Советский кинематограф - явление мирового масштаба (С.Эйзенштейн, братья Васильевы, С.Бондарчук. С.Герасимов и др.)
Реферат по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"Советский кинематограф - явление мирового масштаба (С.Эйзенштейн, братья Васильевы, С.Бондарчук. С.Герасимов и др.)"
Автор работы: Юлия
Страниц: 16 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность данной темы определяется тем, что невозможно представить себе киноискусство мира без того вклада, который внесло в него кино СССР. Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Герасимов, Бондарчук и другие мастера оказали глубокое воздействие на художников всех стран, их традиции и уроки питают кинематограф.
Советское кино, его рождение это не просто один из эпизодов, пусть и значительных, в истории экранного искусства. Фильмы С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, братьев Васильевых, С. Бондарчука, С. Герасимова, Г. Александрова, фильмы 30-х годов, лучшие кинопроизведения военных и послевоенных лет стали важным явлением в мировом общественном развитии.
С конца 30-х годов кино становится искусством, способным показывать тончайшие движения человеческой души и события мирового масштаба, воплощать в художественные образы жизнь во всех ее проявлениях. Война, однако, притормозила развитие киноискусства. После второй мировой войны перед кинематографом встала неотложная необходимость показать историческую правду этих лет, отдать олжное подвигам борцов с фашизмом. Вскоре после войны появилась «Молодая гвардия» С. Герасимова. Позже были созданы «Летят журавли» М. Калатозова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Солдаты» А.Иванова. Список очень длинный.
В середине 50-х годов на студии пришли молодые художники. Сами недавние солдаты, с боевыми наградами и шрамами на телах, эти художники брались за военную тему как за глубоко личную, выстраданную, и рассказывали порой нечто такое, что знали о войне только они, сначала отступавшие до Волги, а затем дошедшие до Эльбы.
1. Становление советского кино
По данным различных источников, «подвижные картинки» пользовались у советского народа необыкновенной популярностью. На фоне многочисленных собраний и мероприятий по политграмоте «великий немой» мог обращаться «к сердцам и умам лучше, чем все ораторы и лекторы» .
Конечно, вызывают сомнения сведения о том, что «в 1923 г. в стране, где подавляющая масса населения проживала в сельской местности и не посмотрела ни одного фильма, насчитывалось 2 млн. зрителей в день. Кино в середине 1920-х гг. оставалось в основном городским развлечением. Однако сам факт большой любви населения к кинематографу трудно оспаривать» .
Не удивительно поэтому, что для большевиков было очень важно, чтобы новая отрасль досуга активно включилась в процесс воспитания зрителей, а также «презентации» режима и успехов его политики. Сразу после взятия власти, уже в декабре 1917 г. при Наркомате просвещения был создан подотдел по вопросам кинематографа, а при городских советах Москвы и Петрограда -собственные кинокомиссии.
В марте следующего года в целях централизации киноиндустрии при Наркомпросе был учрежден Всероссийский комитет по делам кино в качестве противовеса существовавшему с дореволюционных времен формально независимому Скобелевскому просветительному комитету, владевшему и управлявшему под руководством эсеров и меньшевиков сетью кинотеатров в столицах. Тем самым кино как средство идеологической борьбы было вырвано из рук политических противников, а 27 августа 1919 г. декретом Совнаркома о национализации фотокинопредприятий были ликвидированы частные кинотеатры.
В России было немало кинематографистов с дореволюционным стажем, но прежний стиль был признан устаревшим, поэтому считалось, что кино в России надо строить заново. В 1919 г. в Москве была создана 1-я Государственная киношкола, позднее преобразованная во Всесоюзный государственный институт кинематографии, где под руководством В.Р. Гардина, Л.В. Кулешова и других мастеров выросло первое поколение советских киноработников.
Свои первые шаги советская кинематография делала на фронтах Гражданской войны: в воинских частях, в агитационных поездах и на пароходах работали кинооператоры, снимавшие боевые события и тут же показывавшие кинохронику бойцам. Попутно выпускались коротенькие агитационные фильмы, в доходчивой форме рассказывавшие о целях и задачах Советской власти, о первых достижениях и успехах нового режима.
Более или менее систематически большевики стали заниматься киноиндустрией лишь в годы нэпа. «В этих целях в 1922 г. при Наркомпросе был создан Государственный трест кинопроката (Госпрокат), а в Петрограде образована региональная кинопрокатная контора Севзапкино. Дальнейшая централизация кинематографического дела привела к основанию в декабре 1922 г. Центрального фотокинопредприятия (Госкино), в течение десятилетий занимавшегося организационными вопросами советской киноиндустрии. Вместе с тем до конца 1924 г. наряду с Госкино существовали и другие организации, например, Пролеткино - совместный орган профсоюзов, промышленных предприятий и Политического управления Красной армии» .
Содержание работы
Содержание
1. Становление советского кино 4
2. Тридцатые годы 7
3. Фильмы о подвиге народа в Великой Отечественной войне 9
Заключение 14
Список используемой литературы 16
Использованная литература
- Список используемой литературы
- Александров Г.В. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1983. 336 с., ил.
- Багдасарян В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930-х-1940-х годов//Отечественная история. 2003. №6. С. 31-44.
- Дашкова Т.Ю. Любовь и быт в кинолентах 1930начала 1950-х годов//Отечественная история. 2003. №6. С. 59-67.
- Иванов В. Бондарчук//Родина. 1996. № 6. С. 61-68.
- Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969. 616 с.
- Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. М.: Искусство, 1965. 584 с.
- Орлов И.Б. «Гримасы НЭПА» в историко-революционном фильме 1920-х годов//Отечественная история. 2003. №6. С. 21-30.
- Писаревский Д. Братья Васильевы. М.: Искусство, 1981. 320 с., ил.
- Соболев Р. Как кино стало искусством. Киев: Мистецтво, 1975. 126 с., илл.
- Ханютин Ю. Сергей Бондарчук. М.: Искусство, 1962. 180 с., ил.