Культура и природа
Реферат по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"Культура и природа"
Автор работы: Юлия
Страниц: 16 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа не˙ только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда он стал переделывать ˙природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции ˙человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума. ˙
В этом можно усматривать несовместимость природы и культуры. Существует точка зрения, ˙которая разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке. ˙
Однако очевидно, что вне природы «первой» никакая культура невозможна, что культура трансформирует, преобразовывает то, что дано первой природой. ˙По этому поводу существует противоположная точка зрения, которая разрабатывает теорию ˙природоцентризма, где обосновывается вывод о центральной и основополагающей роли первой природы в развитии культуры и человека. ˙Однако более предпочтительной кажется идея обобщения этих двух крайних точек зрения, идея поиска гармонизации природы и культуры.
˙Человек здесь выполняет роль соединительного звена двух типов эволюции природной ˙и культурной или, как еще говорят творческой эволюции. ˙
Человек обладает внутренней принадлежностью к природе и культуре, внутренней принадлежностью к естественной и творческой эволюции. В конце концов, культура ˙это пересозданная человеком природа. Человек, «пересотворяя природу», утверждает тем самым себя как субъекта культуры, как ее создателя, и, следовательно, как Человека. ˙
Культура все более сложно и более глубоко опосредует отношение человека к природе. Как следствие этого нарастает степень отчужденности природы и человека. Созидая надприродную ˙реальность, человек постепенно теряет естественные корни своего бытия, естественную природную детерминацию своего существования.˙ Культура века показала это наглядно и довела отчуждение до максимума, что породило формы техницизированного бытия человека, и вслед за этим экологические проблемы. ˙Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа˙ это среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек не способен существовать как биологический вид.
Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая деятельность человека, экологическая ˙культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во много обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. ˙Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение земли как уникальной экосистемы. ˙
Ее задача поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести ˙знание об этих отношениях в систему ценностей культуры. Это потребует переориентации всех видов жизнедеятельности человека, его менталитета, целей и идеалов, т.е. ˙мировоззрения. Природа в этом мировоззрении должна рассматриваться как самоценность, и ее преобразование должно санкционироваться высшими духовными смыслами, а не технократическими показателями, как это зачастую делается в современной культуре. Такая оценка ˙природы должна быть имманентна самосознанию человека, а не только культуре. Природа должна оцениваться человеком как источник эстетических, нравственных˙ и других идеалов. Гуманизм, при таком подходе, с необходимстью должен включать в себя ценности и идеалы экологического характера, т.е. необходимо выйти за границы антропоцентрических ценностей и идеалов. ˙
Содержание работы
Введение 3
Генезис понятия «культура». 4
Взаимодействие человечества и природы. 7
Технический прогресс и экология. 12
Заключение 15
Список использованной литературы. 17
Введение
˙В ХХ веке перед человеческой мыслью встал ряд принципиально новых проблем, связанных с глобальными кризисами современности, с переосмыслением места и назначения человека в историческом процессе. Вопросы, поставленные ˙перед человечеством никак нельзя назвать праздными. Человечество осваивает природу, ставя ее на службу своим потребностям и интересам; но ˙природа, одновременно, все дальше и дальше отчуждается от человека и в любой момент готова отплатить ему злой шуткой, как бы доказывая его полную˙ беспомощность перед стихией. Человек во имя своего благополучия создает цивилизацию, но она-то и представляет для него наибольшую ˙угрозу. Наука развивается небывалыми темпами, информационный поток становится все стремительнее, человек внедряется в микромир; но стал ли он ближе˙ к пониманию сути вещей, бытия, чем тысячу лет назад? Человечество осваивает космос, но теряет единство с ним. ˙Человек стремится к познанию, но теряет способность к пониманию. Человечество совершенствуется, но становится бесчеловечным.
˙В культурологии уже давно зафиксировано, что непосредственный источник забот, тревог и мучений человека лежит не вне его, а в нем самом, не в среде обитания, а в дисгармонии˙ между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения. И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения бывают малокультурными и просто варварскими, ˙и возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей небезграничны. В конечном счете обнаруживается, что социокультурные программы постоянно завышены и не имеют естественных тормозов, а в своей ˙биологии человек намертво привязан к природе и биологическое в человеке не выдерживает социокультурных капризов и прихотей.
1. Генезис понятия «культура».
˙Термин "культура" вошел в обиход социально мысли сравнительно недавно (вторая половина XVIII в.). Его возникновение тесно связано с развитием гуманистических идей, многообразно отраженных в различных сферах общественного сознания. ˙
В настоящее время понятие культура используется в различных смыслах и может обозначать исторические эпохи (античная культура, средневековая культура), конкретно-исторические народности, нации, другие социальные общества (русская культура, культура майя), ˙различные сферы жизни и деятельности (философская, художественная культура; культура поведения, быта и труда), духовную жизнь людей (мировоззрение, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, духовные отношения и учреждения). ˙
Связь культуры с различными сторонами общественной жизни порождает многообразие ее значений и создает трудность в ее определении. Существует несколько сот определений культуры и ˙нет никаких оснований полагать, что это число не увеличится: общественное развитие с непреклонным постоянством раскрывает все новые ее страницы, выявляет неизвестные ранее черты и особенности, конкретизирует ее ˙функции. Культура открытое понятие, как и все, что связано с человеческой историей. Это обстоятельство дает повод и для крайних выводов о принципиальной невозможности "классического" определения культуры. Предлагается лишь ограничиться перечислением практически бесконечного ряда ее функций и проявлений. ˙
Первоначально рассматриваемый термин означал возделывание, обработку земли, т.е. процесс˙ преобразования естественного, природного состояния в дело рук человеческих. ˙Уже в самом слове проглядывается глубокая связь между тем, что оно обозначает (культура) и деятельностью, направленной на изменение девственной природы (натуры). Все, что сотворено человеком, а также ˙побочные последствия этой деятельности и составляют пространство культуры (вторая природа), которое в известном смысле и отношении противостоит объективной данности мира (первая природа). ˙По мере расширения и усложнения общественной практики понятие "культура" ˙приобретает новые значения, о чем уже шла речь выше. Но генетический смысл остался: под культурой, в любом значении этого понятия, подразумевается деятельность, направленная на изменение природы, человека ˙и ее результаты. ˙Отсюда одно из наиболее распространенных определений культуры как специфического способа жизнедеятельности человека, направленной на преобразование природы, общества, самого себя и представленной предметами материального и духовного труда. ˙
Выдающийся гуманист XX века, лауреат Нобелевской премии А. Швейцер определяет культуру как "итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в˙ той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу".˙
В культуре выделяются две ведущие стороны: предметная и деятельностная. Первая ˙представлена артефактами культуры. К ним относятся как материальные (вещественные), так и идеальные (духовные) результаты человеческой деятельности: простейшие орудия труда, техника в целом, различные архитектурные˙ сооружения, глобальные системы (экономические, политические, космические, энергетические и т.д.), языки, духовные символы, искусство, теории, нормы поведения, определенный образ жизни и другие. ˙
По многообразным артефактам˙ культуры, их возникновению, становлению, последствиям их функционирования судят о той или иной исторической эпохе. Уровень познания окружающего мира, средства опосредствующие взаимодействие ˙природы и общества, различные виды искусства, литература, религиозные верования, социально-политические идеалы и цели все это создает неповторимый облик определенного общества и его культуры. ˙
Вторая сторона культуры относится к творческой деятельности людей. В связи с этим возникает проблема ˙творчества. Под творчеством понимается деятельность, созидающая качественно новое, не бывшее ранее. Существенной особенностью человека является то,˙ что окружение, в котором он живет, создано им самим. Эта искусственная среда не имеет аналогов в естественной природе и является поэтому следствием творческой деятельности человека. ˙Разумеется, как природное существо, человек вынужден приспосабливаться к природным условиям своего существования, но в целом его деятельности присущ творческо-созидательный характер, хотя цели, которые им при этом преследуются, ˙иногда оборачиваются совершенно неожиданными, а зачастую, противоположными последствиями. Вопрос о сущности творчества по-разному разрешался в ˙истории философии. Так, в античной философии интеллектуальное созерцание бытия (вечного, неизменного) носило ˙главенствующий характер по отношению к любой деятельности, в том числе творчеству, как относящихся к конечному и изменяющемуся. Платон˙ рассматривал творчество как своеобразную одержимость в стремлении к высшему созерцанию мира (учение об Эросе). В средневековой философии творчество как высшее проявление представлено в трансцендентной личности (Боге), ˙ сотворяющей бытие из небытия. Главным компонентом творчества выступает воля, которая по отношению к человеку проявляется как историческое творчество. ˙
Существует многообразие мировой культуры. В ней присутствуют локальные, региональные, ˙национальные, этнические различия. Сосуществование культур, их диалог, различные формы взаимодействия известны с древнейших времен. Разумеется,˙ возможности этого взаимодействия становились все более обширными и глубокими, их взаимовлияние на современном этапе развития неизмеримо возросло. ˙
2. . Взаимодействие человечества и природы.
˙В конце XIX столетия вопрос об отношении природы и культуры стал вопросом логики и методологии. Была предпринята попытка показать, что человек, имея дело с природой и культурой, использует существенно различные формы мышления и поведения. ˙
Культура - это действительность, выявляемая индивидуализирующим подходом, т.е. представленная в ее уникальных, неповторимых, единичных образцах. В этом пункте, правда, была˙ одна незаметная на первый взгляд сложность. В одних случаях сама действительность (в отличие от «препарированной» природы) существует в совокупности своих индивидуальных проявлений. ˙В других случаях индивидуализированная реальность есть результат приложения особой идеографической методологии, «индивидуализирующего» понятия. ˙
В принципе, возможны два образа культуры и два образа природы. Один и тот же объект может быть трактован и как объект природы, и как культурная индивидуальность. ˙Байкал в качестве одного из озер объект природы, но как единственное в историко-культурном роде явление оно уже вне ряда, а стало быть, вне природы.
Решающим обстоятельством в выработке новой концепции природы является экологическая проблематика. Именно она жестко диктует правила дальнейшей методологической «игры» в отношениях человека и природы и в научно-философском переосмыслении этих отношений.˙
Использованная литература
- Елисеев А. Л., Тюрин Е.А. Культурология. Учебное пособие для вузов. Орел, 1998.
- Карпенков С.А. Концепции современного естествознания. М., 2001.
- Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. М., 2001.
- Мамонтов С.П. Основы культурологии: М., 1999.
- Спиркин А.Г. Философия. М., 2002.
- Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М., 1998.