Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Родительские директивы и их влияние на развитие личности ребенка

Родительские директивы и их влияние на развитие личности ребенка

Москва

Реферат по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Родительские директивы и их влияние на развитие личности ребенка"




Автор работы: Юлия
Страниц: 22 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

2.1. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика

Существование ребенка в пространстве проблемной, дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероят¬ности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность - это личность, которая способна к самореализации. Критерии самоактуализации выделены известными психологами экзистенциально-гуманистического направления:

А. Маслоу. Э. Фромом, К. Роджерсом. Данные критерии позволяют выделить базовые характеристики зрелой личности.

Способность к полному переживанию эмоций. Самоактуализирующаяся личность живет своими подлиными чувствами и заявляет об этих чувствах без подростковой застен¬чивости.

Способность делать ответственный выбор между дви¬жением вперед и отступлением. У такого человека отсут¬ствует страх проигрыша, он не боится пережить негативный опыт.

Способность прислушиваться к голосу своей интуиции (под интуицией понимается память о прошлом опыте) .

Развитая ответственность перед своей совестью.

Выбор вариантов в процессе принятия решения осуще¬ствляется на основании собственных принципов и убеждений.

Базисные черты невротической личности выделены из¬вестным психоаналитиком К. Хорни.

Сензитивность. Сензитивность проявляется в повышен¬ной восприимчивости к сигналам внешнего мира.

Тревожность. Невротик склонен воспринимать мир как угрожающий. У него много страхов (страх оценки, толпы, пуб¬личного выступления и т. п.).

Гиперсоциальность. Невротик постоянно сводит счеты с социумом, стремится повысить свою значимость. Для невро¬тика характерны чрезмерное чувство ответственности и чув¬ство долга, отсутствие гибкости в социальных отношениях. Например, у гиперсоциальных женщин бывают самые трудные дети, так как все свое время они уделяют собствен¬ной карьере и общественной жизни. Невротик выстраивает отношения с миром так же, как он выстраивает отношения с собственным отцом.

К. Хорни выделила и описала основные характерные не¬вротические потребности следующим образом.

Потребность в любви и одобрении. Отличительной осо¬бенностью этой потребности у невротика является своеобраз¬ная всеядность В отношении объекта любви. Для невроти¬ка характерно желание быть любимым всеми и каждым.

Потребность в поддержке. Характерно стремление иметь сильного и опекающего партнера, который может из¬бавить от страха быть покинутым и страха одиночества. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят, и всегда стремится заслужить любовь. Именно эта его осо¬бенность обусловливает повышенную зависимость от объекта любви и превентивное бегство в независимость.

Потребность властвования, доминирования, лидерства может распространяться на все сферы жизни, независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Поэтому желание невротика властво¬вать сопровождается отказом от принятия на себя ответствен¬ности за бремя власти.

Потребность в публичном восхищении, признании. Зна¬ки признания и социального восхищения становятся для не¬вротика мерилами самоценности личности.

К. Хорни подчеркивает, что невротические потребности ненасыщаемы, т. е. они не имеют пределов удовлетворения. Сколько бы такой человек ни получал любви и поддержки ¬ему этого будет недостаточно. Давая обобщенную характери¬стику невротической личности, автор отмечает, что у невро¬тиков имеется заметное противоречие между их желаниями получать любовь от других и их собственными способностя¬ми питать это чувство. Правда, невротик может быть и сверх¬заботливым, но в этом случае он будет действовать под влия¬нием навязчивых побуждений, вместо того чтобы излучать теплоту.

Ребенок рождается с огромными способностями к адапта¬ции. Если воспитание идет без учета природных составля¬ющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. С. Чесс и А. То¬мас в 50-е годы провели знаменитое ньюйоркское лонги¬тюдное исследование. Они наблюдали за 133 детьми во вре¬мя еды, игры, одевания; опрашивали родителей, учителей. В результате С. Чесс и А. Томас выявили определенные раз¬личия в реакциях детей на окружающий мир, назвав эти различия темпераментом.

В своем исследовании Знайте своего ребенка (авторитет¬ное руководство для современных родителей) они обобщили полученные результаты, подчеркивая, что в целях эффектив¬ного воспитания ребенка в семье необходимо учитывать его энергетический уровень и скорость приспособления к новым ситуациям .

Они выделили следующие, генотипически обусловленные характеристики темперамента.

1. Степень моторной активности. Ребенок может ро¬диться активным, тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться. В том случае, если ребенок родился пас¬сивным, то навязанное ему требование повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизиру¬ющий фактор.

2. Ритмичность. (Темп выделений.) Эта характеристика определяет темп чередования потребностей ребенка (ассими¬лятивных и диссимилятивных). Существуют дети-ритмики, у кторых ритм жизнедеятельности четко задан, и дети-диз¬ритмики, не имеющие явно выраженного ритма потребност¬ных состояний.

3. Приближение - удаление. Эта характеристика опреде¬ляет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.

4. Интенсивность. Под интенсивностью понимается коли¬чество энергии, которое используется ребенком для выраже¬ния эмоций.

5. Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно на¬ступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде.

Содержание работы

Содержание

Введение 3

1. Характер нарушений семейных отношений 4

1.1. Типы семейного воспитания 4

1.2. Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания 8

2. Влияние семейных отношений на психическое развитие ребенка 14

2.1. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика 14

2.2. Влияние родительских установок на развитие детей 18

Заключение 22

Список использованной литературы: 23

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время многие исследователи соглашаются с тем, что семья может быть как источником благополучия, так и источником травматизации ребенка. Родители являются проводниками требований общества к ребенку, трансляторами средств взаимодействия с другими людьми, облегчая или затрудняя тем самым наработку им собственного жизненного опыта.

Это выражается в т.н. родительских директивах - интериоризированных ребенком ожиданиях родителей по отношению к нему, призванных упорядочить его активность и выполняющих поначалу позитивную функцию, помогая ребенку адаптироваться в мире взрослых. Впоследствии интериоризированные родительские директивы (РД) теряют свое адаптивное значение и становятся причиной многих проблем взрослого человека.

В психологии можно выделить основное направление исследований взаимодействия родителей и детей: выявление типов родительского отношения и изучение их влияния на психическое развитие ребенка (Болдуин А., 2000; Боумринд Д., 1991; Варга А.Я., 1988; Столин В.В., 1988; Эйдемиллер Э.Г., 1999 и др.). Нерешенные душевные проблемы родителей передаются детям, причем в усугубленном виде. Происходит эта передача путем внушения от родителя к ребенку в раннем детстве в форме директив скрытых приказаний, неявно сформулированных словами или действиями. При этом РД как причина жизненных проблем обычно не осознаются и поэтому освободиться от них без посторонней помощи человек не может, бездумно продолжая осуществлять навязанный когда-то сценарий. Тем не менее было бы ошибкой игнорировать активность формирующейся личности ребенка и его реакцию на отношение к нему родителей.

1. Характер нарушений семйных отношений

1.1. Типы семейного воспитания

Вопросы влияния на взаимодействия взрослого с ребен¬ком, на формирование личности последнего широко обсужда¬ются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских от¬ношений в семье является одним из основных факторов, фор¬мирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений мать-дитя является основным патогенетическим факто¬ром, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть ти¬пов семейного воспитания детей с акцентуированными чер¬тами характера и с психопатиями .

Гипопротекция (гиnооnека) характеризуется отсутстви¬ем необходимой заботы о ребенке ( руки не доходят до ребен¬ка ). При таком типе отношений ребенок практически предо¬ставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гunерпротекция предполагает окруже¬ние ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью бло¬кирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротек¬ция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (На¬пример, мать будет провожать подростка до школы, несмот¬ря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гипер¬протекции является потворствующая гunерnротекция, ко¬торая проявляется в желании родителей удовлетворять все по¬требности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ре¬бенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фра¬зы, типа: Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне) и скрыто¬е виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоциональной враждеб¬ности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от реенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое буду¬щее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, по¬ручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фак¬тор, усиливающий потенциальные характерологические рас¬стройства ребенка. Под акцентуацией характера традици¬онно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние вариан¬ты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повы¬шенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздей¬ствиям.

Специалистами в области семейной психологии за послед¬нее десятилетие выделены различные варианты типов отноше¬ний ребенок-взрослый. Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально ¬отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется ис¬следователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Дан¬ный тип назван автором воспитанием с отношением к ребен¬ку как к маленькому неудачнику.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-ро¬дительских отношений были выделены на основании анали¬за взаимодействия матери и ребенка при совместном реше¬нии задач:

сотрудничество;

псевдосотрудничество;

изоляция;

соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право на авто¬номию. Помощь оказывается в сложных ситуациях, требу¬ющих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вмес¬те с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминиро¬вание ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет по¬спешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объе¬динение усилий, инициативы друг друга отклоняются и иг¬норируются, участники взаимодействия не слышат и не чув¬ствуют друг друга .

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициа¬тивы партнера.

Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как пред¬ложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игно¬рирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует го¬товность к взаимопринятию, дает ощущение психологичес¬кой безопасности.

По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.

Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламен¬тации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невро¬тический конфликт. У самих родителей наблюдается неврас¬тения. Диктуется: Стань таким, каким я не стал. Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социу¬ме. Такие родители не любят в ребенке ребенка, он раздра¬жает их своей детскостью.

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, соци¬ального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, мо¬гут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между жела¬емым и должным. Родители приписывают ребенку, что он дол¬жен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление при¬родных основ темперамента. При таком типе воспитания дети ¬холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики - тревожными, а дети-меланхолики становятся чувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в сем¬ьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребен¬ку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется мноо претензий к семье и к миру в целом. Та¬кое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности .

Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.

Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.

Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.

В качестве дисциплинарных мер используются угроза разлюбить ребенка и угроза уйти из семьи.

Ребенку внушается мысль, что именно он будет причи¬ной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или плохого родителя.

Использованная литература

  1. Гоулдинг Р., Гоулдинг М. Психотерапия нового решения. М., 1999.
  2. Захаров А.И. «Неврозы у детей». СПб, 1996.
  3. Калинина Е.А. Родительские директивы как форма проявления родительского отношения и как источник психологических проблем ребенка. Дисс. уч. степени канд. психол. наук. Тамбов, 2004.
  4. Ковалёв С.В. «Психология современной семьи». М, 1998.
  5. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. М., АПО, 1995.
  6. Черкасова Р.С., Нелюбова О.С. Взаимосвязь самоотношения и родительских предписаний у родителей и детей в период кризиса 17 лет // Фундаментальные прикладные исследования в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции. Тамбов, 2004.


Другие похожие работы