Работа с персоналом в системе менеджмента. Стресс и его влияние на управление персоналом.
Контрольная по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Работа с персоналом в системе менеджмента. Стресс и его влияние на управление персоналом."
Автор работы: Ольга
Страниц: 21 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап развития экономики, характеризующийся ростом конкуренции, привел к качественному изменению роли человека в организации, превращению его в решающий фактор развития. В современных условиях знания, опыт, навыки, инициатива и предприимчивость персонала организации становятся все более важным стратегическим ресурсом. Это выдвигает на повестку дня требование непрерывного развития персонала, которое позволяет достичь не только высоких экономических результатов, но и создает благоприятный климат в коллективе, повышает заинтересованность работника в труде.
Политика развития персонала направлена, прежде всего, на обеспечение возможностей непрерывного обучения для улучшения исполнения своих обязанностей и подготовки резерва кадров на выдвижение.
Научная разработанность темы. Проблемы формирования и развития системы управления персоналом нашли свое отражение в работах таких ученых как: Базаров Т.Ю., Веснин В.Р., Дятлов В.А., Журавлев П.В., Кибанов А.Я., Кулапов М.Н., Макарова И.К., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г., Пушкарев Н.Ф., Травин В.В., Турчинов А.И., Шекшня СВ. и др.
В зарубежных странах исследованиями данной проблемы занимались: И.Баллантайн, Г.Десслер, П.Друкер, Д.Коул, У.Монди, С.Уидцет, С.Холлифорд, Р.Шейн и др.
Однако в изданных в последнее время работах проблеме анализа и проектирование системы работы с персоналом, несмотря на то, что в условиях усиления конкуренции и складывающейся демографической ситуации эта проблема резко обостряется и требует большего внимания.
Таким образом, важность и своевременность вышеназванных проблем, их теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная проработанность методологии анализа и проектирование системы работы с персоналом предопределили выбор темы настоящего исследования.
Цель работы состоит в исследовании процесса анализа и проектирования системы работы с персоналом в стрессовых ситуациях.
Для достижения поставленной цели автором ставились и решались следующие задачи:
провести анализ теории регулирования системы управления персоналом;
исследовать стресс и его влияние на управление персоналом.
Глава 1. Работа с персоналом в системе менеджмента
1.1 Система работы с персоналом как элемент работы менеджера
Во многих странах мира вопросам обеспечения качества, современным методам управления производством и качеством товаров и услуг уделяется пристальное внимание. Разработка систем менеджмента качества предприятий и организаций в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 является не самым легким, но одним из наиболее надежных путей обеспечения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, необходимым условием деятельности организации в рамках международного сотрудничества. Число сертифицированных компаний в мире составляет более 400 тысяч, в России же чуть более тысячи предприятий получили сертификаты соответствия на системы качества.
Факторами, сдерживающими у нас процесс внедрения и сертификации систем менеджмента качества, являются не только тяжелое экономическое состояние предприятий, отсутствие экономических стимулов для активизации работ в этой области, но и недостаточный уровень знаний руководителей и специалистов предприятий о международных подходах к решению вопросов обеспечения качества. Отсюда и неверие многих руководителей в возможности систем менеджмента качества на основе требований стандартов ИСО серии 9000.
Что такое система менеджмента качества? В стандартах ИСО серии 9000 версии 1994 года существовало понятие «система качества», в новой версии оно трансформировалось в понятие «система менеджмента качества». В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 система менеджмента качества - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству; а система менеджмента - система для разработки политики и целей и достижения этих целей. По сути, система менеджмента качества - это управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия с ориентацией на качество конечного результата; это, прежде всего, глубоко продуманные правила работы и взаимодействия работников внутри предприятия, которые документируются в необходимом объеме (в виде стандартов предприятия, методик и т.п.).
ИСО (ISO) - это аббревиатура названия Международная организация по стандартизации, организация основана в 1947 г. с целью содействия развитию стандартизации в мире для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи. 9000 это обозначение семейства стандартов на системы менеджмента качества. ИСО серии 9000 - серия международных стандартов по обеспечению качества, в которых изложены требования к системам менеджмента качества организаций, основные положения и термины, рекомендации по улучшению деятельности организации, требования к проведению аудитов систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. В семейство национальных стандартов этой серии, которые представляют собой аутентичный перевод стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года, входят 4 стандарта:
- ГОСТ Р ИСО 9000. Основные положения и словарь;
- ГОСТ Р ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования;
- ГОСТ Р ИСО 9004. Рекомендации по улучшению деятельности;
- ГОСТ Р ИСО 190011. Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды (будет принят после введения в действие международного стандарта, существующего пока только в виде проекта).
Обратимся к стандарту ИСО 9001:2000. В нем есть несколько моментов, прямо или косвенно влияющих на строение и содержание персонал-системы предприятия (организации).
1-й момент. Система менеджмента качества (СМК) по МС ИСО 9001:2000 базируется на восьми принципах качества, которые перестраивают всю систему управления. Что это за принципы?
1. «Ориентация на потребителя» означает, что вся работа организации строится, исходя из признания зависимости от потребителей, на основе анализа текущих и будущих их потребностей.
2. «Лидерство руководителя» означает стремление руководителя к неформальному лидерству, своей деятельностью руководитель должен демонстрировать приверженность к эффективности.
3. «Вовлечение работников» всех уровней в решение проблем организации. При этом должна быть создана система мотивации и стимулирования, ориентированная на поощрение инициативы и активности работников.
4. «Процессный подход» предполагает подход к управлению деятельности и соответствующими ресурсами как к процессу. Под процессами при этом понимаются не только технологические переделы, но и передача и анализ информации, принятие решений, контроль их исполнения и пр.
5. «Системный подход к менеджменту» означает, что все выявленные и документированные процессы должны быть объединены в систему и организованы на достижение целей организации.
6. «Постоянные улучшения» являются необходимым элементом поддержания конкурентоспособности организации, который направлен на непрерывное улучшение качества продукции, обслуживания, взаимодействия.
7. «Принятие решений на основе фактов» подразумевает устранение неопределенности, неточности и недостоверности в процессе принятия решений.
8. «Взаимовыгодные отношения с поставщиками» позволяет произвести отбор оптимальных поставщиков и установить с ними баланс взаимных отношений для повышения эффективности и качества закупок.
Создаваемая на основе этих восьми принципов СМК является сбалансированной системой эффективного управления. В эту систему великолепно вписывается и персонал-система.
Практически все принципы качества имеют непосредственное отношение к персонал-системе.
2-й момент. При разработке и внедрении СМК организация должна:
а) определить процессы, необходимые для СМК, и их применение во всей организации;
б) определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности;
г) обеспечить наличие ресурсов и информации для поддержки этих процессов;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) принимать меры для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
3-й момент. Что касается непосредственно человеческих ресурсов, МС ИСО 9001:2000 требует:
а) определить необходимую компетентность для персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;
б) обеспечить подготовку или предпринять другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
в) оценивать результативность предпринятых мер;
г) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и достижении целей организации в области качества .
Исходя из указанных трех моментов, и нужно строить персонал-систему предприятия. Основной тезис состоит в том, что кадровая служба является субъектом рынка. А если говорить языком рынка, потребителями у кадровой службы (управления по персоналу) на предприятии являются должностные лица и структурные подразделения, испытывающие сложности с работниками, а поставщиками могут быть: а) другие подразделения и учебный центр (внутренние поставщики); б) кадровые агентства и обучающие организации (внешние поставщики). Это, пожалуй, главное. Поняв и приняв этот тезис, все остальное дело техники. Кадровой службе нужно позиционировать себя на предприятии как на рынке. А для того чтобы правильно себя позиционировать, необходимо адекватно себя оценивать. Стандартизация как раз и позволяет это сделать.
Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Можно выделить три основных фактора, оказывающих воздействие на людей:
Первый иерархическая структура предприятия (организации), где основное средство воздействия это отношения власти-подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй - культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий - рынок сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукций и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя .
Содержание работы
Введение3
Глава 1. Работа с персоналом в системе менеджмента
1.1 Система работы с персоналом как элемент работы менеджера.5
1.2 Цели и задачи системы работы с персоналом...11
Глава 2. Стресс и его влияние на управление персоналом
2.1 Понятие стресса. Переживание стрессовой ситуации...13
2.2 Анализ и проектирование как методы оптимизации системы работы с персоналом в условиях стресса..16
Заключение..19
Список литературы....21
Использованная литература
- Арабидзе Д.И. Корпоративное управления в странах Западной Европы. М.:ПРИОР, 2003
- Балуев А.Р. Традиции американского рынка. Ростов-на-Дону:Феникс, 2003
- Бахрушева А.Н., Воронцов А.И. Особенности японской модели менеджмента. - М.:Экономика, 2000
- Белильцев В. Процесс принятия управленческих решений. Тренинг. М. Манускрипт, 2006
- Валикова А.С. Современный российский менеджмент/Бизнес-пресс, 2005, № 11
- Виханский О.С., Наумов А.Д. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, 2003
- Гусаков В. Анализ основных этапов развития бизнеса в России и поиск возможных направлений дальнейшего развития/Конференция «Управление в России:2003» - М., 2003
- Иванько А.С. Теория управления персоналом. М.: ПРИОР, 2006
- Колесников Н. Технологии соврмеенного менеджмента. М.: ПРИОР, 2006
- Мармутов И.А. Американские горки/Компания. Деловой ежедневник от 11.09.2006 г.
- Михайлова М.Р. Бенчмаркинг - универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества. № 5. - 2003. с.129
- Миллер А. Антология экономических революций. М.:МР3 Пресс, 2006
- Окоткин И.С. Современная структура потребительского рынка. М.:Экономика, 2005
- Ольнц А. Теория Z. СПб.: ПИТЕР, 2006
- Печерский А. К новой бизнес-модели - главное не застрять на полпути/ Конференция «Управление в России:2003»
- Пикалёва С.А. Менеджмент и маркетинг в современной российской экономике/Бизнес пресс, 2006, № 2
- Пилипенко А.М. Менеджмент. М.: Экономикс, 2006
- Раул А.Р. Менеджмент в организации классического типа. М.:Статинпром, 2006
- Справочник предпринимателя/Сост. АВ. Баринов. М.: Экспо, 2002
- Филонович С.Р. Новые исследования. Поиски российской модели менеджмента: взгляды инсайдеров/ Российский журнал менеджмента, №3, 2006.