«Открытие индивида» по книге Я. Бургхардта «культура Возрождения в Италии»
Курсовая по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"«Открытие индивида» по книге Я. Бургхардта «культура Возрождения в Италии»"
Автор работы: Елена
Страниц: 24 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В XIII —XV ст. Предвозрождение охватило Западную Европу, непосредственно предшествуя Возрождению. В первую очередь черты нового стиля в культуре и жизни начали проявляться в Италии, где это течение приобрело классические формы, а период XIII - первой половины XIV ст. получил название «Проторенессанс». Этот термин ввел в научное обращение швейцарский историк Я.Буркхардт (1818-1897 гг.).
Становление культуры Проторенессанса происходило на основе разнородных художественно-стилевых элементов: романских, византийских, готических и классических (античных). Проторенессанс знаменовал отход от символико-аллегорических тенденций художественной системы Средневековья и начало переориентации искусства на изображение реального мира и человека.
Понимание эпохи Возрождения как принципиально нового периода в истории философии и культуры является довольно важным, особенно учитывая попытку представить общую характеристику этому явлению. Согласно той ситуации, которая сложилась в литературе, начиная с 50 гг. XX ст., сформировались два подхода к определению места Ренессанса (Renaissance) в истории и его роль. Первая известная как «бургхардская» концепция, автором которой стал Якоб Буркхардт, который анализировал данную эпоху как особую, запертую и очерченную собственными характерными особенностями (индивидуализм, секуляризация мышления и духовная эмансипация личности, культ искусств, идея морального и политического цинизма, реабилитация физической природы человека, возрождение античного наследства и т.п.). Второй подход – это так называемый «бунт медиевистов» К.Бурдах, Й.Гейзинга, Ф.Мазе и др., которые выступили с программой антибургхардской концепции медиевизации Ренессанса. По мнению Ф.Мазе, эпоху Возрождения и средние века не следует разделять на два разных исторических периода. А Ренессанс, по мнению этих ученых, со своей большой реставрацией античности является лишь завершающим этапом эпохи средневековья, «осенью Средневековья», как называл это время Й. Гейзинг. Поэтому на сегодня практически невозможно вести речь о единственно принятой модели итальянского Возрождения и гуманизма. Однако, безусловно, Я. Буркхгард внес огромный вклад в исследование этой эпохи и места человека в ней. Учитывая это, а также и то, что, несмотря на признание роли современниками и потомками и существование обширной научной дискуссии, вызванной концепцией Я. Буркхардта, работ, посвященных его личности и научным взглядам не так и много, актуальность темы «Открытие индивида» по книге Я. Буркхардта «Культура Возрождения в Италии» является весьма актуальной.
Объектом исследования выступает эпоха Возрождения.
Предметом исследования является «открытие индивида», описанное Я. Буркхардтом в книге «Культура Возрождения в Италии».
Целью данной работы является анализ взглядов Я. Буркхардта на .
В соответствии с этим в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть причины интереса Я. Буркхардта к эпохе Возрождения;
- проанализировать вклад Я. Буркхардта в изучении эпохи Возрождения;
- охарактеризовать индивида в работе Я. Буркхардта «Культура Возрождения в Италии»;
- показать роль Я. Буркхардта как одного из первых интерпретаторов ренессансной культуры;
- раскрыть оценку концепции Я. Буркхардта другими учеными.
Основой исследовательской позиции является методология философской диалектики, в частности, метод выявления противоречий, метод сравнительного анализа.
1.1. Значение Я. Буркхардта в изучении эпохи Возрождения
Швейцарский ученый Якоб Кристоф Буркхардт родился в Базеле 25 мая 1818. Получил образование в университетах Берлина и Бонна, где изучал теологию, историю и искусство и испытал влияние немецких историков Леопольда Ранке, Готфрида Кинкеля и Франца Куглера [6, 201].
«С 1837 г., когда Буркхардт пешком пересек Альпы и посетил Апеннинский полуостров, Италия стала его страстью. Редкий год он не посещал старинных городов и художественных музеев этой «сокровищницы человеческого духа», как Буркхардт называл эту страну [17].
«Множество изданий выдержал его путеводитель по художественным памятникам Италии. С 1858 г. по 1893 г. он преподавал в тихом Базельском университете, где число его слушателей исчислялась несколькими десятками. До 1886 г. он читал курс по европейской истории от Древней Греции до Французской революции, однако в последние годы сосредоточился на истории искусства. Буркхардт вышел в отставку за четыре года до смерти» [17].
Почти никого не признававший Фридрих Ницше писал, что немецкоязычному высшему образованию не хватает профессоров-воспитателей, «которые сами получили воспитание, высшее образование, отборные умы, которых видно с первого взгляда, с каждого слова и даже молчания … Одним из таких в высшей степени редких исключений является мой глубокоуважаемый друг, Якоб Буркхардт в Базеле» [цит. по 17].
Буркхардт интересовался историей культуры, в связи с чем его школу иногда называют «культурно-исторической». Ученый рассматривал исторические эпохи под углом «стилей жизни», которые характеризовали их и делали неповторными. Люди искусства по Буркхардту – это творцы этих стилей жизни. Их же он называл выдающимися личностями. «Даже к государству он подходил с эстетичной точки зрения и расценивал его как «произведение искусства»» [17].
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Причины интереса Я. Буркхардта к эпохе Возрождения 5
1.1. Значение Я. Буркхардта в изучении эпохи Возрождения 5
1.2. Возрождение как особая эпоха в истории европейской культуры 7
Глава 2. Индивид в работе Я. Буркхардта «Культура Возрождения в Италии» 12
2.1. Я. Буркхардт как один из первых интерпретаторов ренессансной культуры 12
2.2. Оценка концепции Я. Буркхардта другими учеными 17
Заключение 22
Список литературы 24
Использованная литература
- Апресян Р.Г. Перфекционистский и дисциплинарный языки морали / Р.Г. Апресян // Оправдание морали [сб. науч. ст. к 70-летию Ю.В.Согомонова / отв. ред.: В.И.Бакштановский, А.Ю.Согомонов] / Р.Г. Апресян. - М.; Тюмень: Издание Центра прикладной этики и НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2000. - С. 38-53.
- Буркхардт Я . Культура Возрождения в Италии / Якоб Буркхардт . - М.: Юристь, 1996. - 591 с.
- Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе – М.: Наука, 2005. -
- Дорофеев Д.Ю. Понимание Хайдеггером Канта в перспективе проблемы воображения [Электронный ресурс] / Д.Ю. Дорофеев. - Режим доступа: http://anthropology.rchgi.spb.ru/kant/kant_i2.htm.
- Зарецкий Ю.П. История европейского индивида: от Мишле и Буркхардта до Фуко и Гринблатта. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 19.
- История этических учений: Учебник [под ред. А.А.Гусейнова]. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.
- Кант И. Сочинения в шести томах / Иммануил Кант; [под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана]. Т.4. Ч.1. - М.: Мысль, 1965. - 544 с. - (Философ, наследие. Акад. наук СССР. Ин-т философии).
- Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос / Эрнст Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 654 с.
- Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов / А.В. Прокофьев. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. - 284 с.
- Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали: Моногр. / А.В.Прокофьев. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. – 277 с.
- Семёнов Ю. И. Философия истории. М., 2003. – 220 с.
- Традиционное общество и мировая экономика: критика теорий модернизации. М., ИНИОН, 1981. – 207 с.
- Учебный курс по культурологии. Ростов-н/д.; Издательство \"Феникс\", 1999 . – 274 с.
- Учебный курс по культурологии. Ростов-н/д.; Издательство \"Феникс\", 2000. – 303 с.
- Что такое развитие? Концепции, реальность, перспективы. М., ИНИОН, 1991. – 179 с.
- Эстетика. Словарь. Политиздат, М., 1989. – 324 с.
- Буркхардт, Якоб, Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/