Прогнозирование и его роль в обеспечении финансовой устойчивости предприятия
Дипломная по предмету:
"Финансы"
Название работы:
"Прогнозирование и его роль в обеспечении финансовой устойчивости предприятия"
Автор работы: Юлия
Страниц: 67 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В России в условиях развития рыночных отношений и высокой динамичности окружающей среды возросла необходимость проведения прогнозных разработок во всех сферах народного хозяйства. Эффективная деятельность предприятий в условиях конкуренции в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.
Для обеспечения эффективной деятельности и увеличения конкурентоспособности предприятия на рынке, ему необходимо грамотно использовать такой инструмент как прогнозирование, основанный на анализе и оценке состояния и перспектив развития спроса, предложения, цен, конкуренции на рынке, где действуют потенциальные партнеры и где предполагается функционирование предприятия.
Трансформация системы экономического прогнозирования является одним из важных элементов преобразований, способствующих нормальному функционированию предприятий в изменяющихся организационно-экономических условиях. Она должна быть направлена на коренные преобразования в прогностике, заключающиеся в развитии способностей решения самых разнообразных задач управления в условиях неустойчивости внешней среды с помощью адекватного инструментария, требующего обоснования и установления сферы его использования.
В свете вышесказанного, управление процессом прогнозирования на промышленном предприятии является для современных предприятий особо актуальной и значимой задачей, требующей пристального внимания и решения.
Осознание необходимости управления прогнозированием на предприятии в качестве значимого экономического явления обусловливает необходимость его изучения в достаточно широком контексте как элемента экономической структуры.
Многие аспекты, связанные с развитием и эволюцией рыночных моделей хозяйствования, прогнозирования, были исследованы и изучены в работах Д.А.Аакера, И.Ансоффа, М.Вебера, Ф.Визера, У.Джевонс, Б.Жувенеля, Дж.Кейнса, В.Клауса, Р.Коуза, М.Портера, Дж.Сакса, Г.Стинглера, М.Фридмена, Ф.Хайека, Й.Шумпетера, Л.Эрхарда, К.Эскриджа.
Осуществленные российскими и зарубежными исследователями научные разработки по прогнозированию развития предприятия послужили исходной теоретической базой дипломного исследования. Однако изученность рассматриваемой проблемы остается недостаточной для выработки и внедрения эффективного управления прогнозированием на предприятии.
Цель дипломного исследования состоит в обосновании и развитии теоретико-методических основ и разработке практических рекомендаций по управлению процессом прогнозирования на предприятии в условиях растущей конкуренции.
Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
− изучить и обобщить теоретико-методическую основу организации и управления процессом прогнозирования в рыночных условиях;
− исследовать специфику и особенности процесса прогнозирования на предприятии в условиях растущей конкуренции;
− выявить основные проблемы и обосновать предпосылки совершенствования управления процессом прогнозирования на предприятии;
− разработать концептуальную модель управления процессом прогнозирования для конкретного предприятия;
− определить роль прогнозирования в обеспечении финансовой устойчивости предприятия.
Объектом исследования является предприятие по оказанию услуг ЗАО «Чемпион», расположенное в Юго-восточном районе Москвы.
Предмет исследования определение роли прогнозирования в обеспечении финансовой устойчивости предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных авторов по проблемам планирования и прогнозирования, внутренние методические материалы, используемые на практике работы предприятий, методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования.
В работе использованы методы статистики и рейтинговой оценки, маркетинга, организационно-структурное моделирование и метод сравнительного анализа. Для решения отдельных задач использованы методы финансового, системного, факторного и логического анализа, а также некоторые методы математического моделирования.
Информационной базой дипломного исследования послужили законодательные и нормативные документы федерального, регионального и отраслевого уровней, данные органов статистики, фактические материалы, характеризующие различные аспекты функционирования предприятий на рынке.
Научная новизна результатов дипломного исследования заключается в разработке и обосновании ряда теоретико-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления процессом прогнозирования на рынке услуг, направленных на укрепление рыночной позиции предприятия и повышение его конкурентоспособности.
1. Теоретико-методологические основы управления процессом прогнозирования на предприятии
1.1. Теоретические основы прогнозирования на предприятии
В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз это научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. В ходе исследования автором было выявлено, что при разработке прогнозов специалисты нередко встречаются с трудностями, связанными с недостаточной определенностью терминологии, в связи с этим целесообразным представляется уточнить используемые в исследовании понятия.
Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Основная цель прогноза определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка, на котором действует предприятие.
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.
Прогнозирование это оценка перспектив колебаний и изменений состояния предприятия на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий, влияния внешних и внутренних факторов на предстоящий период. Прогнозирование как функция менеджмента является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, на которую имеется спрос на рынке и которая требуется потребителю [10, c.100].
Под системой социально-экономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность, однако они тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему, которая может быть представлена в виде следующих групп прогнозов (таблица 1.1) [12, c.19].
Таблица 1.1.
Типология прогнозов и их содержание
В ходе проведения исследования было выявлено, что процесс прогнозирования базируется на определенной организационно-методической основе, включающей множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность единства.
Совокупность элементов, представленных автором в виде четырех взаимосвязанных и взаимозависимых блоках (рисунок 1.1), характеризует организационно-методичекую основу процесса прогнозирования [14, c.10].
Рис.1.1. Организационно-методическая основа процесса прогнозирования
Таким образом, организационно-методическая основа процесса прогнозирования представлена теорией развития объекта, которая раскрывает существо закономерности и содержанием основных причинно-следственных связей рассматриваемого процесса, а методы прогнозирования позволяют найти меру влияния отдельных закономерностей и причин развития, представить объект прогноза как динамическую систему измеренных с определенной степенью достоверности взаимодействий реальных явлений, факторов, сил общественной деятельности, и тем самым воспроизвести поведение этой системы в будущем.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы управления процессом прогнозирования на предприятии 6
1.1. Теоретические основы прогнозирования на предприятии 6
1.2. Методология осуществления прогнозирования на предприятии 11
2. Роль прогнозирования в обеспечении финансовой устойчивости предприятия 19
2.1. Показатели финансовой устойчивости предприятия 19
2.2. Прогнозирование показателей финансовой устойчивости предприятия 31
3. Роль прогнозирования в обеспечении финансовой устойчивости досугового центра ЗАО «Чемпион» 44
3.1. Характеристика ЗАО «Чемпион» 44
3.2. Прогнозные показатели деятельности предприятия 47
3.3. Оценка финансовой устойчивости ЗАО «Чемпион» с учетом прогнозных показателей 52
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения 69
Использованная литература
- Ковалев В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2005. 560 с.
- Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2002 г.
- Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. Теория, практика, интерпретация. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2006. 624с.
- Боди Э., Мертон Р.К. Финансы. Учебное пособие. Пер. с англ. М. С-Пб. Киев. Издательский дом "Вильямс", 2005. 592с.
- Хелферт Э. Техника финансового анализа. Пер. с англ. М.: Издательское объединение "Юнити" и "Аудит", 2006. 663с.
- Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. М.: Финансы и статистика, 2006. 144с.
- Крюков А.Ф., Егорычев И.В. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов // Менеджмент в России и за руежом. № 2. 2007г. с. 24-36.
- Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние организации: Практическое пособие. - М.: «Издательство ПРИОР», 2007. 96 с.
- Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческой организации. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
- Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. СПб.: Специальная , 2005. 414 с.
- Донцова Л.В., Никифорова Р.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. 336 с.
- Киселев М.В. Анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности организации. М.: Издательство «АиН», 2006. 88 с.
- Суворова А.П. Финансовый анализ: Учебное пособие. Йошкар-Ола: Центр стратегического планирования РМЭ, 2004. 46 с.
- Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Перспектива», 2005. 656 с.
- Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: 2006.
- Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет, М.: ФБК Пресс, 2007.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск.: Экоперспектива, 2006.
- Сыроедова О.Н. Новые тенденции в корпоративном праве США и российское законодательство об АО: сравнительный анализ// Государство и право. 2005. № 2.
- Телюкина М.В. Особенности нового законодательства о несостоятельности (банкротстве)//Законодательство. 2006. № 5.
- Теория экономического анализа / Под. Ред. А.Д. Шеремета. М.: Прогресс, 2006.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. М.: Инфра-м, 2006 .