Ответственность за разглашение государственной тайны
Дипломная по предмету:
"Уголовное право"
Название работы:
"Ответственность за разглашение государственной тайны"
Автор работы: s_umed
Страниц: 86 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
лава 4. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства Российской Федерации, стран СНГ и зарубежных стран о разглашении государственной тайны.
Уголовно-правовая ответственность за разглашение государственной тайны пре¬дусмотрена в уголовных кодексах зарубежных государств и стран СНГ. В целях выделе¬ния отличительных особенностей данного состава преступления, сравне¬ния с российским уголовным законодательством, проанализированы статьи уголовных кодексов стран ближнего зарубежья Республик Казахстан, Беларусь, Латвийской Республики , формирование которых происходило в приблизительно равных условиях после распада СССР, а так же уголовные кодексы ФРГ, Франции, Швейцарии, Польши, Испании, Италии, Голландии, Китайской Народной Республики.
В Уголовном кодексе Республики Казахстан существует статья, предусматри¬вающие ответственность за разглашение государственной тайны - ст. 172 «Незаконное получение, разглашение государственных секретов». Эта статья предусматривает четыре самостоятельных состава преступления, предметом преступлений, предусмотренных частями 1, 2 и 4, являются сведения, составляющие государственные секреты. Оконченным состав преступления считается с момента получения этих сведений. Объективная сторона в составе разглашения государственных секретов включает три признака:
1. нарушение правил обращения со сведениями, составляющими государственные секреты;
2. предание их огласке;
3. причинная связь между нарушением правил обращения с этими сведениями и преданием их огласке.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом.
Уголовный кодекс Республики Беларусь, по сравнению с УК Респуб¬лики Казахстан, имеет значительно больше отличительных особенностей от УК РФ. Особенности заключаются в конструкции статей, предусматри¬вающих ответственность за посягательство на государственную тайну, их расположении в разных главах.
По сравнению с УК РФ, где предусмотрено ответственность за разглашение в ст. 283, то в УК Республики Беларусь включены две статьи, предусматривающие ответственность за разглашение государственной тайны умышленное (ст. 373) и по неосторожности (ст. 374), в последней предусматривается ответственность и з утрату документов, компьютерной информации, предметов, составляющих государственную тайну.
Так как статьи 373 и 374 УК Республики Беларусь предусмотрены в главе 33 «Преступления против порядка управле¬ния», то объектом является общественные отношения в области порядка управления.
Кроме того, в главе «Воинские преступления» так же предусмотрены две статьи за умышлен¬ное разглашение государственных секретов (ст. 457) и разглашение госу¬дарственных секретов либо утрату документов, содержащих такие секреты, по неосторожности. Отличительной особенностью в этих статьях от выше¬указанных статей (ст. 373, 374) является то, что предметом в этих составах являются воинский характер сведений, составляющих государственную тайну. В УК РФ нет таких статей потому, что в понятие «государственная тайна» включены сведения и военного характера.
Отдельные статьи УК Латвийской Республики также имеют существенное отличие от статей УК РФ, предусматривающих ответственность за посягательство на тайну.
В УК Латвийской Республики предусмотрена ответст¬венность за умышленное разглашение государственной тайны (ст. 94) и по неосторожности (ст. 95), причем в ст. 95 включена и утрата документов, предметов, содержащих государственную тайну.
В УК Испании ответственность за посягательство на государственную и служебную тайны предусмотрена в главе «О вероломстве в хранении до¬кументов и нарушении секретов» (ст. 413418). Под служебной тайной понимаются сведения, доступ к которым ограничен компетентной властью. Субъектами распространения служебной или государственной тайны могут быть как должностные лица и государственные служащие, так и частные лица. Особенностью рассматриваемых составов является то, что должност¬ное лицо или государственный служащий несет ответственность не только за разглашение секретных и иных сведений (ст. 417), но и за умышленное уничтожение, приведение в негодность документов и утрату документов составляющих государственную тайну (ст. 413, 414). Ответственность наступает и в случае, если должностное лицо или госу¬дарственный служащий умышленно и без необходимых полномочий раз¬решит доступ к секретной документации, хранение которой на него возло¬жено (ст. 425). Частное лицо несет ответственность в случае использования для себя или для третьего лица секрета или исключительной информации, которую оно получило от государственного служащего или должностного лица (ст. 418).
В УК Италии, в отличие от УК РФ, предусмотрена не только ответст¬венность за разглашение государственной тайны (умышленно и по неосто¬рожности), но и ответственность за разглашение сведений, не подлежащих оглашению (запрещенных компетентной властью), а также за использова¬ние государственных тайн в своих или чужих интересах (ст. 261263), причем в последнем случае (ст. 263) конкретизирован предмет использо¬вания изобретения, научные открытия, новые промышленные приемы, которые в интересах государственной безопасности должны оставаться в тайне.
В рассмотренных статьях УК Италии субъект не конкретизирован, следовательно, им может быть как гражданин Италии, так и иностранец, лицо без гражданства.
В главе «Разглашение тайны» УК Голландии предусмотрена ответст¬венность за умышленное разглашение тайны лицом, которое обязано ее хранить в силу своей должности, профессии или законного требования или в силу своей бывшей должности или профессии (ст. 272). В части второй данной статьи отмечается, что лицо, разгласившее тайну, подвергается уголовному преследованию только после жалобы потерпевшего.
Весьма развернутая система норм об ответственности за разглашение сведений, не подлежащих оглашению, содержится в Уголовном кодексе ФРГ. В разделе втором Кодекса "Измена Роди¬не и угроза внешней безопасности" законодатель дает определе¬ние государственной тайны, каковой признаются "факты, предме¬ты или сведения, которые доступны только ограниченному кругу лиц и должны держаться в тайне от иностранного государства с тем, чтобы предотвратить опасность причинения серьезного вреда внешней безопасности Федеративной Республики Германии" (§ 93). Разглашение государственной тайны представляет собой измену Родине (§ 94). Кроме того, в § 95 предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны как за самостоятельное преступление. Основные признаки этих деяний совпадают. Разли¬чие заключается в адресате, так как при измене Родине сведения сообщаются иностранному государству или одному из его посред¬ников, а при разглашени постороннему лицу, т. е. лицу, не упол¬номоченному располагать этими сведениями. Если в § 94 говорит¬ся просто о государственной тайне, то в § 95 о государственной тайне учреждения. И, наконец, при разглашении государственной тайны отсутствует имеющееся в § 94 указание о намерении нанес¬ти ущерб ФРГ или оказать помощь иностранному государству. Нео¬сторожное создание опасности причинения серьезного вреда внеш¬ней безопасности ФРГ как результат выдачи государственной тайны предусмотрено в § 97. Помимо того, Кодекс предусматривает от¬ветственность за выдачу нелегальной тайны, которая не является государственной (§ 97), а также за разглашение сведений, оши¬бочно принимаемых за государственную тайну (§ 97).
Ответственность за посягательства на тайну национальной за¬щиты предусмотрена в ст. 413-9 УК Франции, согласно которой ха¬рактер тайны имеют сведения, технологии, документы, информа¬ционные данные и данные картотек, относящиеся к национальной защите и ставшие объектом специальных мер, предусмотренных соответствующим декретом Государственного Совета Франции и на¬правленных на исключение их распространения или предоставле¬ния недозволенным лицам.
В Уголовном кодексе Швейцарии самостоятельного состава преступления о разглашении государственной тайны нет. Однако умышленное разглашение иностранному государству или его агентуре тайны рассматривается как дипломатический шпионаж (ст. 267). Разглашение сведений может иметь место также при по¬литической (ст. 272), экономической (ст. 273) и военной (ст. 274) раз¬ведывательной деятельности. К числу деяний против имущества Кодекс относит разглашение производственной и коммерческой тай¬ны (ст. 162).
Разглашение государственной тайны по Уголовному кодек¬су Польши является преступлением против охраны информации (гл. XXXIII). В § 1 ст. 265 говорится о разглашении или использо¬вании вопреки предписаниям закона информации, составляющей государственную тайну. Ответственность дифференцируется в за¬висимости от адресата, т. е. более суровое наказание предусмотрено в случаях, если лицо действует от имени или в пользу иностран¬ного субъекта (ст. 265 § 2). Кроме того, в § 3 данной статьи предус¬мотрена ответственность за неумышленное раскрытие информации, известной субъекту в связи исполнением публичной функции или полученным полномочием. В отдельной статье предусмотрена от¬ветственность за разглашение служебной тайны (ст. 266).
В главе «Разглашение тайны» УК Голландии предусмотрена ответст¬венность за умышленное разглашение тайны лицом, которое обязано ее хранить в силу своей должности, профессии или законного требования или в силу своей бывшей должности или профессии (ст. 272). В части второй данной статьи отмечается, что лицо, разгласившее тайну, подвергается уголовному преследованию только после жалобы потерпевшего.
Таким образом, в отличие от УК РФ, в УК Голландии не предусмот¬рена уголовная ответственность за незаконное получение конфиденциаль¬ных сведений. Ответственность за предоставление не подлежащей разглаше¬нию информации, предоставляющей интерес для государства или его со¬юзников, предусмотрена в ст. 98, 98 «а», 98 «б», 98 «с» УК Голландии. В отличие от УК РФ, в указанных статьях содержание сведений, не подле¬жащих разглашению, не конкретизировано. В ст. 103 «а» предусмотрено положение, согласно которому, лицо не несет уголовной ответственности, если оно обоснованно убеждено, что выполняя действие по оказанию помощи врагу в военное время, не причиняет вред своему государству.
В УК Китайской Народной Республики предусмотрена ответствен¬ность за причинение вреда суверенитету КНР, ее территориальной целост¬ности и безопасности, совершенное в сговоре с иностранным государством (ст. 102), а также за оказание материальной помощи организациям и част¬ным лицам за совершение действий, предусмотренных в ст. 102.
Интерес представляет ст. 109, в которой предусмотрена ответствен¬ность сотрудников государственных органов, владеющих государственны¬ми тайнами, покинувших страну либо оставшихся за рубежом. В ст. 111 предусмотрена ответственность за незаконную передачу зарубежным структурам, организациям или частным лицам материалов, предоставляющих собой государственную тайну или иную государственную информацию. Под иной государственной информацией понимается служебная тайна, а также любая другая информация, разглашение которой может причинить вред суверенитету КНР, ее территориальной целостности и безопасности. Способы совершения данного преступения кража ин¬формации, ее получение путем подкупа, шпионаж. Перечень способов по¬лучения указанной информации исчерпывающий.
Все составы преступлений, предусмотренные в главе «Преступления против государственной безопасности» УК КНР, умышленные.
Сравнительный анализ уголовно-правовой защиты государственной тайны в россий¬ском и зарубежном законодательстве позволяет сделать некоторые, не пре¬тендующие на исключительность и безусловно имеющие спорные позиции, предположения по совершенствованию российского уголовного законода¬тельства в части уголовно-правовой защиты тайны .
Содержание работы
Оглавление:
Введение.. 3
Глава 1. История развития уголовного законодательства о разглашении государственной тайны... 7
Глава 2. Раскрытие состава преступления предусмотренного ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны» 12
§ 1. Объект, предмет состава разглашения государственной тайны...12
§ 2. Объективная сторона разглашения государственной тайны.....23
§ 3. Субъективная сторона разглашения государственной тайны... 29
§ 4. Субъект разглашения государственной тайны 38
§ 5. Разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283) 42
Глава 3. Отграничение разглашения государственной тайны от схожих преступлений..... 45
Глава 4. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства Российской Федерации, стран СНГ и зарубежных стран о разглашении государственной тайны...49
Глава 5. Защита государственной тайны в уголовном процессе 55
Заключение 71
Список использованных нормативно правовых актов..75
Список использованной литературы...76
Приложение №1 79
Приложение №2 81
Введение
Защита государственной тайны является одним из важнейших направлений деятельности государственных органов, поскольку представляет собой элемент обеспечения безопасности государства.
Безопасность государства заключается в своевременной и полной реализации его жизненно важных интересов. В свою очередь интересы государства состоят в несокрушимости конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества .
В последнее время интерес к Российской Федерации как объекту разведки усилился. В концепции национальной безопасности Российской Федерации утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97г. №1300, к важнейшим задачам относятся: укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах и в вместе с тем отмечается «нарастание агентурного и оперативно-технического проникновения в Россию иностранных разведок».
За последние годы арестованы десятки шпионов, выявлено и пресечено более сотни попыток российских граждан, инициативно пытавшихся передать иностранцам секретную информацию. Все чаще органам госбезопасности приходится иметь дело с фигурой агента-бизнесмена, охотно предлагающего продать государственную тайну иностранному государству.
Росту государственной преступности способствовала кризисная ситуация в нашем обществе, чрезмерная «открытость» для иностранных спецслужб, вследствие практически полной отмены административных режимов, обострение социально бытовых проблем работников оборонной промышленности, военнослужащих, нередко размывания у некоторых лиц патриотических устоев. И как следствия последнее время режимно-секретные органы не могут осуществлять действенный контроль над сохранностью государственной тайны.
Современный этап развития российского общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Развитие информационной сферы, обеспечение ее безопасности становится одним из приоритетов национальной политики нашего государства.
Принятый в 1996г. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит целый ряд норм, предусматривающих ответственность за общественно опасные деяния, посягающие на тайну, содержание которой составляет сведения конфиденциального характера и сведения, составляющие государственную тайну.
На сегодняшний день актуальной является выработка новых подходов к проблеме борбы с преступлениями, посягающими на государственные интересы путем выдачи государственной тайны.
Надлежащее применение законодательства об охране государственной тайны становится сегодня как фактором возможного ускорения развития российской экономики и ее качественного роста, так и средством повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения национальной безопасности. Некомпетентность отдельных сотрудников органов федеральной власти в применении законодательства о государственной тайне порой влечет не только текущие, но и очевидные стратегические потери. Секретная информация все чаще проникает в псевдо деловую и криминальную сферу, что значительно дестабилизирует российскую экономику.
Необходимость уголовно-правовой защиты информации вызывается тем, что нарушения установленных правил поведения в информационном пространстве способны привести к раскрытию охраняемых законом тайн, к нанесению материального или морального ущерба, а также ущемлению прав граждан и иных субъектов на доступ к информационным ресурсам.
Повышенная практическая значимость уголовно-правовой защиты государственной тайны вызывают необходимость исследования норм, предусматривающих ответственность за посягательство на государственную тайну, выявление соотношений между ними, а также взаимосвязи с нормами других отраслей права (конституционного, гражданского, административного).
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует общеправовое понятие тайны. В отечественной литературе при определении отдельных видов тайн имеются различные спорные, порой противоречивые точки зрения. В ряде определений отсутствуют четкие признаки тайны, что, безусловно, затрудняет осуществление правильной правовой оценки и квалификации в случае посягательства на охраняемые законом тайны.
Наиболее полное правовое содержание имеет понятие тайны, сформулированное И. В. Смольковой, которая на основе анализа нормативного материала, научно-правовых источников выделяет следую¬щие признаки тайны. К ним относятся:
тайна есть, прежде всего, сведения, информация;
сведения должны быть известны или доверены узкому кругу лиц;
сведения могут быть известны или доверены определенным субъ¬ектам в силу их профессиональной или служебной деятельности, осущест¬вления определенных поручений;
сведения не подлежат разглашению (огласке);
разглашение сведений (информации) может повлечь наступление негативных последствий (материальный и моральный ущерб ее собствен¬нику, владельцу, пользователю или иному лицу);
на лицах, которым доверена информация, не подлежащая оглаше¬нию, лежит правовая обязанность ее хранить;
за разглашение этих сведений устанавливается законом юридиче¬ская ответственность.
Эти критерии позволили И. В. Смольковой сформулировать понятие тайны следующим образом: «... с содержательной стороны тайна может быть определена как особым образом охраняемый законом блок секретной или конфиденциальной информации (сведений) известной или доверенной узкому кругу субъектов в силу исполнения служебных, профессиональных и иных обязанностей или отдельных поручений, разглашение которых мо¬жет повлечь юридическую ответственность» .
Данное определение достаточно полно раскрывает содержание право¬вого понятия тайны. Вместе с тем, оно требует дополнения. В нем не кон¬кретизирован «блок секретной или конфиденциальной информации», не определено, в чем заключается общественная опасность распространения этой информации. И, наконец, не отмечено, что юридическая ответствен¬ность наступает не только за разглашение тайны, но и за ее незаконное по¬лучение и использование.
Использованная литература
- Список использованных нормативно правовых актов:
- Конституция Российской Федерации 1993г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации 1996г.
- Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960г.
- Уголовный кодекс Эстонской Республики.
- Уголовный кодекс Республики Узбекистан.
- Уголовный кодекс Туркменской Республики.
- Уголовный кодекс Республики Таджикистан.
- Уголовный кодекс Республики Молдова.
- Уголовный кодекс Кыргызской Республики.
- Уголовный кодекс Республики Казахстан.
- Уголовный кодекс Республики Грузии.
- Уголовный кодекс Республики Беларусь.
- Указ Президента РФ от 20 января 1996г. «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны».
- Перечень сведений, относящихся к государственной тайне (Указ Президента РФ от 30 ноября 1995г. № 1203);
- Указ Президента РФ от 14 января 1992г. № 20 «О защите государственных секретов Российской Федерации».
- Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (Распоряжение Президента РФ от 30 мая 1997г. № 226-рп)
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, создание средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государ¬ственной тайны».
- Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995г. №870).
- Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (постановление Правительства от 28 октября 1995 г. № 1050).
- Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам (постановление Правительства от 2 августа 1997г. № 973) и ряд других документов.
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000г. №ПР-1895.
- Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1942 гг. М, 1953.
- Федеральный закон от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (с изменениями от 8 декабря 2003г.)
- Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности».
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».
- Список использованной литературы:
- Аминов Д. И. Уголовное право: схемы, таблицы. Учебное Пособие для вузов. Под ред. В. П. Ревина. М., 2001.
- Бикмашев В. А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред.- В. Д. Иванов. Ростов-на-Дону 2002.
- Беляев А. Е. «Уголовно-правовая характеристика преступлений, борьба с которыми отнесена к компетенции органов ФСБ России». Научно-практическое пособие. М., 2002.
- Ветров Н. И. Уголовное право. Отв. редактор - Н. И. Ветров, А. В. Бриллиантов. М., 2005.
- Волков Б.С. Мотив и квалификация прступлений. Казань. 1982г.
- «Государственные преступления». Учебное пособие по Советскому уголовному праву. Под редакцией М. И. Якубовича и В. А. Владимирова. М. 1961г.
- Дьяков С.В. Игнатьев А.А., Карпушин М.П. «Ответственность за государственные преступления» М., 1988г.
- Дъяков С.В. «Государственные преступления и государственная преступность». М., 1999.
- Дъяков С.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред.- Ю. И. Скуратов и В. М. Лебедев. М.: Норма 1999г.
- Здравомыслов Б. В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Под ред. проф. Б. В. Здравомыслова. М., 1999.
- Иванов В. Д. и Мазуков С. Х. Субъективная сторона преступления. Ростов - на Дону 1999. С.
- Игнатов А. И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общ. ред.- В. М. Лебедева. М., 2004.
- Игнатов А. И. Уголовное право. Особенная часть. Отв. редактор - Ю. А. Красикова, А. И. Игнатова. М., 2005.
- Капитанов М. Генеральная прокуратура: Конституция предусматривает возможность отграничения прав и свобод гражданина. Российская юстиция. 1995. № 3.
- Кладков А. В. Уголовное право. Отв. редактор А. И. Ророг. М., 2005.
- Ковалев М. И. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Отв. редактор И. Я Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. М., 2001.
- Кользеев А. Г. Преступления отнесенные к прямой последовательности органов ФСБ России. Комментарий статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Под ред.- Матвеева А. П. Кользеева А. Г. Савченко Д. А. Ярушин А. И. Новосибирск 1997.
- Коряковцев В. В., Питулко К. В. Уголовное право. М., 2006.
- Криволапов Г. Г. Уголовное право. Особенная часть. Под ред.- Н. Г. Кадников.
- М., 2006.
- Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений, ¬¬ 2-е изд., М., 2004.
- Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении (под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф.Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М. Тяжковой) - М., 2002.
- Курс советского уголовного право. Часть особенная. Т. 2. М., 1962.
- Советское уголовное право. Часть особенная. М., 1966.
- Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.
- Отв. редактор В.М. Лебедев. М., 2001.
- Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред.- В. М. Лебедев. М., 2004.
- Лунев В. В. Уголовное право. Отв. редактор В.Н. Кудрявцева, А. В. Наумов. М., 2005.
- Мазуров В. А. «Тайна: государственная, коммерческая, банковская, частной жизни». Учебное пособие. М., 2003.
- Московский комсомолец. 1998г. 14 марта.
- Наумов А. В. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Под ред.-
- А. И. Рарога. М., 2005.
- Наумов А. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред.- Наумов А. В. М., 2004.
- Независимое военное обозрение М., 2001. №14.
- Никулин С. И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред.- А. Е. Жалинский. М., 2006.
- Панченко П. Н. Институт тайны: правоохранительные аспекты. Государство и право. 1998. № 8.
- Рарог А. И. Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник под ред. − А.И. Рарога. М., 1996.
- Рарог А. И. Субъективная сторона и квалификация преступлений. М., 2001.
- Рарог А. И. Уголовное право. Особенная часть. Отв. ред.− В. С. Комиссаров.
- М., 2006.
- Савельев М. А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред.- А. А. Чекалин: В. Т. Томина, В.С. Устинова, В. В. Сверчкова.
- М., 2004.
- Советское уголовное право. Особенная часть. Под редакцией Гришаева П. И., Здравомыслова Б. В. М., 1988г.
- Советское уголовное право. Часть особенная. М., 1962.
- Сумин А.А. Комментарий к Закону РФ «О государственной тайне». М., 2001.
- Ткачевский Ю. М. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов. Под ред.- Г. И Борзенкова и В. С. Комиссарова. М., 2002.
- Ткачевский Ю. М. Уголовное право. Особенная часть. Отв. редактор -
- Г. Н Борзенкова, В. С. Комиссаров. М., 2005.
- Устименко В.В. «Специальный субъект преступления». Хорьков 1989г. (Издательство при Харьковском государственном университете издательское объединение «Выща школа».)
- Шарапов С.Н. Уголовное право. Особенная часть. Под редакцией А.С. Михлин. М., 2004.
- Шумилов А.Ю. «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». М., 2001.
- Якимович Ю. К., Пан Т. Д. Досудебное производство по УПК РФ. СПб., 2003.
- Яциленко Е. В. Учебник по уголовному праву. Отв. редактор И. Э. Звергаровского. М., 2004.