Основные характеристики внутренней и внешней среды организации и факторы их взаимодействия.
Курсовая по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Основные характеристики внутренней и внешней среды организации и факторы их взаимодействия."
Автор работы: Ольга
Страниц: 26 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Объектом управления в менеджменте является организа¬ция. Она служит причиной, обуславливающей существование самого менеджмента .
Под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и иных условий .
Успешная хозяйственная деятельность организации требует управления, которое постоянно направлено на поиск и форми¬рование новых возможностей, представляемых внешней средой и формируемых самой организацией, предполагает умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы самых разнообразных источников, добиваться получе¬ния максимально возможного результата при минимальных затратах.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.
Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе .
Цель курсовой работы определить основные характеристики внутренней и внешней среды организации и факторы их взаимодействия.
1 Понятие об организации. Основные признаки организации
Под организацией понимается группа лиц, взаимодействую¬щих друг с другом ради достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и иных усло¬вий.
Для этого с помощью соответствующих технологий произво¬дится преобразование находящихся в ее распоряжении материаль¬ных, трудовых, информационных ресурсов.
Признаками организации являются:
1) наличие цели. Официально провозглашенная цель придает смысл ее существованию, конкретную направленность действиям участников, объединяет и сплачивает их (люди не согласятся про¬сто так терять свою свободу). В то же время есть организации, где цель выступает лишь как общий смысл их существования (насе¬ленный пункт, где совместное проживание облегчает условия жиз¬ни людей, но не ставит перед ними никаких конкретных задач);
2) обособленность, предполагающая замкнутость внутренних процессов и наличие границ, отделяющих организацию от внешне¬го окружения. Эти границы могут быть материальными (стены, за¬боры) и нематериальными (запреты, ограничения, правила и пр.).
Примером обособленности может служить замкнутость круго¬оборота средств предпринимательской организации, когда все за¬траты на производство должны полностью вернуться в результате продажи продукции;
3) разделение труда (то есть выполняемой работы) на состав¬ляющие компоненты, выполняемые разными лицами;
4) наличие связей между ее отдельными элементами, обеспечивающих их взаимную поддержку, дополнение. Эти связи бы¬вают экономическими, технологическими, управленческими, ин¬формационными, социальными и пр.;
5) саморегулирование, предполагающее возможность в опре¬деленных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Оно осуществляется внутренним центром, координирующим деятельность людей, обеспечиваю¬щим их интеграцию, а в конечном итоге целостность организации. В крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного;
6) организационная культура, представляющая собой сово¬купность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.
Любая организация обладает определенной структурой, то есть особой упорядоченностью составляющих ее взаимосвязанных эле¬ментов.
Структура может быть:
1) технической (совокупность материальных элементов организации - помещения, оборудова¬ние, условия труда, технологии и т. п.). На производственных предприятиях во многом определяет профессионально-квалифи¬кационный состав работников, характер и содержание труда;
2) со¬циальной (совокупность участников, формальных и неформаль¬ных групп, связей между ними, норм поведения, сфер влияния и пр.);
3) социотехнической, представленной совокупностью ра¬бочих мест.
Структура придает организации устойчивость, способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутрен¬них возмущающих воздействий. Устойчивость во многом достга¬ется за счет простоты и стабильности структуры, избыточности ре¬сурсов, самостоятельности участников, их постоянной готовности к изменениям.
Период существования любой организации, образующий ее жизненный цикл, принято делить на пять основных фаз:
1) зарождение (принятие решения о создании, разработка и утверждение необходимых документов, формирование условий для деятельности);
2) рост и занятие определенного места в соответствующей сфере;
3) поиск новых направлений и форм деятельности одновременно с развитием и совершенствованием существующих;
4) зрелость, когда организация прочно стоит на ногах и часто не стремится ни к расширению, ни к совершенствованию;
5) завершение деятельности.
Концепция жизненного цикла утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок существования организа¬ции ограничен 30-40 годами и под воздействием НТР имеет тен¬денцию к сокращению.
Ограниченность обусловлена тем, что все ее элементы рано или поздно приходят в противоречие с изменившейся средой и теряют возможность нормально функционировать. Поэтому они должны либо обновляться, либо прекращать свое существование.
Особенностью современных организаций является их слож¬ность. Она обусловлена их масштабами, автономностью элемен¬тов; разнообразием их функций и свойств, связей между ними.
Крупные фирмы включают в себя десятки самостоятельных предприятий, разбросанных по всем уголкам света; на них заняты сотни тысяч работников, а объемы производства сопоставимы с ве¬личиной национального продукта небольших высокоразвитых го¬сударств .
2 Внутренняя среда организации
Под внутренней средой организации понимается совокупность присущих ей свойств (так называемых внутренних переменных), конкретные характеристики которых в сочетании придают ей оп¬ределенное «лицо». К ним относятся: разделение труда, технология, дифференциация, интеграция, организационный порядок, взаимоотношения участников организации, ресурсы.
Содержание работы
Введение 3
1 Понятие об организации. Основные признаки организации 5
2 Внутренняя среда организации 8
2.1 Ресурсы 9
2.2 Разделение труда 10
2.3 Технологии 11
2.4 Дифференциация 12
2.5 Интеграция 12
2.6 Организационный порядок 13
2.7 Взаимоотношения участников организации 14
3 Внешняя среда организации 15
3.1 Основные характеристики внешней среды 17
3.2 Среда прямого воздействия 19
3.3 Среда косвенного воздействия 21
Заключение 24
Список литературы 26
Использованная литература
- Брасс А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции, Современная школа, 2006 247 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2007. 176 с.
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. М.: Экономистъ, 2003. 528 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2006. 336 с.
- Масилевич Н.А. Основы менеджмента, ИВЦ Минфина, 2006 324 с.
- Мескон М. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2007. 665 с.
- Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 3-е изд. М.:ИНФРА-М, 2002.
- Основы менеджмента: Учебное пособие/ В.И. Гончаров. Мн.: Современная школа, 2006. - 281 с.