Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии
Реферат по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии"
Автор работы: Юлия
Страниц: 15 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Большинство рынков в современной экономике относятся к рынкам несовершенной конкуренции, на которых каждый производитель в состоянии существенно влиять на цену продукции. При этом часто высокий уровень концентрации производителей сочетается с дифференциацией продукта (монополистическая конкуренция, олигополия), наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия) и взаимодействием между производителями (олигополия). Одним из типов рыночной структуры, имеющей наибольшее число стратегий поведения участников, является олигополия. Как правило, число олигополистов ограничено несколькими фирмами, хотя в некоторых случаях при информационной открытости (облегчающей координацию фирм) может доходить до нескольких десятков. Причем размер каждой фирмы должен позволять ей значимо влиять на ситуацию на рынке. Именно для олигополии в наибольшей степени характерно стратегическое взаимодействие участников. В данной работе рассмотрены различные модели стратегического взаимодействия фирм, а именно два больших вида. Первый – олигополия без сговора, в которых каждая фирма, ориентируясь на действия конкурентов, самостоятельно максимизирует прибыль, управляя собственной ценой и объемом поставок продукции. Второй класс моделей – олигополия со сговором, когда фирмы пытаются в целях повышения собственной прибыли найти кооперативное решение.
1 Общая характеристика рынка олигополии
Понятие олигополия («oligos» – несколько, «poleo» – продаю) означает тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм-продавцов над основным выпуском продукции (работ, услуг) в отрасли.
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой существует небольшое количество продавцов, появление новых продавцов практически невозможно или в значительной степени затруднено.
По степени дифференциации продукции различают:
- однородную (классическую) олигополию – отрасль, производящую стандартизированную продукцию (например, сырье, материалы и т.д.);
- дифференцированную (неоднородную) олигополию – отрасль, производящую товары-субституты, дифференцированную продукцию (например, автомобили, компьютеры и др.).
По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:
- плотную (компактную) олигополию, четыре главных фирмы которой покрывают 60% рынка и более, в результате чего их сговор возможен и легко осуществим;
- неплотную (просторную) олигополию, четыре главных фирмы которой покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.
Также выделяют классическую или жесткую олигополию, при которой в отрасли существуют три (четыре) фирмы, и аморфную или мягкую, когда основную часть продукции отрасли выпускают шесть (восемь) фирм.
Близкими по своей сути к олигополии являются олигопсония, для которой характерен контроль со стороны нескольких крупных потребителей над основным объемом рыночного спроса, и дуополия, для которой характерен контроль только двух крупных продавцов над объемом выпуска отрасли.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1 Общая характеристика рынка олигополии 4
2 Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии 7
2.1 Модели некооперативной количественной олигополии 9
2.2 Модели некооперативной ценовой олигополии 10
2.3 Модели кооперативной количественной олигополии 12
2.4 Модели кооперативной ценовой олигополии 13
2.5 Теория игр 13
Заключение 15
Список литературы 16
Использованная литература
- Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рын-ков. Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр",1998. - 320с.
- Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. - Институт "Экономическая школа", СПб, 2004.
- Гоголева Т.Н. Теория отраслевых рынков: Учебно-методическое по-собие. - http://russeca.kent.edu
- Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. - М.: Юристь, 2001г. — 574с.
- Керашев М.А. Экономика пищевой промышленности. - Краснодар, 2001. – 181с.
- Микроэкономика: учеб. пособие//под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 389с.
- Общая экономика: Учебное пособие// под ред. Борисовой О.В., Иван-ченко В.В., Иньшина Г.Я.. – Барнаул, 2001
- Экономика. Ценовая олигополия//www.market-journal.com
- Филатов А.Ю. Модели олигополии: современное состояние// http://math.isu.ru