Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Профессиональное самоопределение старшеклассников

Профессиональное самоопределение старшеклассников

МПСИ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Профессиональное самоопределение старшеклассников"




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 75 шт.



Год:2012

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение.

Актуальность данной темы определяется проблемой подготовки молодежи к профессиональной деятельности. Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильностью ситуации в стране, необходимостью освоения нового социально-экономического опыта.

Подготовка молодежи к профессиональной деятельности, самореализация личности – одна из основных проблем в психологии. Это проблема, прежде всего, социально-культурного, социально-политического и социально-экономического характера, определяющая в будущем путь страны, ее место в современной цивилизации и культуре, которое во многом зависит от успешного развития новых производительных сил и производительных отношении. Происходит процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые представляют изменения в современных условиях.

Проблемой профессионального самоопределения сложна и многообразна, ею занимались многие специалисты такие как: Кон И.С. [35], Голомшток А.Е. [15], Гуревич К.М. [19], Столин В.В. [54], Дубровина И.В. [20], Асмолов А.Г. [5], Гальперин П.Я. [13], Климов Е.А. [28], Головаха Е.М. [14],Захарова Н.Н. [23], Михайлов И.В. [38] и др., опыт которых был обобщен Н.С. Пряжниковым [42]

По мнению Н. С. Пряжникова[42], психологиче¬скими факторами, составляющими основу профессиональ¬ного самоопределения, являются: осознание ценности общественно полезного труда, общая ориентировка в со¬циально-экономической ситуации в стране, осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, общая ориентировка в мире профессионального труда, выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми), знание о выби¬раемых целях, знания о внутренних препятствиях, ослож¬няющих достижение избранной цели (развитая рефлек¬сия, самопознание как важная основа самоопределения) и др. [21].

Научная новизна нашего эмпирического исследования заключается в том, что, несмотря на широкую изученность данной проблемы, мы выделяем следующие: метод активного социально-психологического обучения (тренинг) формирует, развивает и оптимизирует самоопределение юношей, что в свою очередь, еще недостаточно изучено в психологической науке.

В настоящее время существует значительный разрыв между потребностями общества в рабочей силе и социально профессиональной ориентированности молодежи: нередко молодые люди выбирают профессию необдуманно, случайно полагаясь на мнение родителей и статус профессии в обществе. При этом велика опасность, что выбранная профессия окажется совсем не подходящей для конкретного человека, что приводит к разочарованию не только в профессии, но и в самом себе, способствует возникновению различных комплексов, плохой адаптации к меняющимся условиям, общему дискомфорту, склонности к перемене мест работы и мест жительства. Именно поэтому процесс профессионального самоопределения немыслим без подготовки старшеклассника к сознательному выбору будущей профессии.

Цель данной работы заключается в оптимизации готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Объект исследования: Самоопределение в юношеском возрасте.

Предмет исследования: Формирование и развитие профессионального самоопределения старшеклассников средствами социально-психологического тренинга.

Гипотеза. Введение тренинга «профессионального самоопределения» в программу профориентационной работы школы способствует активизации развития профессиональных намерений, а так же содействует более сознательному выбору профессии.

Задачи работы.

1. Теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения.

2. Исследование особенности профессиональной готовности старшеклассников к выбору профессии.

3. Разработать, апробировать и реализовать программу тренинговых занятий по профессиональному и личностному самоопределению старшеклассников.

4. Изучить эффективность тренинговых процедур по формированию профессионального самоопределения старшеклассников.

Методы исследования:

теоретический анализ психологической литературы;

метод активного социально-психологического обучения ( тренинг);

метод тестирования;

метод математической статистики по t критерий Стьюдента.

В процессе исследования использовали следующие методики:

опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда.[40]

опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой.[46]

опросник личностной профессиональной перспективы Н.С. Пряжникова. [42]

Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 11-х классов Муниципального Образовательного Учреждения Средней Школы №1 города Собинки. Возрастной состав испытуемых 16-17 лет. Учащиеся 11А класса в составе 10 юношей и 10 девушек вошли в экспериментальную группу. Контрольная группа подобрана по тому же признаку, в нее вошли ученики 11Б класса в том же количественном составе. Всего было охвачено 40 человек.

Практическая значимость работы. Результаты полученного исследования могут использоваться в виде коррекционной работы по улучшению профессиональных намерений и более сознательному выбору профессии у старшеклассников общеобразовательных учреждений. Программа тренинговых занятий может использоваться в службе занятости г. Собинки в процессе профориентационной работы с молодежью.

Содержание работы

Введение...……………………………………………………………………...2

I. Профессиональное самоопределение старшеклассников………………..6

1.1. Сущность профессионального самоопределения……………………....6

1.2. Возрастные особенности старшеклассников и их связь с

формированием профессионального самоопределения

старшеклассников………………………………………………………13

1.3. Ошибки и затруднения при выборе профессии……………………….19

1.4.Условия успешного профессионального самоопределения старшеклассников направления и средства его изучения…..….……22

1.5. Психологический тренинг как метод развития готовности

к профессиональному самоопределению…………..……….…………..33

II. Эмпирическое изучение содействия социально-психологического тренинга на улучшение профессионального самоопределения старшеклассников……………………………………………………….38

2.1. Организация и методы исследования…………………………………..39

2.2. Ход и процедура эмпирического исследования; интерпретация результатов………………………………………………………………41

2.3 Разработка программы тренинга по профессиональному самоопределению старшеклассников ее проведение…..…………….46

2.4. Оценка эффективности социально-психологического тренинга по развитию профессионального самоопределения старшеклассников..59

Заключение…………………………………………………………………..67

Литература…………………………………………………………………...70

Приложение.

Использованная литература

  1. Акимов М.К. формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервной системы // Психофизиологические вопросы становления профессионала. – М., 1974. – Вып. 1.
  2. Акимов М.К., Борисова Е.М., Козлова В.К., Логинова В.П. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. – М., 1984.
  3. Артёмова Л.К. Профильное обучение : опыт, проблемы, пути решения // Школьные технологии. – 2003. - №4
  4. Асеев В.Г. Мотивационные механизмы нравственного поведения личности и нравственное развитие личности. – М., 1988г.
  5. Асмолов А.Г. Психология личности : Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
  6. Богоявленская Д.Б. Психологический анализ педагогического обобщения в системе работы С.Н. Лысенковой // Вопросы психологии. – 1987.- №3.
  7. Возрастная и педагогическая психология. //Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1973г.
  8. Возрастная психология // М.В. Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999г.
  9. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии // Школа и производство. – 1989. - №4.
  10. Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. М. 1996.
  11. Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентаций школьников // Школа и производство. – 1990. - №6.
  12. Вопросы психологии способностей /Под ред. В.А. Крутецкого. – М., 1973.
  13. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования// Актуальные проблемы возрастной психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, С.Н. Карповой. – М.: Изд-во МГУ, 1978.
  14. Головаха Е.М. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. – К. Наукова думка, 1988.
  15. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников. – М.: Педагогика, 1979.
  16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПБ, 1998.
  17. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М., 1970.
  18. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. – М., 1985.
  19. Гуревич К.М. Индивидуально–психологические особенности школьников. – М., 1988.
  20. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М., 1975.
  21. М.В. Ермолаева. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.- 2-е изд. М.: МПСИ: Воронеж: 2003г.
  22. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: 2004г.
  23. Захарова Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988.
  24. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1991.
  25. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. - М.: МПСИ, Воронеж: 2003г.
  26. Йовойша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983.
  27. Как построить своё «Я». / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1991.
  28. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
  29. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий – Обнинск: Издательство «Питер», 1993г.
  30. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга.//Научно-производственный центр «психодиагностика». Ярославль 1992г.
  31. Клягин В.С. Значение типа нервной системы для диагностики надежной системы управления // Психологическая диагностика её проблемы и методы. – М., 1975.
  32. Когон Л.Н. Человек и его судьба. – М.: Мысль, 1988.
  33. Кондакова И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. – 1997. - № 2.
  34. Концепция профессионального самоопределения молодёжи.: Проект / В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др. – П.: Педагогика. – 1993. - № 5.
  35. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
  36. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников.–М.: Просвещение, 1993.
  37. Маклаков. А.Г. Общая психология. Учебник. –П.: -2003г.
  38. Михайлов И.В. Опыт активизации профессионального самоопределения старшеклассников. – Автореф. дисс… канд. Психол. Наук. – М., 1975.
  39. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.
  40. Опросник Профессиональных предпочтений. Под ред.
  41. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство, 1993.
  42. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М., МПСИ 2003г.
  43. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. / 4 кн./.
  44. Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии, 1987.
  45. Практическая психология образования.//Под редакцией И.В. Дубровиной. – М., 1997.
  46. Профориентационные методики. Сборник учебной методической литературы: Владимир ДФГСЗМ по Владимирской области. 2003г.
  47. Психология для старшеклассников.//Пономаренко Л.П. Психология общения. – М.: 2003.
  48. Петровская Л.А. Теоретическиеи методологические проблемы социально-психологического тренинга, М.: Изд. МГУ, 1989.
  49. Психологическая служба школы. / Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1997.
  50. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под. Ред. Л.М. Митиной.- М.:МПСИ Издательство «Флинта». 1998г.
  51. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1991.
  52. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
  53. Словарь-справочник по психологической диагностике. / сост. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Киев: Наукова думка, 1989.
  54. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, /1983.
  55. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Науч. ред. В.А.Поляков, С.Н. Чистякова, М.С.Савина.- М.: 1995г.
  56. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ: «Флинта», 1999г.
  57. Фромм Э. Человек для себя. – Мн.: «Коллегиум», 1992.
  58. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования / Школа и производство, 1989.
  59. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодёжи/ Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной. – М.: Ин-т профессионального самоопределения молодёжи, РАО, 1993.
  60. Щедровский Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Педагогика и логика. – М.: «Касталь», 1992.
  61. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
  62. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978.
  63. Юность Психология: Словарь Под. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990г.- С.473-474.


Другие похожие работы