Культура и природа.
Контрольная по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"Культура и природа."
Автор работы: Ольга
Страниц: 16 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Наблюдение в процессе трудовой деятельности породило эмпирические знания первобытного человека. Уже простое созерцание открывало перед ним мир разнообразных веществ, живых организмов, звуков, красок. Преисполненная множеством удивительных тайн и загадок, природа поражала сознание людей, будила их фантазию
Вместе с развитием производства совершенствовалась и наука. В наше время успехи ее огромны, но мир неисчерпаем, и прогресс науки безграничен. В процессе дельнейшего познания люди раскроют бесчисленные секреты природы, например, многие тайны строения и функционирования живых организмов. Формируясь в течение миллионов лет, живые организмы достигли такого совершенства, которое пока еще превосходит творения рук и мысли человека. Например, поразительной надежностью отличаются природные детали. Сердце, день за днем прогоняющее кровь по сосудам, действует надежнее самого совершенного насоса, созданного людьми. Десятки лет не требует какого-либо ремонта мозг человека, выполняющий титаническую работу. Далеко еще современной технике и до той степени миниатюрности деталей, плотности их монтажа, экономичности, какие присущи живому организму. [1, с.179]
Каждая из наук, занимающихся изучением культуры, создает опеделенное представление о культуре˙ как предмете своего исследования. Так что «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи культуры насчитывают до 500 определений культуры. Это ˙объясняется не только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура.
Определение понятия «культура»
˙Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование», то есть изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными ˙причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. [4, с.15]
Существует множество определений культуры и множество подходов к ее пониманию и оценке. По подсчетам американских культурологов А. Кребера и К. Клакхона в настоящее время имеют место свыше 500 определений. Исследователи проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом: ˙
описательные определения, восходящие в своей основе к концепции родоначальника культурной антропологии ˙Э. Тайлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она включает в себя все созданное людьми (книги, картины и т. п.), знание путей приспособления к природе и обществу, язык, традиции, систему этикета, этику, религию; ˙
исторические, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной ˙эпохе от предшествующих этапов развития человечества, т.е. культура является результатом исторического развития и включает в себя все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования; ˙
нормативные, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, ˙ определяемый социальным окружением;
ценностные: культура - это˙ материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения;
психологические, исходящие из того, ˙как человек решает конкретные проблемы на психологическом уровне. Культура - особое приспособление людей к природному окружению ˙и экономическим потребностям, она складывается из всех результатов такого приспособления;
социально-педагогические: культура - это˙ поведение, которому человек учится (приобретает в процессе социализации), а не получает в качестве биологического наследства (генетически); ˙[3, с.25]
И др.
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает модели, ˙идеи и ценности, избирательна, основана на символах, т.е. не включает биологических компонентов человека и передается ˙отличными от биологической наследственности механизмами, наконец, она воспринимается эмоционально конкретными индивидами. ˙
Связь культуры с различными сторонами общественной жизни порождает многообразие ее значений и создает ˙трудность в ее определении. Существует несколько сот определений культуры и нет никаких оснований полагать, что это число не увеличится: общественное ˙развитие с непреклонным постоянством раскрывает все новые ее страницы, выявляет неизвестные ранее черты и особенности, конкретизирует ее функции. ˙Культура открытое понятие, как и все, что связано с человеческой историей. Это обстоятельство дает повод и для крайних выводов о принципиальной невозможности "классического" определения культуры.˙ Предлагается лишь ограничиться перечислением практически бесконечного ряда ее функций и проявлений. ˙
Культура, человек и природа эта триада понятий не сходит со страниц научной литературы, журналов и газет. Дело в том, что в соотношении природного и культурного невозможно провести четкой границы - культура составляет сущностное единство человека, а человек включает в себя не только культурное, но и природное измерение. В человеке культурное и природное слиты в единое целое, и сложившиеся между ними отношения настолько сложны, что они до сих пор не могут считаться до конца осознанными.
Поэтому культура - это, прежде всего, процесс возвышения над биологическими (т.е. природными) формам и жизнедеятельности. Следовательно, культура неразрывно связана с тем, что называется человеческим в человеке и что отличает человека от всех других живых существ.
˙Таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир человека разумного, ˙осознающего свое общественно-социальное предназначение.
Культура способна выполнять ˙роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности
человека. Благодаря этой роли ˙культуры становится возможным формирование подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека. ˙
Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, ˙а другая духовного производства, кажется самоочевидным. Ясно и ˙то, что предметы материальной и духовной культуры можно использовать по-разному. К материальной культуре относят технический уровень производства, ˙навыки и умения людей пользоваться техникой, научную организацию труда, обслуживание материально-бытовых потребностей людей на уровне современных научно-технических достижений.˙ [3, с.34]
Духовная же культура, как и ˙материальная, определяется способом производства, но эта связь не столь непосредственна. К духовной культуре относятся достижения науки, произведения литературы и искусства, общественные теории и идеи, язык, навыки ˙участия людей в политической жизни, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения людей к достижениям науки, литературы, искусства. ˙
Духовная культура содержит в себе наряду с духовными, идеальными элементами и материальную ˙основу своего существования (книгоиздательскую базу, печать, театры, музеи, библиотеки, школы, научно-исследовательские учреждения и т.д.) ˙
Исторические аспекты взаимодействия природы и человеческой цивилизации
˙Всякая культура реализует свои функции не в вакууме, а по отношению к реально существующим объекта: либо природы «первой» - естественной, либо «второй», ˙искусственной природе. В целом для культуры объекивно реальна и та, и другая природа. Мир, ˙в котором живет человек, целостен, он представляет собой сложную систему «природа-общество» и культура функционирует на всех уровнях именно этой системы. Поэтому, направления, в которых культура осуществляет˙ реализацию своих функций, многообразны, хотя внутренне целостны и едины. ˙
Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа ˙не только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда ˙он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. ˙Эволюции человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума. ˙[1, с.185]
Формирование и становление кроманьонского человека завершилось в течение считанных тысячелетий. ˙Сравнительно быстро это событие вызвало экологические последствия. И, прежде всего - ˙небывалое в геологической истории распространение одного биологического вида практически на всей обитаемой суше. Никогда - ˙за миллионы, миллиарды лет - ни один вид не имел такого распространения.
Именно тогда и зародилось неразрешимое до сих пор противоречие между катастрофически быстро ˙развивающимся биологическим видом-потребителем природных ресурсов и самой природной средой.
Несмотря на то, что культура по своей глубинной сути не противостоит природе, не возвышается над ней как враждебная и отрицательная сила, а наоборот, представляет собой специфически человеческий способ освоения природы, в рамках самой культуры природа осваивается по-разному, с ней устанавливаются различные связи.
Содержание работы
Введение..3
Определение понятия «культура», ее функции и виды.4
Исторические аспекты взаимодействия природы
и человеческой цивилизации..8
Экологическая культура13
Заключение...16
Список использованной литературы..17
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. М., 2001.
- Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Справочник студента. М., 2000.
- Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. С-Пб., 2001.
- Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М., 1998.
- Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений // под ред. Т.И.Кохановской - Ростов н/Д., 2003.