Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Психолого-педагогические проблемы профес-сионального самоопределения в ранней юности

Психолого-педагогические проблемы профес-сионального самоопределения в ранней юности

рос ноу

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Психолого-педагогические проблемы профес-сионального самоопределения в ранней юности"




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 73 шт.



Год:2008

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное самоопределение человека обычно связывают с определенным возрастным этапом, наличием готовности к выбору своего места в жизни, получением возможности проявить себя и быть признанным. Потребность в самоактуализации, стремление человека совершенствоваться, выражать и проявлять себя в значимом для се-бя деле, рассматривается в современном гуманистическом подходе как высшая потреб-ность человека. Человек чувствует себя тем более счастливым, чем в большей степени ему удается реализовать свой потенциал, достичь жизненного успеха. Профессиональное развитие является одной из важнейших составляющих самоактуализации.

В настоящее время социально – экономическая ситуация становится все динамич-нее. Кардинально изменился рынок труда . Появился новый вид бизнеса, ориентирован-ный поиск и отбор высококвалифицированных специалистов. Интенсивное развитие эко-номики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспо-собности работников. Эти изменения неизбежно привели к массе проблем в жизни чело-века.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное ме-сто. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами, склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судь-бу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным школьным предметам.

В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. У отдельных школьников и их родителей есть ответы на них. Для некоторых уже после окончания девяти классов актуальным стано-вится выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор?

Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников школ сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. Поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл. Проблема «Кем быть?» уступает по значимо-сти лишь вопросу «С кем быть?» - поиску любимого, любимой.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, про-блема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в пра-вильности своего выбора уже на первом году обучения, другие - в начале самостоятель-ной профессиональной деятельности, третьи – после нескольких лет работы по профес-сии. Чтобы достичь успеха в своем профессиональном развитии человек должен: ясно осознавать свои цели, четко представлять, какие ресурсы необходимы для их достиже-ния, а также иметь правильное представление о собственных возможностях, т.е. адекват-ную самооценку.

Некоторая часть молодежи после окончания профессиональной школы не может найти работу по полученной профессии и пополняет ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова станет для нее актуальным. Психическая напряженность, тре-вожность, беспокойство, неуверенность в будущем станут стимулировать поиск себя в мире труда.

В жизни каждого человека происходят нормативные события , изменяющие тра-екторию профессионального развития ( поступление в учебное заведение и его оконча-ние, трудоустройство и т.п.) Наряду с этими событиями возникают ненормативные ( пре-кращение учебы, потеря трудоспособности и др.). возникновение этих событий могут иметь случайный или социально обусловленный характер, а в отдельных случаях ини-циируется самим специалистом. Часто ненормативные события становятся профессио-нально нежелательными инцидентами, сопровождаются психической напряженностью и рассогласованием профессионального сознания.

Вхождение в рыночную экономику остро ставит проблему профессиональной пригодности, конкурентоспособности на рынке труда.

Большой вклад в решение проблем профпсихологии внесли отечественные уче-ные Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Ю.В.Котелова, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузмина, Н.Д. Левитов, Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова, Н.С. Пряжников, В.Д.Шадриков и др.

Реформа российского общества предъявляет новые требования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.

В системе образования заметно усилился процесс реорганизации – идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей, появились альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и ранее, больше внима-ния уделяется получению академических знаний и значительно меньше – овладению практи-ческими навыками работы в условиях изменяющейся экономики.

Выпускники общеобразовательных и профессиональных школ страдают от неопреде-ленности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультирова-нии и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии. В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50% выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой получили образование, около 60% выпускни-ков средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических учи-лищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями [35] . Пра-вильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой са-моутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Определение профессии включает в себя очень многое, но прежде всего:

- кем быть,

- к какой социальной группе принадлежать

- какой стиль жизни выбрать

- какие цели определить для себя в будущем.

Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адек-ватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:

- необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);

- узнать и принять требования избираемой профессии;

- осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенно-стей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несо-ответствий.

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сфе-ры человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровожда-ют человека в течение столетий. Поэтому так важно правильно описать профессию, выде-лить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выби-рающему род деятельности., подходит она для него или нет.

Цель нашего исследования: Изучение особенностей профессионального самоопреде-ления в ранней юности.

Задачи : 1. В теоретическом плане рассмотреть современные проблемы концепций и моделей профориентации

2. Изучить влияние возрастного фактора на готовность к профессиональному выбору

3. Провести диагностическое исследование особенностей профессиональ-ного самоопределения в ранней юности.

Предмет исследования – параметры профессионального самоопределения.

Объект исследования – 98 учеников 9 и 11 классов школ №№14,15 г.Балаково., из которых 52 человека – учащиеся 9 классов, 30 девушек, 22 юноши . 46 человек - 11 класс, 29—девушки, 17-юноши

Гипотеза: Уровень самоопределения выпускников 11 классов отличен от выпуск-ников 9 классов: повышается информированность о выбранной профессии, отношение к вы-бору становится более серьезным и осознанным,

Методы, применяемые для проведения исследования:

1.Методика исследования уровня субъективного контроля

2. Диагностическая методика «Профессиональная готовность»

3. Анкета – опрос для учащихся выпускных классов школ.

4. Выбор ценностей жизни и карьеры по Сьюперу.

Практическая значимость. Проводимое исследование позволяет выявить и опреде-лить степень готовности учеников выпускных классов к выбору профессии, при необходи-мости провести дополнительную информационную, консультационную работу, помочь вы-пускнику сделать правильный выбор. Поскольку уровень профессионального самоопреде-ления – понятие многоплановое, работа по формированию необходимых качеств должна быть проведена комплексно. Следствия правильного выбора человеком профессии трудно переоценить. Это уверенность человека в себе, а, зная собственную ценность в качестве спе-циалиста, значительно легче найти работу, значит, происходит снижение напряженности на рынке труда. Наличие работы и уверенности в собственных силах обеспечивает необходи-мый минимум потребностей человека согласно иерархии потребностей по Маслоу. Таким образом, снижается уровень психологической напряженности каждого человека в отдельно-сти, а значит, и общества в целом. Появляется необходимость в удовлетворения боле высо-кого уровня потребностей, - духовному росту и развитию.

Содержание работы

Введение

3

ГЛАВА 1. Современное состояние проблем профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.

1.1. История развития профориентации.

1.2. Понятие профессионального самоопределения в психологии

1.3. Динамика профессионального самоопределения человека

в онтогенезе.

1.4. Ранняя юность в аспектах профессионального самоопреде-ления. 7

7

15

31

37

ГЛАВА 2 Исследование особенностей

профессионального самоопределения в ранней юности.

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Результаты сравнительного исследования.

56

58

Выводы 64

Заключение 66

Литература 68

Приложения 70

Использованная литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология М., 2000г.
  2. Бодров., Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие
  3. для ВУЗов., М., 2001г.
  4. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности. // Вопросы психологии., №2 2002г.
  5. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для ВУЗов. С-Пб., 2000г.
  6. Душков Б.А. и др. Основы инженерной психологии М., 2002г.
  7. Ермолаева М.В., Психология развития., Москва – Воронеж, 2003г.
  8. Ермолаева О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2003
  9. Залученова Е.А., Снесарева Е.В., Целиковская Т.А. "Профориентационное занятие со старшеклассниками" Методическое пособие. М.,2001г.
  10. Зеер Э.Ф. Психология профессий М., Екатеринбург., 2004г.
  11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М.., Садовникова Н.О., Профессиология., М. , 2004г.
  12. Кле М. Психология подростка. М., 1991г.
  13. Климов Е.А. Введение в психологию труда М., 1998г.
  14. Климов Е.А. Психология профессионала ., Москва-Воронеж, 1996г.
  15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Пособие для студентов Ростов-на Дону , 1996г.
  16. Кон И.С. Психология ранней юности М., 1982 г.
  17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология М.,1997г.
  18. Математические методы в психологии и педагогике . М., Владикавказ,1997г.
  19. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. "Я выбираю профессию" , Москва, 2002г.
  20. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни" -
  21. Методические рекомендации. Федеральная целевая программа "социальная поддержка инвалидов на 2000-2005гг.
  22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития; детство, отрочество. М., 2000г
  23. МухинаВ.С. Психология детства и отрочества. М., 1998
  24. Немов Р.С. Психология Т.3. М.,2002г.
  25. Немов Р.С. Психология. Т.2. М., 2002г.
  26. Практическое использование классификатора профессий Е.А. Климова в деятельности профконсультанта службы занятости" Методическое пособие.
  27. Министерство труда и социального развития Саратовской области. Комитет по занятости населения . Саратов.1998г.
  28. Профориентационное занятие со старшеклассниками". Москва,2001г
  29. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального самообразования. Методическое пособие М.,1997г.
  30. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения., М., Воронеж., 1997г.
  31. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения., Москва –Воронеж, 2002г.
  32. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение, Москва-Воронеж,1996г.
  33. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.
  34. Учебное пособие. М.,2001г.
  35. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. М., Воронеж, 1997г.
  36. ПряжниковН.С. Психологический смысл труда., М.,1997г.
  37. Психологическая диагностика учащейся молодежи в профориентационной работе" Методическое пособие Под ред. академика АСН В.Б.Устьянцева. Саратов. 1995г
  38. Психологический словарь. М., 1999г.
  39. Романова Е.С. "99 популярных профессий" С-Пб.,2003г.
  40. Рубиншетейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2001г.
  41. Руководство для инструкторов по профориентации и профподготовке". пер. с английского Ю.В. Клыкова. – М., 1993г.
  42. Социологический прогноз поступления в учебные заведения учащихся 9-х и 11-х классов школ города и района в 2004г. ГУ Балаковский городской центр занятости населения.
  43. ФрессП. Пиаже ж. Экспериментальная психология М., 1978г.
  44. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001
  45. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников М., 1983.


Другие похожие работы