«Театр абсурда» в драматургии XX века
Контрольная по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"«Театр абсурда» в драматургии XX века "
Автор работы: Елена
Страниц: 18 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Театр абсурда, или драма абсурда — абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. Наиболее полно принципы абсурдизма были воплощены в драмах «Лысая певица» (La cantatrice chauve, 1950) румынско-французского драматурга Эжена Ионеско и «В ожидании Годо» (En attendant Godot, 1953) ирландского писателя Сэмюэла Беккета.
Термин «театр абсурда» впервые использован театральным критиком Мартином Эсслином (Martin Esslin), в 1962 году написавшим книгу с таким названием. Эсслин увидел в этих произведениях художественное воплощение философии Альбера Камю о бессмысленности жизни в своей основе, что он проиллюстрировал в своей книге «Миф о Сизифе». Считается, что театр абсурда уходит корнями в философию дадаизма, поэзию из несуществующих слов и авангардистское искусство 1910—20-ых. Несмотря на острую критику, жанр приобрёл популярность после Второй Мировой войны, которая указала на значительную неопределённость человеческой жизни. Введённый термин также подвергался критике, появились попытки переопределить его как «анти-театр» и «новый театр». По Эсслину, абсурдистское театральное движение базировалось на постановках четырёх драматургов — Эжена Ионеско (Eugene Ionesco), Сэмюэла Беккета (Samuel Beckett), Жана Жене (Jean Genet) и Артюра Адамова (Arthur Adamov), однако он подчёркивал, что каждый из этих авторов имел свою уникальную технику, выходящую за рамки термина «абсурд». Часто выделяют следующую группу писателей — Том Стоппард (Tom Stoppard), Фридрих Дюрренматт (Friedrich Dürrenmatt), Фернандо Аррабаль (Fernando Arrabal), Гарольд Пинтер (Harold Pinter), Эдвард Олби (Edward Albee) и Жан Тардьё (Jean Tardieu). Вдохновителями движения считают Альфреда Жарри (Alfred Jarry), Луиджи Пиранделло (Luigi Pirandello), Станислава Виткевича (Stanislaw Witkiewicz), Гийома Аполлинера (Guillaume Apollinaire), сюрреалистов и многих других.
Движение «театра абсурда» (или «нового театра»), очевидно, зародилось в Париже как авангардистский феномен, связанный с маленькими театрами в Латинском квартале, а спустя некоторое время обрело и мировое признание.
На практике, театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределены и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения. Нью-йоркская Театральная компания без названия №61 (Untitled Theater Company #61) заявила о создании «современного театра абсурда», состоящего из новых постановок в этом жанре и переложений классических сюжетов новыми режиссерами. Среди других начинаний можно выделить проведение Фестиваля работ Эжена Ионеско.
Наиболее яркие представители направления: Адамов, Артюр (Arthur Adamov); Беккет, Сэмюэл (Samuel Beckett); Олби, Эдвард (Edward Albee); Ионеско, Эжен (Eugène Ionesco); Гавел, Вацлав (Václav Havel); Пинтер, Гарольд (Harold Pinter); Стоппард, Том (Tom Stoppard); Мрожек, Славомир (Slawomir Mrozek); Жене, Жан (Jean Genet)
Содержание работы
Введение………………………………………………….…………………..
1. Сущность и культура абсурда…………….………………………………
2. Драматургия 20века……………………………………………………….
3. Театр абсурда в драматургии 20 века…………………………………...
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………….………..……………...
Использованная литература
- Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. - М, 1987. – 105 с.
- Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия. М.: Политиздат, 1977. – 342 с.
- Вахрушев В. Логика Абсурда, или Абсурд Логики // Новый мир. – 1992. – №7.
- Всемирная 4.2. 19 и 20 века./Главн.ред. Володин В.А. - М.: Аванта-Плюс, 2001. – 656 с.
- Дземидок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974. – 223 с.
- Доценко Е.Г.: С.Б. и проблема условности в современной английской драме: диссерт.: Екатеринбург, 2006. – 39 с.
- Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 184 с.
- Злобин Г.П. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы ХХ века. – М.: Худож. лит., 1985. – 335 с.
- История западноевропейского театра, т. 1-3, M., 1956-63.
- Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – 398 с.
- Любимова Т.Б. Комическое, его виды и жанры. – М.: Знание, 1990. – 64 с.
- Новейший философский словарь, М.,1997.- Т.3
- Померанц Г.С, Выход из транса. М.,Юрист,1995. – 210 с.
- Современный зарубежный театр, М, Theatre of absurd, Harmondsworth,1968. – 350 с.
- Соловьева Н.А. Английская драма за четверть века. Ч. 1-2. - М., 1982.
- Токарев Д. Курс на худшее. Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М., 2002. – 387 с.