Словообразование
Курсовая по предмету:
"Филология"
Название работы:
"Словообразование"
Автор работы: olga
Страниц: 30 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Понятие и сущность словообразования
1. Предмет и задачи словообразования
Предметом словообразования является слово с точки зрения его структуры: морфемной и словообразовательной.
Термин словообразование имеет несколько значений:
1. это процесс образования слов;
2. это система типов моделей образования слов в языке;
3. наука о структуре слов и способах их образования.
Задачи словообразования:
1. зучение минимально значимых частей слова морфем
2. изучение словообразовательных ресурсов
3. изучение способов образования слов
4. изучение словообразовательной системы русского языка, основные тенденции развития
5. освоить методику образования слов .
В отличие от лингвистики нет общепринятого решения вопроса о месте словообразования среди других наук с трех точки зрения:
1. многие ученые, начиная с Ломоносова, считают, что словообразование относится к грамматике, но включают его туда по разному.
А) жива традиция включать словообразование в состав морфологии (труды Ломоносова, Востокова, Буслаева).
Б) существует традиция рассматривать словообразование как особый раздел грамматики, наряду с морфологией и синтаксисом.
2. Некоторые ученые считают, что словообразование раздел лексикологии (Смирницкий, Шмелев).
3. С пятидесятых годов прошлого века словообразование не входит ни в грамматику, ни в лексикологию, это особый раздел языкознания (Головин, Купрякова, Земская, Сахарный) .
1.2 Связь словообразования с морфологией, лексикологией, синтаксисом, фонетикой и деривацией
Причины разногласий ученых обусловлены структурой русского языка т.к. словообразование тесно связано с лексикологией и морфологией. Отношения между этими уровнями языка носят сложный характер.
Словообразование и морфология:
Задачи словообразования и морфологии пересекаются. В словообразовании исследуется словообразовательная структура, в морфологии формообразующая. Словообразовательные средства морфемы, связаны с определенными частями речи и имеют определенную грамматическую нагрузку.
Словообразование и лексикология:
В лексикологии слово изучается с точки зрения его значения, стилистической окраски, с точки зрения происхождения и один из способов появления новых слов. Без словообразования невозможно изучить появление новых слов. Чтобы разобрать слово, определить мотивировочную словообразовательную базу, нужно обратить внимание на значение.
Словообразование и синтаксис:
Синтаксические отношения, характерные для данного слова, отражаются в его словообразовательных возможностях, семантике производных от него слов. Связь между синтаксисом и словообразованием проявляется в связном тексте. Однокоренные слова используются в тексте как средство связи между отдельными синтаксическими единицами.
Словообразование и фонетика:
Фонетический и морфологический строй русского языка тесно взаимосвязаны в структуре слова. В процессе словообразования и формообразования одна и та же морфема может видоизменяться по своему звуковому составу и различаться в морфах.
Словообразование и деривация:
Последние 20 лет вместо «словообразование» употребляют синоним «деривация». Науку о словообразовании называют дериватологией. Деривация сам процесс образования языковых единицы любого уровня (морфемы, слога, слова и т. д). Дериватология наука о процессах образования единиц языка в целом (слов, словосочетаний, предложений). В таком случае словообразование является разделом деривации.
1.3 Структура русского слова (морфемная, формообразовательная, словообразовательная).
Структура слова отражает процессы словоизменения формо- и словообразования. Таким образом, структуру слова можно рассматривать в трех аспектах:
- формообразующем,
- словообразующем,
- морфемном.
Формообразование процесс образования грамматических форм слова. Словоформа конкретная грамматическая форма изменяемого слова в тексте. Словоформы одной лексемы имеют одно и тоже языковое и различные грамматические значения, которые выражаются служебными морфемами. Словоформы одной лексемы образуют парадигму этой лексемы.
Существует два вида основ словоформы:
1. у неизменяемых грамматических форм основа равна словоформе
2. у изменяемых грамматических форм к основе словоформы присоединяются окончания (река: рек основа словоформы).
Основа формоизменения это часть словоформы, к которой присоединяется окончание; это неизменяемая часть слова, которая является общей для всех грамматически противопоставленных словоформ, образованных с помощью флексий.
Формоизменение, т.е. «образование грам.форм с помощью флексий, является одной из разновидностей формообразования, наиболее характерной для русского языка. однако формообразование в русском языке может осуществляться также с помощью других грам.средств, формообразующих суффиксов, приставок, перемены места ударения» . В аком случае основа формообразования не равна основе словоформы и словоизменения.
Основа формообразования это та часть словоформы, к которой присоединяются формообразующие средства формативы. «Основа формообразования это более широкое понятие» , чем основа словоформы и основа словоизменения.
Если формативом является окончание, то основа словоформы = основе словоизменения и совпадает с основой формообразования.
Морфемная структура: корневая морфема это общая часть родственных слов, является носителем основного элемента лексического значения. Обязательная часть слова. Существуют корни с предметным значением (книг-а), с процессуальным значением (прыг-ать), со значением непроцессуального признака (остр-ая), с количественным значением (шест-ой). Значения корневых морфем более конкретны, чем у аффиксальных. Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть раз-у-ть, агит-ирова-ть агит-ациj-я.
Аффиксальная морфема это любая значимая часть слова, за исключением корня. Это факультативная часть слова. Различают след.виды аффиксов: приставки, суффиксы, окончания, постфиксы.
Содержание работы
Введение.3
Глава 1. Понятие и сущность словообразования
1.1 Предмет и задачи словообразования.5
1.2 Связь словообразования с морфологией, лексикологией, синтаксисом, фонетикой и деривацией.6
1.3 Структура русского слова (морфемная, формообразовательная, словообразовательная)8
1.4 Типы основ: основные словоформы, основа формообразования, основа словообразования (производящая). Производная и производящая основы12
1.5 Словообразовательный анализ15
1.6. Производное слово и его признаки. Производящая база и ее виды (Мотивирующая база и ее виды).19
1.7 Комплексные единицы словообразовательной системы (словообразовательная пара, цепь, парадигмы, гнезда)21
1.8 Словообразовательный тип и словообразовательные .23
Глава 2. Методы словообразования русских прилагательных...25
Заключение..29
Список литературы.31
Использованная литература
- Амелина А.Н. Словообразование в русском языке: история и тенденции современного развития. М.: Смарт, 2004
- Беляева А.Н., Горджеладзе Р.Т. Стилистика русского языка. М.: МР3 Пресс, 2004
- Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под. ред. Н.С. Валгиной. М., 2003.
- Лопатина А.Н. Русский язык. М.: Литера, 2003
- Смирнова А.Н. Современный русский язык. М.: ПРИОР, 2006 с.1843
- Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. Т. 1-2. М., 2003.
- Яковлев П.А. Производная и непроизводная основа в словообразовании//Вопросы преподавания русского языка в ВУЗе, 2007