Культурологияучебное пособие
Учебник по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"Культурологияучебное пособие"
Автор работы: Елена
Страниц: 243 шт.
Год:2013
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Античная культура Средиземноморья считается величайшим тво¬рением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонауч¬ного и философского знания. Уничтоженная природными стихия¬ми, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со ста¬туями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках Генриха Шлимана, открывше¬го во второй половине XIX века Трою, Микены, Тиринф, и Артура Эванса на Крите в начале XX века. И каждое новое открытие за¬ставляло потомков склонить головы перед достижениями сравни¬тельно небольших по численности, но очень талантливых народов.
Прошли века со времени крушения античной культуры. Че¬ловечество получило в свое распоряжение новые факты и матери¬алы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: «греческое чудо», на котором так настаивал Шлиман, «быстро об¬летающая роза», по мнению Гегеля, «символ благополучного суще¬ствования», как полагали И. Тэн и Э. Ренан, или сложный, противо¬речивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становле¬ния новой европейской цивилизации, как утверждал А. Боннар. «Детством человечества», порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, жестоким и загадочным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художе¬ственное воздействие.
Европейская цивилизация действительно уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы до¬стижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Ва¬вилонии, греки определили собственный путь как в развитии но-
139
вых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией. «Вступая в мир Греции, мы чувствуем, что на нас веет родным воздухом, — это За¬пад, это Европа», — писал А. Герцен.
Содержание работы
Раздел I. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
12 глава 1. Культура как предмет культурологии
1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека
2. Культурология как гуманитарная наука
22 глава 2. Основные школы и концепции культурологии
1. Философия Гегеля как теория культуры
2. Философия кулътуры Освальда Шпенглера
3. Человек, творчество, культура
в философии Бердяева
4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда
5. Культура и коллективное бессознательное:
концепция К. Г. Юнга
6. «Вызов и Ответ» — движущая пружина
в развитии культуры: концепция А. Тойнби
7. Ценность как основополагающий принцип культуры
(П. А. Сорокин)
8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.)
9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк)
50 глава 3. Культура как система
1. Структурная целостность культуры
2. Многомерность культуры как системы
70 глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства
1. Понятие культуры предприятий.
Ценностный аспект организационной культуры
2. Основные элементы и особенности функционирования
знаково-символической системы на предприятии
3. Типология организационной культуры.
Состояние организационной культуры
на российских предприятиях
83 глава 5. Массовая и элитарная культура
1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры
2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры
3. Философские основы массовой культуры 4. Элитарная культура как антипод массовой культуры
94 глава 6. Взаимоотношения идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре
1. Понятия «идеология» и «гуманизм»
в современной социальной философии и культурологии
2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических
тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры
3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций
Раздел II. РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
106 глава 1. Миф как форма культуры
1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
2. Миф и магия
3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы
116 глава 2. Культура Древнего Востока
1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока
2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока
139 глава 3. История античной культуры
1. Характерные черты древнегреческой культуры 2. Основные этапы развития эллинской
художественной культуры 3. Художественная культура Древнего Рима
158 глава 4. Христианство как духовный стержень европейской культуры
1. Коренное отличие христианства от языческих верований
2. Исторические предпосылки христианства
3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы
4. Почему христианство стало мировой религией
5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди
6. Значение христианства для развития европейской культуры
169 глава 5. Культура Западной Европы в средние века
1. Периодизация средневековой культуры
2. Христианское сознание —
основа средневекового менталитета
3. Научная культура в средние века
4. Художественная культура средневековой Европы
5 «Духовные леса» культуры Нового времени
185 глава 6. Культура западно-европейского Возрождения
1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения
2. Отношение к античной и средневековой культуре 3. Особенности художественной культуры Ренессанса
196 глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение
1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации
2. Духовная революция Мартина Лютера
3. Духовные основы новой морали: труд как «мирская аскеза»
4. Свобода и разум в протестантской культуре
204 глава 8. Культура эпохи Просвещения
1. Основные доминанты культуры европейского Просвещения
2. Стилевые и жанровые особенности
искусства XVIII столетия 3. Расцвет театральной и музыкальной культуры
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей
215 глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления
1. Противоречие между человеком и машиной
как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры
2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса
223 глава 10. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм
1. Мировоззренческие основания модернистского искусства
2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма
3. Попытки создания синтетических форм искусства
4. Постмодернизм: углубление эстетических
экспериментов XX века
Раздел III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
242 глава 1. Становление культуры России
1. Языческая культура древних славян
2. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры
3. Культура Киевской Руси
255 глава 2. Расцвет российской культуры
1. Культура Московского царства (XVI—XVII вв.)
2. Культура императорской России (начало XVII — конец XIX века)
271 глава 3. «Серебряный век» российской культуры
1. Особенности русской культуры на «стыке веков»
2. Художественная культура «серебряного века»
282 глава 4. Советский период развития культуры России
1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре
2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России
3. Тоталитаризм и культура (30—50-е годы)
4. Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России
5. Советская культура 80-х годов XX века
292 глава 5. Охрана национального культурного наследия
1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 2. Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия
3. Возрождение религиозно-культовой культуры
4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России»
5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России
303 Заключение
Использованная литература
- Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. — Воронеж, 1994.
- Белов Ю. М. Лад: Очерки о народной эстетике. — М., 1989.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства
- (XVIII — начало XIX века). — С.-Пб, 1994.
- Монастыри России//Памятники Отечества. — М., 1993. №26.
- Русская усадьба//Памятники Отечества. — М., 1992. №25.
- Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. —
- М., 1992.