, 2007. – 312 с.
  62. Чайка Ю.Я. Права человека — приоритет Конституции Российской Федерации // Российская юстиция. – 2003. - № 12. – С. 27-33.
  63. Черкасов К.В. Федеральные округа в Российской Федерации: состояние и тенденции развития // Законодательство и экономика. – 2009. - № 1. – С. 33-44.
  64. Четвернин В.А. Современная либертарно-юридическая теория // Ежегодник либертарно-юридической теории, 2007. – Выпуск 1. - С. 6-7.
  65. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 2. - М.: Изд-во "Юрид. колледж МГУ", 1995. – 811 с.
  66. Юшин В.Ю. Естественное право и гражданское общество // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 12. – С. 8-12.


Другие похожие работы