Правовое регулирование ПРАВ РАБОТНИКОВ, СОВМЕЩАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ
Дипломная по предмету:
"Трудовое право"
Название работы:
"Правовое регулирование ПРАВ РАБОТНИКОВ, СОВМЕЩАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ"
Автор работы: Виктория
Страниц: 62 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
В данной дипломной работе рассмотрен вопрос о правовом регулирование прав работников, совмещающих работу с обучением.
Актуальность проблемы перехода возрастает ввиду того, что за последние годы произошло значительное увеличение числа учащихся в средних специальных и высших учебных заведениях. Многие студенты совмещают учёбу с работой, чтобы зарабатывать на жизнь, на оплату обучения. Главная причина кроется в стремлении студентов получить практические навыки по будущей профессии. Основной плюс от совмещения учёбы и работы состоит в том, что это позволяет студенту обеспечивать себя материально, немаловажно и то, что приобретается опыт работы и на работу легче устроиться после вуза.
Безусловно, работа способствует профессиональной интеграции, даже если она не совпадает со специализацией, поскольку расширяет сферы общения, позволяет накапливать социальный опыт. Если характер трудовой деятельности совпадает с изучаемой профессией, то это является своего рода компенсацией во многих случаях малоэффективной на сегодняшний день вузовской практики по специальности. В ситуации, когда направления на работу имеют менее половины выпускников вузов, их вторичная занятость, соответствующая специальности, может преобразоваться в полноценное рабочее место после получения диплома. Если студент трудится по той специальности, по которой он собирается работать после окончания вуза, то он тем самым приобретает опыт, наличие которого является обязательным условием при приеме в большинство престижных организаций и фирм.
Те лица, кому приходилось совмещать учёбу с работой, считают, что это пошло на пользу их дальнейшей профессиональной деятельности. Студентов часто привлекают условия для проявления самостоятельности и креативности, возможность профессионального роста и иногда – хорошее социальное обеспечение на потенциальном месте работы. Да и большинство преподавателей лояльно относятся к тому, что их подопечные вынуждены искать работу. А эксперты предполагают, что количество работающих студентов будет только расти.
Труд студентов выгоден предпринимательским структурам, которые таким образом имеют возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой труда. Студент же, будучи временным работником, не уделяет должного внимания этой стороне дела. Он тем более равнодушен к юридическому оформлению своего статуса, чем более случайной является выполняемая им работа, чем больше разрыв между работой и той специальностью, которая приобретается в вузе. Действительно, среди студентов, обладающих трудовыми книжками, доля тех, у кого работа совпадает с будущей профессией, больше, чем в группе не имеющих трудовых книжек. И наоборот, самая большая доля не оформивших свои трудовые отношения обнаруживается среди тех студентов, работа которых не имеет никакой связи с учебой. Нелегитимный характер занятости студентов в какой-то мере может объясняться и спецификой самого феномена вторичной занятости студентов дневных отделений. Создавшаяся ситуация может являться источником дискриминации студентов на рынке труда. Такое положение будет иметь место до тех пор, пока студент как временный работник не будет реально обеспечен правовыми нормами, пока не будет реализовываться на практике трудовое законодательство в отношении временных, контрактных, частичных и т. п. работников. Необходимо развивать систему частичной занятости, виды занятости с неполным рабочим днем, вводить и распространять принцип минимального обязательного размера почасовой оплаты труда.
Объектом данного исследования являются трудовые отношения.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие права работников, совмещающих работу с обучением.
Целью исследования является изучение правового регулирования прав работников, совмещающих работу с обучением.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть понятие и провести классификацию работников, совмещающих работу с обучением;
- изучить содержание прав работников, совмещающих работу с обучением;
- правовое регулирование и виды гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в период обучения;
- рассмотреть гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в высшем учебном заведении;
- охарактеризовать гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в системе послевузовского образования.
В соответствии с поставленными задачами дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания социально-правовых явлений, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, логико-теоретический и другие методы.
Теоретической базой исследования послужили труды таких учёных, как: Абрамова О., Азаров Г.П., Анисимов А.Л., Асеева А.А., Гейц И.В., Ивашковская А.В., Котко Е.А., Лукин Е.Е. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Пиляева В.В., Сальникова Л.В., Шитова М.А. и др.
Нормативной базой исследования является международное законодательство, Конституция РФ, трудовое законодательство, а также иные нормативно-правовые акты по вопросам правового регулирования прав работников, совмещающих работу с обучением.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРАВА РАБОТНИКОВ, СОВМЕЩАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ
1.1. Понятие и классификация работников, совмещающих работу с обучением
Прежде чем рассматривать вопросы правового регулирования труда работников, совмещающих работу с обучением, следует определить ряд базовых понятий, которые неразрывно связаны с исследуемой проблемой, то есть создать основополагающее «понятийное поле», содержанием которого будет используемый в данной работе понятийный аппарат. Категории работников, трудовые права которых входят в предмет исследования, объединены единым образовательным процессом, что и определило возможность рассмотрения правового положения всех непосредственных участников образовательного процесса с точки зрения трудового права.
Работникам, совмещающим работу с обучением, законодатель определяет специальный трудоправовой статус. В связи с этим в понятийный аппарат настоящего исследования вводится понятие «участники образовательного процесса», которое включает работников, совмещающих работу с обучением. Нормативной основой понятийного аппарата являются: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г., Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г.
Поскольку в настоящем исследовании образовательный процесс рассматривается как вид трудовой деятельности, то есть необходимость определить, что понимается под образовательным процессом. Данное понятие не входит в понятийный аппарат трудового права, однако в рамках темы данного исследования несет определенную смысловую нагрузку.
По содержанию образовательный процесс - явление многогранное, отражающее специфику трудовой деятельности по развитию определенных качеств личности для достижения конкретной цели. До недавнего времени термин «образовательный процесс» широко не употреблялся, однако в процессе развития и совершенствования законодательства потребность в широком использовании этого термина возросла. В действующих нормативных источниках термин «образовательный процесс» используется законодателем достаточно широко, например, в Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст.ст. 13, 15), в Типовом положении об
образовательном учреждении высшего профессионального образования, тем не менее, правовой дефиниции этого понятия до сих пор не дано.
Попытаемся разобраться в содержании образовательного процесса и рассмотрим его в нескольких аспектах. Образовательный процесс - совокупность реалий, относящихся к формальному и неформальному образованию и так или иначе сопряженных с прохождением восходящих ступеней образовательной лестницы. Образовательный процесс (образование) – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРАВА РАБОТНИКОВ, СОВМЕЩАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ
1.1. Понятие и классификация работников, совмещающих работу с обучением
1.2. Содержание прав работников, совмещающих работу с обучением
ГЛАВА 2. КОМПЕНСАЦИИ И ТРУДОВЫЕ ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ, СОВМЕЩАЮЩИМ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
2.1. Правовое регулирование и виды гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в период обучения
2.2. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в высшем учебном заведении
2.3. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в системе послевузовского образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Использованная литература
- И ЛИТЕРАТУРЫ
- I. Нормативные акты
- Конвенция Международной Организации Труда № 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1 ноября 1961 г. № 44. Ст. 448.
- Конвенция Международной Организации Труда N 135 о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях (Женева, 23 июня 1971 г.) // Библиотечка Российской газеты. 1999. № 22-23.
- Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.).
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 25.11.2009 г., с изм. и доп. от 01.01.2010 г.).
- Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 г., с изм. от 18.07.2009 г.).
- Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 27.07.2010 г.) // Российская газета. 29 августа 1996 г. № 164.
- Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 28.09.2010 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. № 30. Ст. 1797.
- Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» // Собрании законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2008 г. № 8. Ст. 731.
- Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» // Российская газета. 29 декабря 2007 г. № 294.
- Постановление Совета министров СССР от 24 декабря 1982 г. № 1116 «Об утверждении Положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1983 г. № 4. Ст. 13.
- Приказ Минобразования РФ от 13 мая 2003 г. № 2057 «Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию» // Российская газета. 17 июля 2003 г. № 142.
- Приказ Минобразования РФ от 17 декабря 2002 г. № 4426 «Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного оплачиваемого отпуска и других льгот, связанных с обучением в среднем специальном учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию» // Российская газета. 28 января 2003 г. № 16.
- Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24 августа 1998 г. № 20.
- II.
- Абрамова О. Льготы для работников, сочетающих труд с обучением // Трудовое право. 2000. № 1. С. 35–39.
- Азаров Г.П. Трудовое право. Конспект лекций. М., 2008.
- Анисимов А.Л. Трудовые отношения и трудовые споры. М., 2008.
- Анисимов А. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением // Кадровик. 2006. № 4.
- Асеева А.А. Проблемы правового регулирования труда педагогических работников высшего учебного заведения // Право и образование. 2003. № 2. С. 24-32.
- Асеева А.А. Правовое положение студента-практиканта // Возрождение России. Екатеринбург, 2003. С. 88-90.
- Вайтман Е.В. Об учебном отпуске и других льготах для тех, кто одновременно работает и учится // Российский налоговый курьер. 2009. № 19.
- Власов А.А. Трудовое право. Конспект лекций. М., 2009.
- Гаврилина А. Гарантии и компенсации // Хозяйство и право. 2002.№ 9. С. 14-33.
- Гарантии трудовых прав студентов вузов заочной и очно-заочной форм обучения // Возрождение России: Материалы 5-й Всероссийской науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2003. С. 90-92.
- Гейц И.В. Льготы, гарантии и компенсации для работающих: Учебно-методическое пособие. М., 2005.
- Голенко Е.Н. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 5.
- Жемчугова Н. «Студенческий» отпуск // Практическая бухгалтерия. 2007. № 11.
- Занданов И. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях профессионального образования // Вопросы трудового права. 2007. № 2. С. 44-46.
- Ивашковская А.В. Трудовое законодательство и реформа профессионального образования в Российской Федерации // Право и образование. 2006. № 6.
- Ивашковская А.В. Правовое регулирование трудовых отношений в условиях реформы образования // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.В. Гошуляка. Пенза, 2005. 320 с.
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2008.
- Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. К.Я. Ананьевой. М., 2007.
- Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и основным документам Болонского процесса // Под ред. А.Н. Козырина. М., 2007.
- Кондратьева Е.В. Трудовой договор. М., 2007.
- Котко Е.А. Ежегодные и учебные отпуска: предоставление и оплата // Налоговый вестник. 2009. № 6. С. 88-109.
- Лобанова И.В. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением // Кадровые решения. 2004. № 12.
- Лукин Е.Е. Гарантии и компенсации в сфере социально-трудовых отношений. М., 2005.
- Льготы для тех, кто учится и работает: Сборник нормативных актов с комментарием / Сост. О. В. Абрамова. М., 2002.
- Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. Т. 2. М., 2007.
- Петров Е. Совмещение работы с учебой // Практический бухгалтерский учет. 2008. № 3.
- Пиляева В.В. Трудовое право России: Учебник для вузов. СПб., 2008.
- Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Трудовое право России. Учебник. М., 2009.
- Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России. Курс лекций. М., 2008.
- Сальникова Л.В., Шитова М.А. Трудовые отношения. Типичные ошибки. М., 2009.
- Семенихин В.В. О трудовом договоре с работником, совмещающим работу с обучением // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2009. № 6.
- Семенихин В. В отпуск за знаниями // Расчет. 2008. № 9.
- Сенаторова Н.В. Учиться никогда не поздно // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2008. № 8.
- Симонов В.И. Гарантии реализации трудовых прав работников в публично-правовом производстве // Трудовое право. 2009. № 5.
- Сойфер В.Г. Проблемы правового регулирования профессионального образования персонала // Законодательство и экономика. 2008. № 8.
- Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Трудовое право РФ. М., 2007.
- Субботина О.М., Шишкин В.Ю. Гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с обучением // Главбух. 2003. № 4.
- Усольцева Л.Н., Князева С.П. Совмещение работы с обучением // Кадровое дело. 2003. № 1.
- Топилин М. Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости // Кадровик. 2003. № 1. С. 7.
- Трудовое право: учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снегиревой. М., 2009.
- Труханович Л.В., Комина Ю.В. Трудовые гарантии и компенсации работающим ученикам, студентам и аспирантам: Практическое пособие. М., 2006.
- Французова Л.Е. Без отрыва от работы // Кадровое дело. 2004. № 2.
- Чижов Б.Г. В отпуск за дипломом // Кадровое дело. 2003. № 10.
- III. Материалы практики
- Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 481-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ермиловой Натальи Павловны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации».
- Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. № 167-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.Ф.Чертовского на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации».