КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ»
Учебник по предмету:
"Менеджмент - Антикризисное управление"
Название работы:
"КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ» "
Автор работы: Елена
Страниц: 212 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Основной целью данного учебного курса является получение знаний и навыков по проблемам управления в условиях рыночной экономики. Главной задачей является пред-ставление основной информации о современной концепции менеджмента применительно к опыту хозяйственной деятельности в России. В современных условиях организации управ-ления необходимо активно отходить от чисто административных методов к системным ме-тодам многофакторного анализа управленческих ситуаций. Для этого требуются специали-сты, обладающие знаниями не только инженерных и естественных наук, но, в первую оче-редь, экономически грамотные и умеющие работать в одной команде. Дисциплина содержит сведения, необходимые для научно-исследовательской и практической работы в области ис-пользования и развития современных управленческих технологий. Освещаются общие во-просы методологии менеджмента, взаимодействия человека и организации, миссии и цели организации, проблемы принятия управленческих решений в системе коммуникаций, моти-вация и стимулирование рациональной организации труда, эффективность управленческой деятельности.
Содержание дисциплины входит в необходимый минимум профессиональных зна-ний специалистов по менеджменту туристских организаций. Это предполагает изучение проблем предприятий и организаций в сфере социально-культурного сервиса как субъектов рыночных отношений во всем комплексе взаимодействия макро и микроэкономики, госу-дарственного регулирования экономики в условиях постоянного технологического разви-тия.
В результате изучения дисциплины студенты должны получить знания:
– о современных подходах к организации эффективного менеджмента;
- принципы, функции и методы организации эффективного труда в рамках производст-венного коллектива;
- о современных системах и структуре управления, стилях руководства;
- о личности, власти и влиянии, факторах формирующих авторитет современного ме-неджера в туризме;
– о системе организации туризма и гостеприимства с учетом опыта и знаний отечест-венных и зарубежных специалистов по эффективному применению управленческих реше-ний в соответствии с технологией международных стандартов организации путешествий и размещения внутренних и внешних туристов.
Содержание работы
Введение.................................................................................................…………………….... 4
Лекция 1 Методологические основы менеджмента в сфере услуг................................ 5
1.1. Сущность менеджмента...........................................................................…….. 5
1.2. Развитие взглядов на менеджмент. Школы управления............................... 11
1.3. Структуры управления...................................................................................... 15
1.4. Объекты управления со стороны менеджмента предприятия....................... 19
Лекция 2 Основные функции и принципы организации менеджмента в социально-культурном сервисе и туриз-ме...............................……….…………………..
23
2.1. Развитие теории и практики менеджмента…….............................................. 23
2.2. Функции менеджмента........................……………………………….............. 31
2.3. Характеристика функций управле-ния.............................................................. 40
2.4. Принципы менеджмента................................................................................... 44
2.5. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма.................................... 45
Лекция 3. Характеристика методов менеджмент.......................................…………….. 48
3.1. Понятие и классификация методов менеджмента.........……………………. 48
3.2. Организационно-административные методы управления....……………… 49
3.3. Экономические методы управления...................…………………………... 51
3.4. Социально-психологические методы управления.......................................... 52
Лекция 4. Человек в системе организации..............................................……………….. 54
4.1. Взаимодействие человека и организации...........……………………………. 54
4.2. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения..............................................................…………………………….
55
4.3. Понятие групп и их значимость....................................................................... 59
4.4. Развитие неформальных организаций и их характеристи-ки......................... 60
Лекция 5. Мотивация деятельности в организации гостеприимства...............……….. 64
5.1. Общая характеристика мотивации................................................................... 64
5.2. Мотивационная структура: потребности, интересы, мотивы и стиму-лы..... 66
5.3. Характеристика систем стимулирования......................................................... 68
5.4. Мотивационный процесс................................................................................... 71
Лекция 6. Миссия и цели организации социально-культурного сер-виса...........……… 85
6.1. Формулирование миссии и цели организации...............…………………… 85
6.2. Формулирование цели фирмы................................………………………….. 87
6.3. Области и направления постановки целей...................................................... 90
6.4. Построение дерева целей..............................………………………………… 91
6.5. Миссии и цели туристской фир-мы....………………………………………... 96
6.6. Стратегия фирмы, ее цели и задачи.................................…………………… 98
6.7. Организационная культура...............…………………………………………. 115
Лекция 7. Проектирование туристской организа-ции....................................................... 116
7.1. Факторы проектирования организации......................……………………… 116
7.2. Управление туризмом........................………………………………………. 136
7.3. Эффективность управления туризмом.............................…………………… 140
Лекция 8. Организационное поведение и искусство общения..........…………………. 142
8.1. Значение делового общения и его фор-мы............................................... 142
8.2. Организация общения........................................................................................ 144
8.3. Специфика организации деловых совещаний и переговоров в туризме...... 148
8.4. Ведение делового совещания.............................……………………………... 150
8.5. Условия эффективности деловых совещаний.......................……………….. 154
8.6. Деловые переговоры.............................………………………………………. 156
Лекция 9. Эффективность менеджмента в туризме.....................……………………… 162
9.1. Понятие эффективности менеджмента туризма...........................………….. 162
9.2. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания....…………... 163
9.3. Измерение экономической эффективности туризма...........................……..
164
9.4. Основные показатели эффективности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма...........................………………...
166
Лекция 10. Инновационный менеджмент в туристской деятельности....................……. 173
10.1. Инновационный менеджмент как система управления развитием
туристской фирмы........................................................... ……………………. 173
10.2. Турфирма как сложная и развивающаяся система..................................…... 175
10.3. Инновации как объект инновационного менеджмента................…………. 179
10.4. Инновационные процессы как инструмент реализации инно-ваций............. 184
10.5. Управление инновационными проектами. Концепция и принципы
проектного управления................................………………………………. 185
10.6. Оценка инвестиционной деятельно-сти............................................................ 194
10.7. Формирование инвестиционных программ..................................................... 201
Лекция 11. Риск-менеджмент в туризме.............................................................................. 207
11.1. Понятие риска, его основные элементы и черты........................................... 207
11.2. Система внешних факторов, влияющих на уровень
предпринимательского риска........................................................................... 210
Список литературы................................................................................................................... 212
Использованная литература
- Акулов В.Б. Теория организации. ПетрГУ. Петрозаводск, 2001.
- Агапцов С. А, Мордвинцев А. И., Фомин П.А. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. –– Корпоративный менеджмент –– http://cfin.ru
- Герчикова И.Н. Менеджмент. М:, Юнити, 2007.
- Дряхлов Николай, Куприянов Евгений. Системы мотивации персонала в Западной Ев-ропе и США. –– ITEM - технологии корпоративного управления –– http://www.iteam.ru/publications/human/article_465/.
- Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Мн: Новое знание, 2003.
- Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. М:, Гардарика,2006.
- Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. М:, Академия, 2006.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство “Питер”, 2006.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Мн:, БГЭУ,2007
- Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. Мн:, 2004.
- Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент туризма. М:, 2008.
- Мескон А.Х.,Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М:, 2006.
- Менеджмент туризма: Основы менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2007.
- Менеджмент туризма: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2006.
- Тидор С.Н. Системный менеджмент. Петрозаводск, 2003.
- Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство. Учебное пособие. / пер. с анг. – М:, 2002.
- Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М:, ИЦ «Академия», 2004.
- Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. М:, ФиС, 2005.
- Основы туристской деятельности./ под ред. Г.И.Зорина, Е.Н.Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н. Ильина. М.: Советский спорт, 2003.
- Психология управления. М.: 2005.
- Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. — М.: Рефл-Бук, К.: Вак-лер, 2001.
- Саак А.Е., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. СПб.: Питер, 2007.
- Семенова И.И. История менеджмента. М.: «ЮНИТИ» 2009.
- Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
- Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. М.: Изд-во РДЛ, 2004.