Организационное поведение: Личность и работа. Сущность процесса социализации.
Контрольная по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Организационное поведение: Личность и работа. Сущность процесса социализации."
Автор работы: Ольга
Страниц: 15 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Главным капиталом любой организации являются люди. Хорошая организация эффективно использует потенциал работников, при этом создавая все условия для наиболее полной их отдачи на работе, а также, для интенсивного развития их потенциала.
В основе процесса взаимодействия личности и организации находятся психологический и экономический контракты, которые определяют условия психологического и экономического вовлечения сотрудника в совместную деятельность. Они отражают существенные ожидания личности (интересная работа, достойная оплата, хороший психологический климат, уважение личности, удовлетворенность работой, возможности использования своего творческого потенциала) и соответствующие ожидания организации (высокие результаты деятельности сотрудника, преданность организации, добросовестный труд, организационная культура).
Психологический контракт представляет собой определенный обмен ценностями и отражает желание человека работать в этой организации и желание организации нанять его. Когда человек нанимается на работу, такой обмен только ожидается. В процессе работы ожидания могут подтвердиться или не подтвердиться. В связи с этим менеджер должен постоянно следить за тем, чтобы работник и организация продолжали получать то, чего они ожидали друг от друга, то есть выполнения психологического контракта.
В данной контрольной работе мы рассмотрим следующие понятия: Формирование поведения личности; Свойства личности; Стадии развития личности; Черты личности; Личностные характеристики; Понятие социализации личности; Обучение в организации; Организационная социализация; Девиантное поведение работников.
Личность и работа
Личность это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Другим свойством личности является активная деятельность, направленная на познавание и преобразование окружающего мира. И третье свойство личности заключается в устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение человека. Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.
Черты личности формируются под влиянием многих факторов. Существенную роль в формировании личности играют природные свойства человека: физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие.
Процесс формирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов [4].
Детерминанты личности это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные детерминанты это биологические, социальные, культурные, ситуационные факторы.
Биологические факторы (наследственные, генетические, физиологические) влияют как прямым, так и косвенным образом (например, теория существования прямой зависимости между типом личности и формами человеческого тела).
Социальные факторы (родители, семья, сверстники, соседи, друзья, Я-концепция, архетипы) также определяют личность человека. Влияние социальных факторов не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста, а процессы социализации на рабочем месте и социальные роли воздействуют на человеческую личность, ее восприятие и поведение.
Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенно влияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, социальную динамику. Приоритеты ценностей, мотивы, формы приемлемого поведения (например, сотрудничество, соперничество), отношение к власти, полоролевые стереотипы меняются и отличаются в разных странах.
На личность также воздействуют ситуационные факторы, причем часто непредсказуемо. Они могут решающим образом повлиять на формирование личности или выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в особых ситуациях (например, спонтанные героические поступки, преступления) [4].
Черта личности является базовой единицей личности и представляет широкую обобщенную склонность вести себя определенным образом, которая проявляется в поведении человека в широком спектре ситуаций в разное время. Черты можно охарактеризовать тремя свойствами частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций. В этой связи актуальна концепция оценки параметров личностных черт «Большая пятерка» (ОСЕАN): открытость опыту О, сознательность С, экстраверсия Е, доброжелательность А, нейротизм N, или эмоциональная стабильность), образующих пятифакторную модель.
Специалисты в области черт личности полагают, что индивидуальные оценки человека по параметрам «Большой пятерки» остаются стабильными примерно после 30 лет. Эта модель успешно применяется в таких областях, как профессиональная ориентация, диагностика личности, поскольку пять основных характеристик тесно связаны с совместной деятельностью в условиях организации и вместе с физическими характеристиками и способностями влияют на успех выполнения служебных функций и обязанностей [4].
Компетентность, система ценностей, установки и особенности характера значительно более важные факторы для определения соответствия запросов работника и условий работы. Понятие компетентности включает в себя склонности (задатки) и способности, которые так необходимы человеку в работе. Склон¬ность это потенциальная способность к научению чему-либо. Способности это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся, а выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению. Общие способности включают интеллект (в том числе перцептивные и когнитивные способности), обучаемость, креативность, рефлексивность, активность, саморегуляцию [3].
Компетентность также является важным показателем для аботодателей, начиная с момента, когда менеджер только набирает работников. Когда человек с подходящими характеристиками уже отобран, различные программы обучения, тренинги и семинары используются для того, чтобы улучшить и развить необходимые навыки. Техника совершенствования способностей важный вклад в человеческие ресурсы, поскольку компетентность стала силой, которая может стимулировать человека. Психологи называют это движущей силой. Компетентность дает человеку чувство совершенного владения профессией. Работники, осознающие свою компетентность в вопросах, имеющих отношение к их работе, трудятся более эффективно. В этом смысле компетентность умственная и физическая становится источником, вдохновляющим людей работать усердно [3].
Личностные характеристики. Локус контроля личная особенность. Люди могут характеризоваться внутренним или внешним локусом контроля. Те, кому свойственен внешний локус контроля (экстерналы) полагают, что все жизненные события являются результатом действия случая или удачи. Люди, характеризующиеся внутренним локусом контроля (интерналы) считают, что они могут влиять на ход своей жизни и то, что с ними произошло или произойдет, является результатом их собственных решений [4].
Самооценка определяет уровень, которым личность оценивает свою значимость, удачливость и результативность. Самооценка воздействует на поведение человека в организационном и социальном плане.
Авторитаризм это модель поведения, основанная на убеждении, что в организации существуют статусные и властные различия, а использование власти является необходимыми важным элементом функционирования эффективной организации.
Макиавеллизм черта личности, состоящая в способности сохранять эмоциональную дистанцию с другими людьми и исходить в своих действиях из того, что цель оправдывает средства.
Ориентация по типу А. Ориентация по типу А характеризуется тенденцией, лежащей в основе поведения менеджера и выражающейся в его стремлении «всех и все» контролировать. Основными признаками такого повеления являются: потребность торопиться, нежелание ждать, постоянно ощущать недостаток времени, любовь к соревнованию и конкуренции в работе и житейских ситуациях, желание постоянно сравнивать свой результат с результатами других людей. Люди типа А постоянно в напряжении, стрессе это их обычное состояние. Они, как правило, экстраверты, обладающие ярко выраженным чувством собственного достоинства: с головой уходят в работу и испытывают большую потребность в достижениях и во власти.
Ориентация по типу В. Эти люди являются противоположностью ориентации по типу А. Ориентация на достижения личная особенность, позволяющая предсказать некоторые закономерности индивидуального поведения. Исследования этой характеристики сосредоточились вокруг потребности достижения результата. Человек с высокой потребностью достижения обуреваем желанием выполнить задание еще лучше, он нацелен на преодоление препятствий, при этом хочет чувствовать, что успех (или неуспех) это результат его собственных усилий [4].
Склонность к риску свойство личности, выражающееся в постоянном стремлении использовать открывающиеся возможности.
Догматизм индивидуальная характеристика, отражающая отсутствие сомнений в своей правоте и неспособность к переосмыслению или переоценке уже известного, сделанного.
Самомониторинг представляет собой способность личности понимать и правильно оценивать окружающую обстановку, чтобы выработать линию поведения. Люди с высоким уровнем самомониторинга адекватно и в полной мере оценивают окружающую обстановку и выбирают наиболее соответствующую линию поведения. Кроме того, менеджеры с высоким уровнем самомониторинга активнее способны к восприятию различных культур поведения.
Содержание работы
Введение 2
Личность и работа 3
Сущность процесса социализации 8
Заключение 13
Литература 15
Использованная литература
- Зеленина Т.А. Вхождение личности в организацию //Менеджмент организации: взаимодействие и эффективное управление. 2006. №11. С.35-42.
- Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. Минск: Харвест, 2004. 308 с.
- Латфуллин Г.Р. Организационное поведение: Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. СПб.: Питер, 2005. 432 с.
- Фролов С.С. Социология организации: Формирование и роль личности в организации. Социализация индивида в организации. СПб.: Питер, 2006. 206 с.