Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов

Половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов

рос ноу

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов "




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 80 шт.



Год:2010

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность темы исследования.

Проблема формирования мотивации учения школьников является одной из важнейших в современной школе. Это объясняется тем, что успешность обучения ребенка во многом зависит от того, насколько он осознает важность учения, от того, какие мотивы побуждают его к активной познавательной деятельности.

Мотивы учения в процессе учебной деятельности меняются как со стороны своей формы, так и со стороны содержания. Мотивы проявляются на протяжении обучения ребенка в школе в разной степени, иерархическая структура мотивационной сферы также изменяется. Одни мотивы постепенно теряют свою актуальность, уступая место другим, которые, в свою очередь, становятся доминирующими и более действенными. Однако, это процесс не стихийный, формированием мотивационной сферы необходимо управлять. Задача учителя и состоит в том, чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развить во взаимосвязи широкие социальные мотивы, побуждающие школьника овладевать активной общественной позицией, и учебно-познавательные – заложенные в самой учебной деятельности и формирующиеся в ней. Для этого учитель должен знать психологически обоснованный путь формирования мотивации учения школьника.

Проблема мотивации учения учащихся широко исследуется в зарубежной и отечественной психологии. Среди авторов, работающих в этом направлении, можно назвать А.К. Маркову [30], [31], [32], Л.И. Божович [4], [17], Т.В. Габай [8], Е.П. Ильина [18], З.И. Калмыкову [19], Л.К. Максимова [29], В.С. Мерлина [35], В.В. Давыдова [38], М.П. Якобсон [48] и др.

Задача планомерного воспитания мотивации учения является вполне реальной для учителя, хотя требует времени, ибо касается глубоких внутренних механизмов становления личности школьника.

Цель исследования: изучение половозрастных особенностей мотивации

учения учащихся начальных классов.

Объект исследования: всего в исследовании приняло участие 197 человек (95 девочек и 102 мальчика), которые учатся в начальной школе, из них 49 детей обучаются в первых классах, 52 ребенка – во вторых, 51 – в третьих классах и 45 – в четвертых. Исследование проводилось в 2003/2004 учебном году на базе общеобразовательной школы г. Одинцово.

Предмет исследования: половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1) изучить психологическую литературу по теме исследования;

2) провести сравнительное изучение возрастных особенностей школьной мотивации учащихся 1-х – 4-х классов;

3) проанализировать и показать межполовые различия в школьной мотивации учащихся начальных классов;

4) выявить связь школьной мотивации учащихся начальных классов с их успеваемостью;

5) разработать практические рекомендации для учителей по развитию школьной мотивации детей.

Методики исследования: в качестве конкретных психодиагностических методик в нашей работе мы использовали:

1) анкету по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы Н.Г. Лускановой;

2) методику изучения познавательной потребности В.С. Юркевич;

3) методику изучения направленности на приобретение знаний Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой;

4) методику ранжирования мотивов учения.

Связь между исследуемыми показателями мотивационной сферы школьников изучалась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Практическая значимость исследования.

Полученные в ходе нашего исследования данные помогут учителям и школьным психологам определить задачи формирования школьной мотивации учащихся начальных классов с учетом перспектив их развития.

Результаты работы были доложены на педагогическом совете школы и методическом объединении учителей начальных классов. С каждым классным руководителем начальной школы была проведена беседа, в которой учитель совместно с психологом обсудили проблему воспитания полноценной мотивации учения учащихся и наметили пути этой работы в каждом конкретном классе.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Проблема мотивации учения в современной психологической литературе 6

1.1. Понятие о мотивации учения в отечественной психологии 6

1.2. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте 14

1.3. Формирование мотивации учения школьников 21

Глава 2. Результаты эмпирического исследования половозрастных особенностей мотивации учения у учащихся начальных классов 34

2.1. Организация, этапы и методики исследования 34

2.2. Половозрастные особенности мотивации учения учащихся начальных классов 39

2.3. Связь мотивации учения с успеваемостью младших школьников 53

Выводы 57

Рекомендации учителям по активизации и развитию мотивации учения младших школьников 61

Заключение 66

Литература 67

Приложение 70

Использованная литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.- Воронеж, 1996.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.- Воронеж, 1995.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности. - М., 1983.
  4. Валлон А. Факторы психического развития ребенка \ Психология развития. - Спб, 2001.
  5. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомирова О.К. Эмоции и мышление. – М., 1980.
  6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.
  7. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития.// Вопросы психологии. – 1972. - №2. – с.11-22.
  8. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1988.
  9. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - Спб, Речь, 2001.
  10. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1987.
  11. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., «Педагогика», 1987.
  12. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. – М., 1989.
  13. Закс Л. Статистическое оценивание. – М., 1976.
  14. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. \ Хрестоматия по возрастной психологии \ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М:, 1996. - с. 23-26.
  15. Изучение мотивации поведения детей и подростков. \ Под ред. Л.И. Божович и Л.Б. Благонадежиной. - М., 1972.
  16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000..
  17. История зарубежной психологии 30-60 годы XX века. Тексты. – М., 1986.
  18. Изучение мотивации детей и подростков. /Под ред. Л.И. Божович. – М., 1972.
  19. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.
  20. Кэмпбелл Как на самом деле любить детей. - М., 1990.
  21. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. – М., 1995.
  22. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.
  23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
  24. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. – Издательство МГУ, 1971.
  25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения т.1/Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983.
  26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения т.2 /Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983.
  27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1982.
  28. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации младших школьников.// В сб.: Мотивация учения. – Волгоград, 1976.
  29. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М., 1974.
  30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М: Просвещение, 1990.
  31. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., 1983.
  32. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990.
  33. Махновская В.И. Развитие мотивов в структуре учения младших школьников. Автореферат. кан. дис. – М., 1999.
  34. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.
  35. Мерлин В.С. Лекции по методике мотивов человека. Пермский Гос. Пед. Институт – Пермь, 1978.
  36. Мотивация учения. /Под ред. М.В. Матихиной. – Волгоград, 1976.
  37. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998.
  38. Новые исследования в психологии /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1987.
  39. Охитина Л.Т. Психологические основы урока: В помощь учителю. – М., 1997.
  40. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. Кочеткова А.И. – Минск, 1987.
  41. Петровский А.В. Быть личностью. – М., 1990.
  42. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. – М., 1977.
  43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер КОМ, 1999.
  44. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1996.
  45. Столетов В.Н. Становление личности. – М., 1987.
  46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1971.
  47. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., 1998.
  48. Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения. – М., 1969.


Другие похожие работы