Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> развитие памяти учащихся в процессе учебной деятельности

развитие памяти учащихся в процессе учебной деятельности

СГА

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"развитие памяти учащихся в процессе учебной деятельности"




Автор работы: Оксана
Страниц: 65 шт.



Год:2008

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

В реализации концепции личностно-ориентированного подхода к воспитанию особое внимание необходимо уделять формированию эффективных механизмов рациональной, социально приемлемой адаптации личности ребенка к условиям среды.

Необходимо обращать особое внимание на изучение сформированности у младших школьников различных психических функций, способствующих успешному усвоению знаний. Особое место среди высших психических функций занимает память. В последние годы внимание специалистов и педагогов привлечено к росту числа неуспевающих в школе детей, чьи школьные проблемы связаны с недостаточной сформированностью психических процессов (в частности процессов памяти и запоминания).

Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание.

Развитие памяти ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью памяти в психическом развитии и обучении. С помощью памяти и механизмов запоминания ребенок овладевает наиболее совершенными способами познания, усваивает новые знания, у него развиваются другие высшие психические функции.

Систематическая работа над развитием памяти дает свои положительные результаты. Дети лучше решают задачи, т.к. помнят, о чем в ней говорится, быстрее заучивают стихи, активнее работают на уроках чтения, не боятся высказывать свои мысли, делают предположения. Не случайно говорят: «Память человека в его собственных руках». Развивать память можно и нужно, и в этом ребенку должен помочь взрослый.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, писал С.Л.Рубинштейн, мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».1

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Актуальность данного исследования заключается в том, что память занимает ведущее место в развитии детей и играет важную роль в успешности обучения в младших классах.

Изучением развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте посвящено огромное количество как отечественных, так и зарубежных автором. Среди которых можно выделить таких авторов как: Р. Аткинсон, Л. С. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, С. Л. Рубинштейн, Е. И. Рогов, Р. С. Немов, Л. Д. Столяренко, О. О. Петрова и др.

Содержание работы

Содержание

Введение 4

1 Теоретические основы развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности 7

1.1 Понятие, сущность и виды памяти 7

1.2 Основные процессы и механизмы памяти 12

1.3 Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте 21

1.4 Оптимальные условия для развития памяти учащихся. Произвольное запоминание и мнемоническая деятельность в младшем школьном возрасте 24

2 Практическое исследование типа памяти учащихся в процессе учебной деятельности 28

2.1 Обзор диагностических методик, используемых в исследовании развития памяти 28

2.2 Результаты первичной диагностики памяти младших школьников

33

2.3 Результаты вторичной диагностики памяти младших школьников

41

Заключение 51

Глоссарий 53

Список использованных источников 55

Приложение А Материал к методике оценки оперативной зрительной памяти (часть I) 59

Приложение Б Материал к методике оценки оперативной зрительной памяти (часть II) 60

Приложение В Таблица для исследования кратковременной зрительной памяти 61

Приложение Г Таблица для исследования образной памяти 62

Приложение Д Программа занятий, направленных на развитие памяти учащихся младшего школьного возраста 63

Использованная литература

  1. 1 Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 702 с. - ISBN 5-8291-0350-8
  2. 2 Аллахвердов, В. М. Психология [Текст]: учебник для вузов / В. М. Аллахвердов. - М.: Проспект, 2007. - 743 с. - ISBN 5-48201281-6
  3. 3 Ансимова, Н. П. Лабораторный практикум по психологии человека. Ч.1. Диагностика познавательных способностей [Текст] / Н.П. Анисимова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2006. 26 с.
  4. 4 Артюхова, И С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / И. С. Артюхова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 30 с. - ISBN 978-5-9667-0457-5
  5. 5 Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. СПб.: Едиториал УРСС, 2007. 208 с. - ISBN 978-5-382-00308-5
  6. 6 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2008. 398 с. - ISBN: 978-5-91180-846-4
  7. 7 Бочарова, С. П. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы [Текст] / С. П. Бочарова. М.: Гуманитарный центр, 2007. 384 с. ISBN 966-8324-36-6
  8. 8 Взаимодействие внимания и кратковременного запоминания: мнемический эффект Струпа. [Текст] / В.Я. Романов. // Психологический журнал. - 2003. N 4. -С. 47 - 53. - ISSN 0205-9592.
  9. 9 Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст]: в 2 ч. : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества. - М.: ВЛАДОС, 2005 - 344 с. - ISBN 5-691-01438-2
  10. 10 Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект, 2005. - с. 204. - ISBN 5-8291-0561-6
  11. 11 Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст]: практикум / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект, 2004. - 144 с. - ISBN 5-8291-0372-5
  12. 12 Волкова, Т. Н. 1000. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет. [Текст]: практикум / Т. Н. Волкова. - М.: БАО, 2005. 240 с. - ISBN 966-338-071-3
  13. 13 Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / О. Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.- ISBN 5-305-00110-2
  14. 14 Диагностика развития младших школьников: психологические тесты [Текст]/ - Рн/Д: Феникс, 2008. 125 с. - ISBN 978-5-222-14781-8
  15. 15 Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 362 с. - ISBN 5-91180-111-6
  16. 16 Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнетивной психологии [Текст] / Т. П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2002. 320 с. ISBN 5-318-00495-4
  17. 17 Игры на развитие психических процессов [Текст] / И.В. Винникова. - // Начальная школа. - 2002. - N3. -С.25-26 ISSN 0027-7371
  18. 18 Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 666 с. - ISBN 5-93878-232-5
  19. 19 Миллер, М. Суперпамять в 10 простых уроках [Текст] / Миллер М. Рн/Д.: Феникс, 2006. 288 с. - ISBN 5-222-09722-6
  20. 20 Мнемический эффект струпа и эффект мнемического улучшения: зависимость от скорости предъявления стимуляции [Текст] / Р. С. Шилко. // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - С. 69-78. - ISSN 0205-9592.
  21. 21 Морозов, А. В. Основы психологии [Текст]: учебник / А. В. Морозов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 351 с. - ISBN 5-8291-0188-2
  22. 22 Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с. - ISBN 5-7695-0408-0
  23. 23 Найссер, У. Когнитивная психология памяти [Текст]: учебник для вузов / У. Найссер. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 640 с. - ISBN 5-93878-168-X
  24. 24 Немов, Р. С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст]: учебник для вузов / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2001. 345 с. ISBN 5-691-0012-4
  25. 25 Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти [Текст] / Е.В.Заика // Вопросы психологии -1995. № 1 -С. 41. - ISSN 0042-8841
  26. 26 Першина, Л. А. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. А. Першина. - М.: Академический проект, 2005. - 256 с. - ISBN 5-8291-0573-X
  27. 27 Петрова, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. Тесты. Игры. Упражнения [Текст] / Л.И. Петрова. Рн/Д.: Феникс, 2008. 336 с. ISBN 978-5-222-11310-3
  28. 28 Петрова, О.О. Возрастная психология [Текст] / О. О. Петрова. Рн/Д.: Феникс, 2005. 224 с. ISBN 07160-X
  29. 29 Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Пиаже Ж. СПб.: Питер, 2003. 192 с. - ISBN 5-94723-096-8
  30. 30 Психология памяти [Текст] / Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М.: ЧеРо, 2002. 816 с. ISBN 5-88711-176-3
  31. 31 Развиваем память и повышаем грамотность [Текст] / Л. Д. Егорова // Начальная школа. - 2007. - N 1. - С. 90 - 92 - ISSN 0027-7371
  32. 32 Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: учебник / А. А. Реан. - СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с. - ISBN 5-93878-245-7
  33. 33 Римская, Р. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. [Текст] / Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-ПРЕСС-книга, 2007. 408 с. - ISBN 978-5-462-00741-5
  34. 34 Рогов, Е. И. Общая психология [Текст] / Е.И. Рогов. М.: Владос, 2006. 447 с. ISBN 5-691-00143-4
  35. 35 Рогов, Е. И. Я и самопознание. Развиваю память, мышление, воображение [Текст] / Е. И. Рогов. Рн/Д: МарТ, 2006. 224 с. - ISBN: 5-241-00744-Х
  36. 36 Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии [Текст] / Л. С. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2008. 720 с. - ISBN 978-5-314-00016-8
  37. 37 Смирнов А. А. и его школа исследования памяти: продолжение поиска [Текст] / С. А. Изюмова. // Психологический журнал. - 2008. - N 1. - С. 100 - 107. - ISSN 0205-9592.
  38. 38 Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум [Текст] / Л. Д. Столяренко. Рн/Д.: Феникс, 2006 704 с. ISBN 5-222-10011-1
  39. 39 Столяренко, Л. Д. Психология [Текст]: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. Рн/Д.: Феникс, 2006. 448 с. ISBN 5-222-09861-3
  40. 40 Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии [Текст]: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 603с. ISBN 5-7695-0575-3
  41. 41 Узнадзе, Д. Н. Общая психология. [Текст] / Д.Н. Узнадзе. М.: Смысл, 2004. 417 с. - ISBN 5-469-00020-6
  42. 42 Ускова, Г. А. Психолого-пеагогическая диагностика младших школьников. [Текст]. М.: Академический проект, 2004. с. 344 с. - ISBN 5-8291-0459-8
  43. 43 Хилько, М. Е. Возрастная психология [Текст] : конспект лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - М. : Высшее образование, 2006. - 195 с. - ISBN 5-9692-0083-2
  44. 44 Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2004. - 350 с. - ISBN 5-8297-0176-6
  45. 45 Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. Рн/Д: Феникс, 2006. - 315 с. - ISBN 5-222-10194-0
  46. 46 Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2004. 384 с. - ISBN 5-7695-1645-3


Другие похожие работы