Политика привлечения заемных средств
Курсовая по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Политика привлечения заемных средств"
Автор работы: Юлия
Страниц: 44 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность. Выбор реальных или финансовых активов для вложения капитала и финансовые решения - решения об источниках финансирования активов предприятия (оборотных и внеоборотных), т.е. решения по структуре капитала. Если рассматривать всю деятельность предприятия как непрерывный процесс принятия инвестиционных проектов, то финансовые решения - это решения о финансировании проектов, выборе финансовых источников. Значительные финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Конкретными формами реализации такого рода возможностей является эмиссия акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых хозяйствующим субъектом.
Если собственных средств предприятию оказывается недостаточно, то они при¬бегают к займам. Заемные средства привлекаются на условиях срочности, платности, обеспеченности и возвратности. К заемным средствам относятся разнообраз¬ные виды кредитов, привлекаемые от других звеньев финансово-кредитной системы (коммерческих банков, инвестиционных институтов, государства, предприятий).
Проблема выбора источника средств возникает по двум причинам. Во-первых, стоимость различных элементов капитала различна, и, привлекая дешевый заемный капитал, владелец компании может значительно повысить доходность собственного капитала (эта повышенная доходность является компенсацией за повышенный риск). Во-вторых, комбинируя элементы капитала, можно повысить рыночную оценку всего капитала предприятия.
Отраслевая специфика заставляет финансистов по-разному расставлять акценты в работе с оборотным капиталом, но базовые технологии все же одинаковы.
Цель исследования политика привлечения заемных средств.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику заемного капитала: формы и его отличительные особенности;
2. Проанализировать политику привлечения заемных средств как разновидность финансовой стратегии предприятия;
3. Изучить инструменты краткосрочного и долгосрочного финансирования организации;
4. Выполнить характеристику деятельности предприятия;
5. Раскрыть показатели эффективности использования капитала предприятия;
6. Проанализировать источники привлечения заемных средств;
7. Раскрыть формирование рациональной структуры источников средств предприятия.
Предмет исследования управления заемными средствами в процессе деятельности предприятия.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды таких ученых-исследователей как И.Т.Балабанова, В.В. Ковалева, Бланка И.А., А.Д. Шеремета, Т.В. Тепловой и др.
Информационно-аналитической базой исследования послужили следующие нормативно-правовые акты: Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон от 22.04.96 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» , Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.
Глава 1 Теоретические аспекты управления заемным капиталом предприятия
1.1. Характеристика заемного капитала: формы и отличительные особенности
Эффективная финансовая и инвестиционная деятельность организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. По мнению Балабанова И.Т. [1], заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности.
По мнению Бланка И.А. [2], заемный капитал представляет собой часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества.
Использование заемного капитала позволяет не только существенно расширить объем хозяйственной деятельности и достичь более эффективного использования собственного капитала, но и ускорить реализацию крупных инвестиционных проектов, обеспечить постоянное совершенствование и обновление действующих основных средств, а в конечном счете – повысить рыночную стоимость организации. Однако необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах.
С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств [4] .
С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств.
Отметим, что по мнению автора [8] «принятие решения о привлечении заемного капитала - это часто вынужденное решение». Причина состоит в ограниченности собственных источников финансирования - невозможность нулевых дивидендов, невозможность или нерациональность размещения дополнительной эмиссии акций.
Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла [1]. К
Содержание работы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА: ФОРМЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 5
1.2. ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.3. ИНСТРУМЕНТЫ КРАТКОСРОЧНОГО И ДОЛГОСРОЧНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ОАО ЧМЗ 19
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 26
ГЛАВА 3. ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ 30
3.1. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ 30
3.2. ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ИСТОЧНИКОВ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Использованная литература
- Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И. Т. Балабанов. . - М. : Финансы и статистика, 2006. - 384 с.
- Бланк, И. А. Управление активами и капиталом предприятия / И. А. Бланк. - Киев : Центр, Эльга, 2005. - 448 с.
- Брейли Р, Майерс С.Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. – 1120 с.
- Ковалев, В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности / В. В. Ковалев. - М. : Финансы и статистика, 2004. – 456 с.
- Лытнев, О. Н. Финансовые ресурсы предприятия / О. Н. Лытнев. . М.: Инфра-М, 2006. - 412 с.
- Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А. Финансовый менеджмент. / Под ред. доц. Т.С. Новашиной. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005 – 255 c.
- Стоянова, Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика / Е. С. Стоянова. – М. : Перспектива, 2004. – 341 с.
- Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 504 c.
- Финансы организаций / Под ред. д-ра экон. наук проф. С.С. Артемьевой.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 422 с.
- Финансы предприятий/ Под ред. проф. А. М. Поддерегина. - Киев : КНЭУ 2006. - 385 с .
- Фомичева Л.П. Азы учета под руководством профессионалов. Кредиты и займы. – М.: ЮНИТИ, 2008. - 344 с.