Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Юридические --> Юриспруденция --> Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия

Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия

Москва

Дипломная по предмету:
"Юриспруденция"



Название работы:
"Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия"




Автор работы: Юлия
Страниц: 65 шт.



Год:2009

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Демократическое государство не возможно без развитого местного самоуправления. Местное самоуправление является одной из составных частей демократического государства и развитого гражданского общества. В то же время именно местное самоуправление дает развитие демократическим институтам, давая возможность гражданам участвовать в жизнедеятельности государства.

Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических обществах. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в теории двойственной, государственно-общественной природы местного самоуправления. Соответствующая теория предполагает выполнение местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, и определенного круга дел государственного значения. В случае выполнения государственных дел, органы местного самоуправления выступают агентами государства на местном уровне и действуют под контролем государства.

В прямом смысле слова термин «самоуправление» означает «сам управляю собой, своими делами», что предполагает определенного рода автономность, независимость субъекта при решении своих внутренних проблем.

На общегосударственном уровне не возможно решать местные хозяйственные вопросы. В то же время, нельзя допустить возникновения так называемого местничества, когда в регионе хозяйничает чиновник, распоряжаясь согласно своим интересам.

Важной особенностью местного самоуправления является реализация именно местных интересов, нужд, потребностей. В границах территориальных общностей местные интересы населения превалируют над глобальными, ведомственными или узкопрофессиональными. Местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества.

Право населения страны на местное самоуправление создает ответственность государства за обеспечение возможности его реализации.

«Если придерживаться формально-правовой точки зрения, то есть все основания утверждать, что в нынешней свободной и демократической России реализуются все статьи Европейской Хартии о местном самоуправлении. Можно со всей ответственностью заявить, что после семидесяти с лишним лет перерыва начался долгий и непростой процесс реализации принципа повсеместного утверждения местного самоуправления в России. Однако было бы наивностью полагать, что ныне действующее законодательство совершенно и что практика воплощения принципа местного самоуправления повсеместно и полностью отвечает намерениям законодателей. Это вполне естественно, принимая во внимание не только длительность практики тотального огосударствления и единства властной вертикали сверху вниз, но и отпечатанность соответствующих представлений в сознании людей, в нормах и процедурах управленческой работы» .

Актуальность темы определена важностью института местного самоуправления с одной стороны, что признается на всех уровнях власти и выражается в реализации норм Конституции и проведение реформы местного самоуправления. С другой стороны, процесс реализации реформы не идет гладко. Проблемы закрепления норм обеспечивающих функционирования местного самоуправления и процесс их реализации касается каждого гражданина.

Современный этап развития российской государственности делает актуальным

изучение местного самоуправления как одной из фундаментальных основ демократической системы управления и необходимого элемента современного общественного устройства. Без полноценного и эффективного местного самоуправления Россия не может быть

демократическим правовым государством.

Особую важность и общественное значение сегодня приобретает вопрос о характере взаимоотношений между государством и органами местного самоуправления, являющийся в новых условиях не только предметом научных дискуссий, но и вопросом реальной политической практики. Сегодня мы можем говорить о начавшемся в стране сложном

процессе институционализации новой для России модели взаимоотношений в системе

«власть – местное самоуправление – гражданское общество».

Местное самоуправление представляется в качестве политического института,

занимающего в системе взаимодействия власти и общества опосредующее положение между государством и гражданским обществом, и таким образом, обеспечивающего реализацию прямых и обратных связей в системе государственного управления. На муниципальном уровне происходит наиболее тесное взаимодействие между властью и обществом и от того, насколько результативным оно является, зависит эффективность не только муниципального, но и государственного управления в целом.

Местное самоуправление является также своеобразной школой гражданственности,

демократической организации местной жизни. Оно приучает общество к самоорганизации, необходимой для качественного решения вопросов в соответствии с интересами граждан.

В то же время реальная политическая практика последних лет не дает оснований

утверждать, что местное самоуправление стало в современной России эффективно

работающим институтом народовластия, реализующим социальные, политические и

гражданские инициативы. Исследователи обращают внимание на происходящую в последнее время в российской политической практике определенную переоценку ценностей в отношении местных автономий и муниципальных свобод, в рамках которой основной акцент стал смещаться с вопроса невмешательства органов государственной власти в местные дела в сторону других, более прагматических установок и целей. По мнению ученых и практиков, местное самоуправление все чаще стало рассматриваться не столько как общедемократическая цель, сколько как средство решения локальных проблем, реализации интересов местных сообществ, осуществления на местах общегосударственного политического курса.

Сегодня все чаще говорят о складывающемся своеобразном «вертикальном дисбалансе» в развитии института местного самоуправления - ситуации, когда успех деятельности местных властей зависит не столько от них самих, сколько от размера субсидий, получаемых из Центра. При таком положении дел государству достаточно отказать в выделении соответствующих средств, чтобы помешать местным органам власти реально осуществлять свою деятельность .

Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов внесли такие ученые, как С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, Л.А. Григорян, Ю.М. Козлов, О.Е. Кутафин, А.Е. Лунев, Г.И. Петров, К.Ф. Шеремет и другие ученые, труды которых были изучены при написании данной работы.

Также в данной работе использованы труды авторов, которые занимались непосредственно исследованием вопросов взаимодействия государства и местного самоуправления, выделяли актуальные проблемы и предлагали пути их решения, среди которых можно выделить работы таких авторов, как Е.М. Ковешников, О.А. Петухов, Н.С. Тимофеев, В.С.Мокрый и др .

Целью данной работы является анализ теоретико-правового взаимодействия государства и местного самоуправления, их реализации в действующем законодательстве, а также их практическая реализация.

В связи с этим в данной работе рассматриваются вопросы развития местного самоуправления, конституционные основы местного самоуправления, законодательство РФ и проблемы реализации и закрепления конституционных норм, основные принципы организации местного самоуправления, принципы взаимодействия государства и местного самоуправления, а также проблемы взаимодействия. В работе также рассмотрены основные «точки» взаимодействия, такие как делегирование полномочий и проблемы решения вопросов совместного ведения и их определения.

Объектом исследования является местное самоуправление как базовая составляющая современного демократического государства и институт народовластия, а также теоретические и практические вопросы закрепления и действия конституционных норм в деятельности местного самоуправления.

Предметом исследования выступает современное состояние и основные проблемы

взаимодействия органов местного самоуправления с населением и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили политологические, юридические, исторические и социологические труды и исследования отечественных авторов, раскрывающие генезис, сущность и принципы изучения природы местного самоуправления, его места и роли в системе взаимодействия власти и общества.

Методологической основой исследования является системный подход к анализу

объекта исследования.

В работе использованы как общенаучные методы исследования (логического анализа и синтеза, индукции и дедукции), так и традиционные методы общественных наук.

Работа основана на изучении, систематизации и анализе законодательства РФ: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства России, нормативно-правовые акты иных органов государственной власти РФ.

Глава 1 Государственное и местное самоуправление:

1.1 Развитие местного самоуправление и его взаимодействие с государством в истории России

Изучая историю России, приходит понимание о неразрывной связи существования народа и основ самоуправления начиная с древних времен. Наиболее яркий пример самоуправления на Руси был в Новгороде и Пскове. Основными органами самоуправления были народные собрания – вече. На общее народное собрание представляли дела, которые требовали общего обсуждения, при чем правом созыва обладали практически все жители. исполнительная власть была представлена посадником или тысячником. Несмотря на то, что в результате централизации власти в Москве местное самоуправление в Новгороде было постепенно ликвидировано, традиции, заложенные еще в те времена, несомненно, оказали существенное влияние на формирование местного самоуправления в последующие периоды развития нашего государства.

По мнению большинства историков и правоведов отсчет российского опыта местного самоуправления можно начинать с Ивана IV. Это связано с тем, что во-первых, в период его правления самоуправление было законодательно определено и, во0вторых, произошло возрождение данного института после длительного периода централизации власти.

Значительный вклад в его развитие внес указ под названием «Приговор царской о кормлениях и о службах» лета 7064 (1555-1556 гг.) . Фактически речь шла о проведении земской реформы. В XVII в. в Русском государстве произошли функциональные изменения в системе государственного управления, что не могло не сказаться на структуре и функционировании местного самоуправления. В 1625 г. в 146 городах с уездами появляются воеводы, назначенные Разрядным приказом и утвержденные царем. Как правило, они назначались на срок до трех лет и за свою службу получали денежное жалование и поместья.

Интересный опыт реформ местного самоуправления был накоплен в годы царствования Петра I. Изменения в местном самоуправлении были связаны в первую очередь с

Содержание работы

Содержание:

Введение............................................3

Глава 1 Государственное и местное самоуправление:

1.1 Развитие местного самоуправление и его взаимодействие с государством в истории России..........................................7

1.2. Понятие местного самоуправления конституционно правовые основы его существова-ния..............15

Глава 2 Теоретико-правовые основы взаимодействия государства и местного самоуправ-ления

2.1. Конституционные основы и принципы взаимодействия государства и местного само-управления............24

2.2. Делегирование полномочий и вопросы совестного ведения государства и местного самоуправления.........37

2.3. Взаимное влияние и контроль органов государственной власти и местного самоуправ-ления.......43

Глава 3. Проблемы взаимодействия государства и органов местного самоуправления...52

Заключение.............................60

Список используемой литературы и нормативный материал.............................................63

Использованная литература

  1. Используемая и нормативный материал:
  2. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.). М.:// Российская га-зета 1993 - 25 декабря
  3. Европейская хартия местного самоуправления // Собрание Законодательства Россий-ской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466.
  4. УК РФ 13.06.1996 N 63-ФЗ
  5. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
  7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009) "О прокуратуре Россий-ской Федерации"
  8. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35
  9. Собрание законодательства РФ. 2003. № 40
  10. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления // Федеральный закон от 20.03.1998 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 15.
  11. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2006.
  12. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие /под ред. Нарыш-кина С.Е., Хабриевой Т.Я./ М.: «ИНФРА-М», 2006. 147 с.
  13. Акмалова А.А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Тео-рия вопроса и опыт регулирования. С. 228 248
  14. Алпатов Ю.М. Мировой опыт организации городского самоуправления. // Законода-тельство и экономика, 2007, № 8.
  15. 14 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: «Издательство РАГС», 2004. 488 с.
  16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 790 стр
  17. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституцио-нализация муниципальной демократии в России. - Норма, 2008. - 278 стр.
  18. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О му-ниципальной службе в Российской Федерации». // Система ГАРАНТ, 2007
  19. Бутитова Д.Ц. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с населением // Материалы всероссийской конференции «Государствен-ное и муниципальное управление в Забайкальском крае». Чита: ЧитГУ, 2009
  20. Бутитова Д.Ц. Некоторые вопросы реализации муниципальной реформы // Граждан-ское общество и местное самоуправление: сб. статей научно-практической конференции / ЗабГГПУ. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008
  21. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск, 1997
  22. 21.Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. - № 10. С.15- 19.
  23. Гильченко Л. Становление самоуправления в России // Городское управление. 1996. N 1. С. 6 - 7
  24. Государство и местное самоуправление в России (теоретико-правовые основы взаимо-действия). Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01 / Ковешников Е.М. - М., 2001. - 335 c.
  25. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 1998.
  26. Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (XII начало XX в.): Учеб. пособие. - М.: Издательство «Новый Юрист», 1999. - 176с.
  27. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. - М.: Изда-тельство «Юстицинформ», 2007. - 320 с.
  28. Коршунов С.А. Косвенный государственный контроль деятельности местного само-управления (на примере Республики Татарстан) // Журнал российского права. 2006. - № 9. С.10.
  29. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». // Система ГАРАНТ, 2007.
  30. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. // Система ГАРАНТ, 2007.
  31. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.2006г
  32. Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». // Система ГАРАНТ, 2007.
  33. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Издательство «Норма» , 2002.- 139 с.
  34. 33. Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Система ГАРАНТ, 2005.
  35. Материалы международной конференции «эффективное местное самоуправление основа демократического государства» / Вестник Совета федерации 10 апреля 2008
  36. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) / Под общей редакцией Н.П. Медведева и др./ М.: Издательство « Инфра М» , 1994. - 254 с.
  37. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Юс-тицинформ, 2009. - 332 стр.
  38. Мокрый, В. С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт пуб-личной власти и гражданского общества : Дис. докт. юрид. наук. - М., 2003.
  39. Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал рос-сийского права. 2002. N 10.
  40. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев / // Система ГАРАНТ, 2003.
  41. Овчинников И.И. Теоретико-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации (системный анализ концепции и методологии правового регулирования. М., 2005. С. 17 - 18
  42. Основы Европейской хартии местного самоуправления: Методическое пособие для высших учебных заведений. / Под ред. В.А. Черникова. /- М.: Издательство «Инфра М», 2003. 179 с.
  43. 42. Парламентское право России: Курс лекций / под общ. ред. д.ю.н. О.Н. Булакова. / - М.: «Юстицинформ», 2007. - 145 с.
  44. Пашин Н.Л. Муниципальная хозяйственная деятельность// Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 8,9 С. 44-54
  45. Петухов О.А. Местное самоуправление в системе публичной власти в России: Дис. канд. полит. наук. - М., 2005;
  46. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 19 апреля 2006 г. // Российская газета. 19 апреля 2006 г
  47. Романов В.Л. Социальная самоорганизация игосударственность. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 2003;
  48. Развитие местного самоуправления и становление гражданского общества в России/ Глазычев В.Л.м 2008
  49. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. М., 2005
  50. Филатов Е.О. Осуществление права муниципальной собственности через представите-лей // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 4. С. 25-27.
  51. Черкасов К.В. Федеральные округа в Российской Федерации: состояние и тенденции развития. // Законодательство и экономика, 2009, № 1.
  52. Чертков А.Н., Полещенко Д.А. Некоторые вопросы правового регулирования содейст-вия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. // Законодательство и экономи-ка, 2009, № 4.
  53. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учеб. М.: Изд-во Норма, 2008
  54. Чиркин В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубеж-ный опыт // Журнал российского права. 1997. N 8. С. 104
  55. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Проспект, 2007. - 672 стр.


Другие похожие работы