Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Психологические проблемы позднего онтогенеза и оценки мнестико-интеллектуальных функций в позднем возрасте

Психологические проблемы позднего онтогенеза и оценки мнестико-интеллектуальных функций в позднем возрасте

МПСИ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Психологические проблемы позднего онтогенеза и оценки мнестико-интеллектуальных функций в позднем возрасте"




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 74 шт.



Год:2001

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие возрастает интерес исследователей разных областей к проблеме изменений психической деятельности при нормальном физиологическом старении. Этому способствует демографическая ситуация, характеризующаяся опережающим ростом численности людей пожилого и старческого возраста в популяции в целом.

Из прогнозов ООН следует, что к 2025 году при общей численности народонаселения 8,5 млрд. человек 1.2 млрд. человек перешагнут шестидесятилетний рубеж. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым - от 75 до 89 лет, к долгожителям - от 90 лет и старше.

Одновременно расширяется число публикаций по проблемам нормального старения и вводятся новые научные понятия и термины («нейрогеронтопсихология», «нейрокогнитивный дефицит» и др.), особенно в рамках нейронаук, так как именно церебральной недостаточностью и атрофическими процессами в мозге обусловлены психические изменения в позднем возрасте.

Геронтология четко различает понятия "старость" как определенный и закономерно наступающий возрастной период, и "старение" - длительный биологический процесс, наступающий на довольно ранних этапах онтогенеза.[9,33, 51]. Старение - сложный, многоуровневый, многозвенный, гетерохронный процесс. Его характер определяется комплексом биологических, психологических, социальных и экономических детерминант. Факторы внешней и внутренней среды организма могут влиять на различные звенья процесса старения и тем самым оказывать воздействие на его развитие[51].

Еще в прошлом столетии С.П. Боткин, И.И.Мечников и другие ученые придерживались представления о существовании нормального (физиологического) и преждевременного старения. Под физиологическим старением следует понимать закономерно наступающие, постепенно развивающиеся возрастные перестройки, ограничивающие возможности приспособления организма к изменениям среды. Темп и последовательность развития таких перестроек определяются прежде всего видовыми и индивидуальными особенностями биологических процессов в организме[51]. Физиологическое старение встречается нечасто. У современного человека чаще наблюдается преждевременное старение. Биологическая основа развития преждевременного старения - изменения обмена веществ в клетках и различных системах организма вследствие хронических заболеваний. Однако оно обусловлено не только эндогенными, но и экзогенными факторами. Особенности социального окружения, профессиональной деятельности, питания и т.п. - все это может значительно снизить адаптационные возможности стареющего организма, ускорить возрастное снижение функционирования различных его систем, повлиять на развитие процесса старения.

Возрастные гетерохромные изменения обменных процессов, деятельности биологических адаптационных механизмов захватывают, по существу, все функциональные системы человека. Наряду с перестройками в соматической сфере огромное значение имеют инволюционные изменения работы центральной нервной системы и тесно связанные с ними особенности отдельных психических функций и личности в целом [31].

Таким образом, проблема индивидуальности старения становится актуальной и вызывает научный интерес в связи с рассмотрением поздних этапов инволюции.

Целью данного исследования явилось апробация экспресс-методики оценки мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте при нормальном старении.

В качестве гипотезы данной работы рассматривается представление о том, что:

1. в позднем возрасте имеют место структурно-функциональные перестройки психической деятельности, проявляющейся в снижении нейродинамических параметров психической деятельности и дефиците симультанности в переработке информации (что проявляется в зрительно-пространственной деятельности),

2. Экспресс-методика позволяет ....

Данная дипломная работа представляет собой экспериментальное исследование, направленное на решение следующих задач:

1.Обзор современной клинической и психологической литературы по проблемам позднего онтогенеза и оценки мнестико-интеллектуальных функций в позднем возрасте.

2.Апробация Экспресс-методики на группе молодых испытуемых (контрольная группа).

3.Апробация Экспресс-методики на группе здоровых пожилых испытуемых (основная группа).

4.Сравнение качественных и количественных результатов в обеих группах по Экспресс-методике в целом, а также по отдельным субтестам методики.

Содержание работы

Введение------------------------------------------------------------------------------------

ГЛАВА 1. Психологические проблемы позднего онтогенеза и оценки мнестико-интеллектуальных функций в позднем возрасте-------------

1.1 Физиологические особенности позднего возраста

1.2. Особенности психических процессов в позднем онтогенезе

1.3. Нейропсихологические исследования позднего возраста

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование с использованием Экспресс-методики оценки мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте

2.1. Цели и задачи исследования

2.2 Характеристика испытуемых ---------------------------------------

2.3. Экспресс-методика оценки мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте -------------

2.4. Обработка результатов ---------------------------------------------

ГЛАВА 3. Результаты исследования -------------------

3.1. Результаты исследования контрольной группы (20 - 30лет)-------

3.2. Результаты исследования основной группы пожилого и старческого возраста (50-90 лет)-----------------------------------------------

ГЛАВА 4. Обсуждение результатов -----------------------------------------------

4.1. Обсуждение результатов исследования контрольной и основной группы.-----------------------------------------------------------------------------

4.2. Обсуждение результатов исследования основной группы по возрастным подгруппам.---------------------------------------------------------------

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------

ЛИТЕРАТУРА---------------------------------------------------------------------------

ПРИЛОЖЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------

Использованная литература

  1. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования.// Психологический журнал, №2, 1960.
  2. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни : время теплой осени или суровой зимы ? // Психологический Журнал.-1994-Т.15,№3.-С.99-105.
  3. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности// Психологический журнал.-1996.-Т.17,№6.-С.60-71.
  4. Воронков Г.Л., Шевчук И.Д., Шекунцов Б.В. Адаптация пожилого человека в микросоциальной среде как задача медико-психологического консультирования// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, вып.9, с. 1370-13
  5. Возрастнаяпсихология/М.В.Гамезо,В.С.Герасимова,Г.Г.Горелова,Л.М.О рлова.-М.:Ноосфера,1999.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.-М.:Педагогика,1984.-Т.-1.
  7. Глозман Ж.М., Левин О.С., Тапер Д. Функции контроля и программирования при корковых и подкорковых поражениях мозга.// 1 Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М., 1998, с.263-272.
  8. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.: центр лечебной педагогики, 1999.
  9. Грегор. О. Жить не старея. Физкультура и спорт. - М., 1992.
  10. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах. - М., 2004.
  11. Загянская Н.А., Зуева Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологический анализ вариантов нормального старения // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Тезисы докладов. - М., 1997.
  12. Зуева Ю.М. Варианты нейропсихологических синдромов при старении и особенности узнавания и воспроизведения. // Вестник Московского университета, сер. 14, Психология, 1999, №1.
  13. Казначеев, Чуприков Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976.
  14. Карсаевская Т.В.Этапы жизненного цикла человека/Психология зрелости и старения.-1997.-№3.-С.8-12.
  15. Клацки В. Память человека. Структура и процессы. - М., 1978.
  16. Клиническая психология под ред. Сидорова П.И., Парнякова А.В. - М., 2000.
  17. Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты. // Вестник Московского университета, сер. 14, Психология, 1996, №2.
  18. Корсакова Н.К. Нейрогеронтопсихология: развитие идей А.Р.Лурии// Тезисы 1 Международной конференции памяти А.Р. Лурии, М., МГУ, 1997,с.50
  19. Корсакова Н.К. Нейрогеронтопсихология: развитие идей школы А.Р. Лурия.// 1 Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М., 1998, с. 249-254.
  20. Корсакова Н.К. Психическое старение в норме и патологии (синдромный подход).// А.Р. Лурия и психология ХХI века. М., 2003, с.255-259.
  21. Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте.// Вестник Московского университета, сер. 14, Психология, 1995, №2.
  22. Корсакова Н.К., Дыбовская Н.Р., Рощина И.Ф., Гаврилова С.И. Учебно-методическое пособие по нейропсихологической диагностике деменций альцгеймеровского типа (болезнь Альцгеймера и сенильная деменция). М., НЦПЗ РАМЕ, 1992.
  23. Корсакова Н.К. Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Изд. центр Академия, 2003, 144 с.
  24. Корсакова Н.К., Постнов В.Г. Адаптационно-регуляторная концепция старения и когнитивные процессы в норме и при деменциях позднего возраста. // Материалы II Российской конференции. Болезнь Альцгеймера и старение: от нейробиологии к терапии. - М., 1999.
  25. Краснова О.В.Социальная психология старости/О.В.Краснова,А.Г.Лидерс.-М.:Академия,2002.
  26. Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М., 2002.
  27. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., 2000.
  28. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
  29. Материалы 1-й Международной конференции памяти А.Р.Лурии/ Психология зрелости и старения.-1997.-№4.-С.115-116.
  30. Маньковский Н.Б., Литовченко С.В. Состояние ВНД и некоторые экспериментальные исследования у лиц старших возрастов. // Журнал неврологии психиатрии, №9, 1985.
  31. Маньковский Н.Б., Минц А.Я. Старение и нервная система. - Киев, 1972.
  32. Машек Ю.А. Расстройство памяти при старении и церебральном атеросклерозе. Автореферат кандидатской диссертации, 1973.
  33. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. - М., 1999.
  34. Московичюте Л.И. Асимметрия полушарий мозга на уровне коры и подкорковых образований// 1 Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Хомской Е.Д. и Ахутиной Т.В., М.: Российское психологическое общество, 1998, с. 96-101.
  35. Международная классификация болезней, 10-й пересмотр (МКБ-10). Перевод под ред. Нуллера Ю.Л. и Циркина С.Ю. С.-П., 1994.
  36. Панина Н.В., Сачук Н.Н. Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1985, вып. 9, с. 1358-1361.
  37. Поляков Ю.Ф., Корсакова Н.К., Щербакова Н.П. и др. Нейропсихологический подход в комплексном изучении деменции позднего возраста. // Журнал невропатологии и психиатрии, 1985, №9.
  38. Прахт Н.Ю. К вопросу о международном взаимодействии в позднем возрасте. Тезисы докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. - М., 1998.
  39. Прахт Н.Ю. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие в когнитивных процессах в позднем возрасте (в норме и патологии). Автореферат канд. дисс. , М., МГУ, 2000 .
  40. Прахт Н.Ю. К вопросу о международном взаимодействии в позднем возрасте. Тезисы докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. - М., 1998.
  41. Психологический словарь. - М., 1996.
  42. Ретерд. Способность к обучению у взрослых.// Вопросы психологии. №7, 1986.
  43. Рощина И.Ф. Нейропсихологические исследования сенильной деменции. // Вопросы геронтопсихологии. - М., 1991.
  44. Рощина И.Ф. Нейропсихологические синдромы начальных стадий деменции позднего возраста// Тезисы 1 Международной конференции памяти А.Р. Лурии, М., МГУ, 1997, с.82
  45. Рощина И.Ф. Структура и динамика нейропсихологического синдрома при сенильной деменции. Автореферат канд. дисс. М., МГУ, 1993, 24 с.
  46. Рощина И.Ф.,Жариков Г.А. Нейропсихологический метод в диагностике мягкой деменции у лиц пожилого возраста // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1998, т. 98, вып. 2.
  47. Селко Д. Стареющий мозг. Хрестоматия по нейропсихологии. - М., 1999.
  48. Справочник по диагностике и лечению заболеваний у пожилых. Под.ред. Дворецкого Л.И., Лазебника Л.Б М., Новая Волна – Оникс, 2000, 543
  49. Старение мозга. Под ред. Фролькиса В.В. - М. , Наука, 1991.
  50. Фельдштейн Д.И.Психология взросления. - М.:Изд-воМПСИ:Флинта,1999.
  51. Фролькис В.В. Природа старения. - М., Наука, 1969.
  52. Фролькис В.В. Регулирование, приспособление и старение. Л., Наука, 1970, 432 с.
  53. Фролькис В.В.Систеиный подход, саморегуляция и механизмы старения/Геронтология и гериатрия.-Киев,1985.-С.12-23.
  54. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Хомской Е.Д.,М.,2003.
  55. Хрисанова Е.Н. Основы геронтологии (Антропологические аспекты): Учеб. для студ. высш.заведений. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1990, 160с.
  56. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М., 1987.
  57. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Российское педагогическое агентство, 1997, 281 с.
  58. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальный нарушений. М., 2003
  59. Шахматов Н.Ф. Основные возрастные синдромы периода обратного развития.//Материалы 5-го Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. - М., 1969, т.2.
  60. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 1977.
  61. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М., Медицина, 1996, 304.
  62. ШахматовН.Ф.Старение – время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей/Психология зрелости и старения.-1998.-№2.-с.14-20.
  63. Штерберг Э.Я. Геронтологическая психиатрия. - М., 1997.
  64. Шаповаленко И.В. Психология старости как предмет изучения. //Психология зрелости и старения.1997.
  65. Яхно Н.Н. Актуальные вопросы нейрогериатрии.// Достижения в нейрогериатрии, ч. 1. М., 1995, с. 9-27.
  66. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: учебн.пособие для студентов, М.: Гуманит.изд.цент ВЛАДОС, 1999.
  67. Welford A.T. Ageing and humans skill. London, 1958.
  68. .


Другие похожие работы