Управление государственным и муниципальным долгом
Курсовая по предмету:
"Финансы"
Название работы:
"Управление государственным и муниципальным долгом"
Автор работы: Ольга
Страниц: 36 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Я выбрала эту тему, так как в данный момент, на мой взгляд, она является одной из самых актуальных для России. Прошло уже почти 10 лет после экономического кризиса Дефолта 1998 года. Экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когда необходимо смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами.
Во-первых, что же такое управление государственным и муниципальным долгом?
Управление государственным и муниципальным долгом (англ. national debt management) - 1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; 2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению государственного и муниципального долга, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. Для оценки государственного внешнего долга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики. Управление государственным и муниципальным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельых распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным и муниципальным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
Глава 1. Государственный и муниципальный долг
1.1. Нормативная база
Государственный долг Российской Федерации - это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров;
займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах. В объем муниципального долга включаются: основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием. Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет. Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погшение государственных и муниципальных долговых обязательств.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Государственный и муниципальный долг 5
1.1. Нормативная база 5
1.2. Государственный и муниципальный долг в настоящее время 7
1.3. Способы сокращения внешней задолженности 12
Глава 2. Причины кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 14
2.1. Причины возникновения долга 14
2.2. Анализ динамики и структуры внешнего долга 16
2.3. Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ 22
Глава 3. Перспективы погашения государственного и муниципального долга РФ 26
3.1. Роль стабилизационного фонда 26
3.2. Инновационные механизмы 30
3.3. Перспективы погашения 32
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. М., 2001.
- Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А.
- Киров, 2004
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Т.1. М., 2002
- Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Издательство МГУ,
- 2004. Стр. 615-631
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р, Экономика. Пер. С англ. М.:
- «Дело ЛТД», 2003
- Осадчая И. М. Бюджет государства: опыт промышленно развитых стран и российские реалии. Бизнес и политика. - 2002. - № 2. - Стр. 43-51.
- Экономическая теория: Курс лекций. Часть II. Под общей ред. Акад.
- Деминой М. П. - Иркутск: Издательство ИГЭА, 1999. Стр. 248-249.
- Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999
- Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. - М.: Издательство БИНОМ, 1999. Стр. 662-678.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.
- Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
- Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юристъ, 2000.
- Макроэкономика: Учебник. Под общей ред. Тарасевича Л. С. -
- Издательство СПбГАЭФ, 2001. Стр. 395-399.
- Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник 3-е издание М.:МГУ, 2000.
- Базылев Н. И., Бондарь А. В., Гурко С. П., Экономическая теория, Минск:
- Экоперспектива, 2000
- Теоретическая экономика (политэкономия) // под ред. Журавлевой Г. П.,
- Москва: ЮНИТИ,1999