Глава Основы управления конкурентоспособностью организации 5
Курсовая по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Глава Основы управления конкурентоспособностью организации 5"
Автор работы: Юлия
Страниц: 36 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Выбранная тема курсовой работы актуальна, ввиду того, что повышение конкурентоспособности организации – залог повышения конкурентоспособности страны в целом. В понятие конкурентоспособности организации вкладывается ее способности выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами. В масштабе страны конкурентоспособность означает эффективную интеграцию в мировое хозяйство, соответствующее функционирование всех его структур для обеспечения суверенитета и высокого качества жизни населения.
Решить комплексные социально - экономические проблемы в условиях жесткой конкуренции поможет знание и применение инструментов новой экономики - сущности и механизма действия экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов, методов, и моделей управления.
В экономике все взаимосвязано. Если конкурентоспособность страны низкая, то соответственно нет притока капитала, нет прогресса и эффективного воспроизводства, нет денег на образования, здравоохранение и т.д.
Важнейшим фактором повышения эффективности использования потенциала любых объектов в настоящее время является повышение качества (конкурентоспособности) управленческих решений, которые, как правило, разрабатываются экономистами и менеджерами. Поэтому обеспечение конкурентоспособности руководителей, экономистов и менеджеров является главным условием повышения конкурентоспособности организации. Особенно это важно в связи с предстоящим присоединением России к ВТО, механизм функционирования которой резко усиливает глобальную мировую конкуренцию.
При развитии рыночных отношений, обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.
Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов конкурентоспособности организации.
Задачами написания данной работы являются:
- рассмотреть основы управления конкурентоспособностью организации;
- изучить основы оценки конкурентоспособности организации и провести краткий анализ конкурентоспособности компании.
При написании работы были использованы научная и учебно-методическая литература, научные публикации различных авторов
Глава 1.Основы управления конкурентоспособностью организации
1.1. Основы теории конкуренции
Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретной территории для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Это определение приемлемо как для животного, так и для человека, рабочего, специалиста, спортсмена, творческого работника, организации, отрасли, региона, страны. Конкуренция – это движущая сила развития общества. Поэтому государство должно создавать правовую и эффективную конкурентную среду для всех субъектов.
Конкуренция это движущая сила развития общества, она является инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России), для повышения качества товаров и уровня жизни населения. Получается, что конкуренция - это очень сложное понятие. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать его.
В развитых странах эффективность механизма конкуренции определяется не полнотой, глубиной или точностью термина «конкуренция», а действием той самой «невидимой руки» А. Смита и качеством институционального механизма. Перед началом построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности необходимо определиться с терминами и понятиями.
Если рассмотреть подробнее составляющие термина «конкуренция», отдельно каждое слово, то можно выделить, что:
Процессы могут быть общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными и природными; управленческими и производственными
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1.Основы управления конкурентоспособностью организации 5
1.1. Основы теории конкуренции 5
1.2. Формы конкуренции и варианты изменения силы конкуренции между фирмами. Факторы, влияющие на конкурентную борьбу 11
1.3. Регулирование конкурентоспособности организаций 14
Глава 2. Оценка конкурентоспособности организации 19
2.1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности организации 19
2.2.Анализ конкурентоспособности компании «Мегафон» 23
Заключение 34
Список литературы 37
Введение
Выбранная тема курсовой работы актуальна, ввиду того, что повышение конкурентоспособности организации залог повышения конкурентоспособности страны в целом. В понятие конкурентоспособности организации вкладывается ее способности выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами. В масштабе страны конкурентоспособность означает эффективную интеграцию в мировое хозяйство, соответствующее функционирование всех его структур для обеспечения суверенитета и высокого качества жизни населения.
Решить комплексные социально - экономические проблемы в условиях жесткой конкуренции поможет знание и применение инструментов новой экономики - сущности и механизма действия экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов, методов, и моделей управления.
В экономике все взаимосвязано. Если конкурентоспособность страны низкая, то соответственно нет притока капитала, нет прогресса и эффективного воспроизводства, нет денег на образования, здравоохранение и т.д.
Важнейшим фактором повышения эффективности использования потенциала любых объектов в настоящее время является повышение качества (конкурентоспособности) управленческих решений, которые, как правило, разрабатываются экономистами и менеджерами. Поэтому обеспечение конкурентоспособности руководителей, экономистов и менеджеров является главным условием повышения конкурентоспособности организации. Особенно это важно в связи с предстоящим присоединением Росси к ВТО, механизм функционирования которой резко усиливает глобальную мировую конкуренцию.
При развитии рыночных отношений, обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.
Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов конкурентоспособности организации.
Задачами написания данной работы являются:
- рассмотреть основы управления конкурентоспособностью организации;
- изучить основы оценки конкурентоспособности организации и провести краткий анализ конкурентоспособности компании.
При написании работы были использованы научная и учебно-методическая литература, научные публикации различных авторов
Глава 1.Основы управления конкурентоспособностью организации
1.1. Основы теории конкуренции
Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретной территории для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Это определение приемлемо как для животного, так и для человека, рабочего, специалиста, спортсмена, творческого работника, организации, отрасли, региона, страны. Конкуренция это движущая сила развития общества. Поэтому государство должно создавать правовую и эффективную конкурентную среду для всех субъектов.
Конкуренция это движущая сила развития общества, она является инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России), для повышения качества товаров и уровня жизни населения. Получается, что конкуренция - это очень сложное понятие. Особенно важно изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать его.
В развитых странах эффективность механизма конкуренции определяется не полнотой, глубиной или точностью термина «конкуренция», а действием той самой «невидимой руки» А. Смита и качеством институционального еханизма. Перед началом построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности необходимо определиться с терминами и понятиями.
Если рассмотреть подробнее составляющие термина «конкуренция», отдельно каждое слово, то можно выделить, что:
Процессы могут быть общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными и природными; управленческими и производственными; обеспечивающими, преобразующими и завершающими; материальными и виртуальными; объективными и субъективными; поддерживающими паритет(баланс) и воспроизводственными; логическими и эмоциональными и т.д.
Составляющими слова «управление» в понятии «конкуренция» являются: нахождения, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества.
В качестве «субъектов» в понятии «конкуренция» могут выступать любые социальные, производственные или биологические системы.
Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др.
В качестве целей системы могут выступать: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях или творческих конкурсах, на конкретном рынке с конкретным товаром; достижение за счет внешнего или внутреннего развития либо поглощения конкурента какого-либо определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня; выживание и т.д.
Потребности могут быть: объективными (заданными природой или обществом) или субъективными(заданными субъектом управления);первичными или высшими; прошлыми, настоящими или будущими; сопряженными или несопряженными; глобальными или личными; отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными и т.д.
В систему законодательства входят: конкурентное право, экологическое право, Гражданский кодекс, налоговая система, таможенная система, трудовое право и пр.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема- экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения их конструкции и повышения качества.
Интенсивность конкуренции может делать ее:
Привлекательной, когда в определенном сегменте субъект более качественно удовлетворяет свои потребности или же имеет больше прибыли, чем в предыдущем сегменте;
Умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
Ожесточенной по отношению к объекту конкуренции, когда субъект уничтожает, вытесняет или же поглощает объект из определенного сегмента;
Ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.
Конкурентоспособность это свойство объекта, характе¬ризующее степень реального или потенциального удовлетво¬рения им конкретной потребности по сравнению с аналогич¬ными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособность определяется по конкретному объекту на конкретном рынке. Конкурентоспособность может быть стратегической и фактической. На стадиях стратегиче¬ского маркетинга, стратегического и инновационного менедж¬мента формируются и постепенно уточняются нормативы стратегической конкурентоспособности, а после изготовления товара изыскиваются методы и средства максимального ис¬пользования конкурентных преимуществ готового объекта и системы сервиса, т. е. реализуется фактическая конкуренто¬способность.
Конкурентоспособность это также реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проек¬тировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для по¬требителя, чем товары их конкурентов». Недостаток этого оп¬ределения, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и нецено¬вые характеристики.
Конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность способностей предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей и прослеживать тенденции потребительского поведения.
В настоящий момент нет однозначных критериев оценки конкурентоспособности предприятия. Кротков А.М. и Еленева Ю.Я. формулируют следующие основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия, анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке конкурентоспособности (рис.2.1). Мы предполагаем, что эти критерии не в полном объеме определяют уровень конкурентоспособности предприятия, и тем самым дают недостаточно точную оценку.
Рис. 2.1 Критерии конкурентоспособности предприятия
Коротков А.М. и Еленева Ю.Я. характеризуют конкурентоспособность продукции экономическими показателями, в то время как для того, чтобы объективно оценить конкурентоспособность продукции необходимо так же использовать и критерии, которыми оперирует потребитель.
Конкурентоспособность фирмы можно оценивать с двух позиций:
1. Как способность удержать, сохранить свои позиции на рынке, обеспечить стабильную работу без серьезных изменений в операционной деятельности (экономическая надежность).
2. Как совокупность возможностей организации занять (усилить) свою рыночную позицию в меняющихся условиях (потенциальная конкурентоспособность организации).
Использованная литература
- Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы.- Москва: ОАО «Типография «Новости», 2006.
- Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки. Маркетинг в России и за рубежом, 2001, №6 С. 23-25
- Мартынова М. А. Конкурентоспособность российских предприятий. М.: Научная Книга, 2003 г. 126 с.
- Официальный сайт компании Мегафон-Москва
- Парамонова Т. Н., Красюк И. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. М.: КноРус, 2008 г. 120 с.
- Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса/ - М.: Маркетинг, 2002 г. 888 с.
- Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник.- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: изд-во Эксмо, 2005.
- Царев В. В.,. Кантарович А. А, Черныш В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий. М.: Юнити-Дана, 2008 г. 800 с.
- Чурсин А. А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Информтехника, 2006 г. 372 с.
- Ясин Е. Конкурентоспособность и модернизация экономики. М.: Юнити-ДАНА, 2004г.
- http://497.nnm.ru/kto_luchshe_mts_bilajn_megafon_ili_skajlink_opros/page-1- результаты опроса среди Интернет пользователей.
- http://www.e-penza.ru/news/49/print/- статья про прибыль и численность абонентов сети «Мегафон».
- http://www.revkom.ru/info/?id=287601- независимое исследование услуг и деятельности сотовых операторов «большой тройки».