Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Культурология --> Исторические личности как культурологическая проблема

Исторические личности как культурологическая проблема

BSA(Рига)

Курсовая по предмету:
"Культурология"



Название работы:
"Исторические личности как культурологическая проблема"




Автор работы: Валерий
Страниц: 27 шт.



Год:2007

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия существенно возрос интерес к проблеме личности, так как любая «неизвестная величина» в культурно историческом процессе будь то эстетическое направление или частная жизнь и духовный мир людей, творивших историю вызывает множество вопросов, требующих научного осмысления [6].

Проблема - это некое противоречие межу уверенностью и сомнением, очевидным и неопределенным [12]. Проблема личности заключается в том, что это понятие является объектом разных наук (гуманитарных, естественных, общественных), и каждая из них предлагает своё понимание и концепцию. В культурологии проблема личности также всегда находится в центре внимания. Этому вопросу были посвящены исследования таких видных учёных, как Н.А. Бердяев, В.Н. Лосский, П. Тейяр де Шарден, Э. Ильенков, В.В. Зеньковский, С. Булгаков и др. Современная культурология в своих исследованиях личности опирается на данные других научных дисциплин. Однако собственно культурологические исследования кардинально отличаются как в самой постановке проблемы, так и в подходах и методах в ее изучении.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости создания синтетического, интегрального подхода к разносторонним идеям и концепциям. В отечественной исторической науке последнего времени одной из заметных тенденций стало стремление историков использовать в своих исследованиях культурологический подход [5]. Он подразумевает синтез истории посредством такого ее осмысления, которое бы сочетало философский взгляд на исторический процесс с особым акцентом на жизни отдельных личностей. Первой попыткой такого синтеза в русской историографии принято считать знаменитые «Очерки истории русской культуры», опубликованные П.Н. Милюковым в 1896-1903 гг. Однако, традиция культурологического осмысления истории зародилась в русской науке задолго до выхода этого исследования. Ее начало можно обнаружить в творчестве двух историков В.И. Герье (1837-1919) и М.С. Корелина (1855-1899).

Культурология, направленная на изучение прошлого совместно с мифологией, историографией и романистикой, получила название ретроспективной. Она «оформляет» культуру в виде четко очерченных культурно-исторических типов, эпохальных событий и великих исторических личностей. Появление последних в истории человечества имеет крайне важное значение, так как их судьбы определяли и воплощали исторический выбор [12].

Целью данной курсовой работы является анализ феномена исторических личностей с культурно-исторической позиции. В связи с целью были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с концепциями личности в смежных с культурологией науках.

2. Оценить взаимосвязь личности и культуры в историческом ракурсе.

3. Дать культурно-историческую характеристику феномена исторических личностей и выявить его значимость для человечества.

ГЛАВА 1. Личность как научная проблема

1.1. Изучение личности с позиции социально гуманитарных наук

Понятие «личность» является объектом изучения философии, психологии и социологии.

Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и "...чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он "сделать" себя самого, создать свою собственную жизнь"[27].

В своём первоначальном значении личность это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре (на Руси употреблялось слово "личина"). Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В средневековом христианстве она понимается как особая сущность, синоним нематериальной души [4].

В философии нового времени, начиная с французского философа Р.Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности, когда на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Так Герцен, определяя личность как живую силу, творящую культуру, выделяет основные её черты: самопознание, мышление, свобода, воля, которые являются доказательством присутствия в человеке высокого духовного начала и реализуются в творческом процессе личности [16].

По И.Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «я» нравственному закону.

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности: ее биологические и социальные определяющие, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе. Однако все эти проблемы не были достаточно четко разграничены, нередко личность и общество сопоставлялись и противопоставлялись как равные величины. Отсюда, с одной стороны, личность принижалась, ее рассматривали главным образом, как продукт социальной или биологической среды, а с другой - личная свобода трактовалась как произвол, отрицающий естественную и историческую необходимость [23].

В психологии личность рассматривается как системное качество, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению последовательность и устойчивость [6]. Другими словами, личность - это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние трёх детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т.е. человек как живое существо в целом), и среда, т.е. внешний мир в широком смысле, включающий в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами определяет линию жизни человека.

Определяющими для личности являются отношения с самим собой, со своим внутренним миром, так как в нём изначально заложен мощный потенциал, «главная движущая сила жизни» и развития человека стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом «тенденцией к актуализации» [29].

Отношения личности с внешним миром особенно с миром других людей куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми. Человек, как утверждает К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» [16].

Отправная точка социологических исследований личности - не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен. Личность понимается как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, как совокупность выполняемых индивидом социальных функций. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли [6].

Следует отличать понятие «личность» от понятий «индивид» (человек как единичный представитель некоего целого - биологического или социального) и «индивидуальность» (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, психологическом, нейрофизиологическом и т.д.). Личность же появляется только с возникновением сознания и самосознания, т.е. в культуре [24].

Опираясь на данные других наук, культурология трактует личность как «присущее индивиду психосоциальное и культурное начало, позволяющее ему активно участвовать в общественной жизни», как «продукт взаимодействия социально культурных и психобиологических сил» [12].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.....................................3

ГЛАВА 1. Личность как научная проблема....................................5

1.1. Изучение личности с позиции социально гуманитарных наук........5

1.2. Культурологический подход к изучению личности............................7

ГЛАВА 2. Взаимодействие личности и культуры в культурно-историческом аспекте...................10

2.1. Взаимодействие личности и культуры...............................10

2.2. Феномен исторической личности.............18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................25

Использованная литература

  1. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. - С.154.
  2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3 изд. перераб. и доп. М.: УИЦ «Гардарики», Литературно-педагогическое агентство «Кафедра - М». 1999. 288с.
  3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. - М.: АО «Аспект Пресс». - 1994. Ч.1. - 384 с.
  4. Ильенков И.В. Что такое личность. М. 1991. 58с.
  5. Кирсанова Е.С. У истоков культурологического подхода к истории в русской историографии // Научная сессия МИФИ. - 2005. - Т.6 Проблемы образования. Гуманитаристика. - С.166-167
  6. Колобова Ю.И. Личность и творческая деятельность П.П. Сувчинского в культуре ХХ века: Автореф. канд. дис. Киров. - 2006. - 20с.
  7. Культурология. Учеб.пособие для студ.вузов / Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону.: Феникс. - 1998. - 576с.
  8. Культурология. Учеб.пособие / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр.- 1998. - 304с.
  9. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции 18 мая 2001. - Серия «Symposium». СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества. 2001. - Т.№12. - C.42-51.
  10. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991. 37с.
  11. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр. - 2001. 332с.
  12. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс. 1994. 256с.
  13. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики. 1999. 816с.
  14. Тарасова Е.А. Приговорённый к истории // Иностранная . 2002. - №12. С.12 - 16
  15. Тиллих П. и Роджерс К. Диалог // Московский Психотерапевтический Журнал. 1994. - №2. С.136.
  16. Терехова Г.Л. Культурличностная концепция в воззрениях А.И. Герцена: Автореф. канд. дис. Тамбов. - 2006. - 22с.
  17. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М.: Росспэн. - 1997. - 347 с.
  18. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект. - 2000. 214с.
  19. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. \ Вопросы философии, 1989, №2, с. 35-42.
  20. Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону. - 1997. 670с.
  21. Sapir, Edward. In Language, Culture, and Personality // Selected Writings of Edward Sapir.: University of California Press. 1949. - P.593.
  22. www.auditorium.ru/books/1271/vasil.pdf
  23. www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/070/928.htm
  24. http://elib.org.ua/culture/
  25. http://www.history.ru/
  26. www.narod.ru/lekcii/lekcii_kultura11.html
  27. www.situation.ru/app/aut_t_127.htm
  28. www.sgu.ru/faculties/physical/departments/itPhysics/international2007/docs/Suetina_O.N.doc.
  29. www.sunhome.ru/psychology/11569
  30. http://tsu.tmb.ru/culturology/conference/ipk2005/bogachova.htm
  31. http://tsu.tmb.ru/culturology/conference/ipk2005/pronina.htm
  32. http://tsu.tmb.ru/culturology/conference/ipk2005/romah_polykova.htm
  33. http://tsu.tmb.ru/culturology/conference/ipk2005/zhilkina2.htm


Другие похожие работы