Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Культурология --> Театр как социокультурное явление 1 ХХ века.

Театр как социокультурное явление 1 ХХ века.

Самарский государственный университет

Курсовая по предмету:
"Культурология"



Название работы:
"Театр как социокультурное явление 1 ХХ века."




Автор работы: Ольга
Страниц: 41 шт.



Год:2009

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Особый вклад в театральную культуру XX в. внес русский театр. Создание Московского художественного театра (1898) и процесс об¬новления отечественной сцены оказали серьезное влияние на разви¬тие мирового театра XX в. Невозможно переоценить мировое значе¬ние режисерского опыта К. С. Станиславского и Вс. Э. Мейерхольда. В историю театра вошел бурный этап 20-х гг.: яркий театральный авангард и поиск нового художественного языка отражается в дея¬тельности Театра Вс. Мейерхольда, Театра им. Вахтангова, Камерно¬го театра А. Я. Таирова. Следующий этап театрального подъема в 60-80-е гг. связан с именами режиссеров О. Ефремова, Ю. Любимова, А. Эфроса, Г. Товстоногова, А. Гончарова, М. Захарова, П. Фоменко, К. Гинкаса, Г. Яновской, Л. Додина; драматургов В. Розова, А. Арбузова, А. Вампилова и др.

Начало XX века было временем дальнейшего расцвета российского сценического искусства. Развил свою деятельность Московский Художественный театр, основанный К. С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. В драматических постановках московских и петербургских театров проявился талант русских актеров В.Качалова, И.Москвина, М.Ермоловой, В.Комиссаржевской и др. Огромную одаренность вокалиста сочетал с выразительным актерским мастерством Ф.И.Шаляпин. Получили известность певцы Большого театра Л.Собинов, И. Нежданова, мастера балета В.Нижинский, Н.Павлова, Т.Карсавина. Продолжалось обогащение русской музыкальной культуры, особый вклад, в который внесли композиторы М.Н.Балакирев, Н..Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов. А.К.Глазунов, А.С.Аренский, С.И.Танеев, А.Н.Скрябин.

Глава 1. Культура начала ХХ века

1.1. Социо-культурная ситуация начала ХХ века

XX столетие самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры XX в. можно выделить три периода [1, с. 47]:

1) начало XX в 1917 г. (острая динамика социально-поитических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 2030 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Духовная и материальная культура XX в. это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого запечатлеть мгновение жизни.

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIXXX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература декадентские. Главное свойство и особенность декаданса растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научо объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности [1, с. 48]. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс. Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» - итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты «дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы.

Культура в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формируют целостную историю культуры XX в [12, с. 118].

В отличие от примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре XIX в. романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчеста к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В переводе с французского модернизм «новый, современный». В целом это совокупность эстетических школ и течений конца XIX начала XX вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой ценой.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Культура начала ХХ века 4

1.1. Социо-культурная ситуация начала ХХ века 4

1.2. Серебряный век в культуре России 11

Глава 2. Театральная культура начала ХХ века 19

2.1. Театр начала 20 годов 19

2.2. Творчество Мейерхольда 28

Заключение 40

Список литературы 41

Использованная литература

  1. Введение в культурологию: Учеб. пособие в Ч. 2. М., 1995.
  2. Введение в культурологию /ред. Е.А. Попова, М.: Владос, 2000
  3. Баженова Л.М. , Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. ХХ век. - СПб.: Питер, 2008. 432 с.
  4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998. 669 с.
  5. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1999.
  6. Каверин Б.И. Культурология. М., 2005
  7. Кононенко Б.И. Основы культурологии. Инфа-М., 2002
  8. Культурология. Учебное пособие для ВУЗов//Пушкова Ю.Б. Экзамен XXI , 2005
  9. Культурология: Теория и история культур. /Под ред. И.С. Шершова. Мн., БГЭУ, 2004
  10. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Макаровой. 2-е изд., перераб. и доп. М. Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998.
  11. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
  12. Культорология. ХХ век. Энциклопедия т.2. . СПб: Университетская книга; ОАО «Алетея», 1999. 447 с.
  13. Культурология. Курс лекций под ред. А. А. Родугина Изд. Центр Москва 1998г.
  14. Культурология /ред. А.А. Радугина, М.: Центр, 1999.
  15. Культурология /ред. Г.В. Драча, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000
  16. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.. Наука, 1995. С. 40
  17. Михайлова Л И. Социология культуры. Учебное пособие. М.: Фаир Пресс, - 1999. 232 с.
  18. Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для вузов. М. изд-во «Приор», 1998. 352 с.
  19. Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для Вузов. М., Изд. ПРИОР, 2000. 352 с.


Другие похожие работы