Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Виды и причины конфликтов в межличностном взаимодействии

Виды и причины конфликтов в межличностном взаимодействии

МГУПИ

Реферат по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Виды и причины конфликтов в межличностном взаимодействии"




Автор работы: Юлия
Страниц: 17 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

4.3. Деятельностный подход

Деятельностный подход к исследованию межличностных конфлик¬тов позволяет проанализировать уровень эффективности совместной деятельности индивидов.

Приложение принципа деятельности к исследованию социальных групп весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности: стратометрической концепции групповой активности А.Петровского; модели групповых процессов, получившей дальнейшее развитие в системно-деятельностном анализе поведения личности в группе; программно-ролевом подходе к исследо¬ванию научного коллектива; модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности и др.

Влияние некоторых идей деятельностного подхода нашло отражение в трактовке и эмпирическом изучении межличностных конфликтов в исследованиях А. Аллахвердяна, Ф. Бородкина, М. Иванова, Г. Ложкина, Л. Петровской, Н. Повякель, Г. Полозовой, Б. Хасана и др.

В качестве та¬кого "катализатора" выделяется осознание хотя б одним из участников возникшей ситуации как конфликтной, т. е. такой, которая ощущается участниками конфликта как препятствующая достижению преследуемых и желаемых ими целей.

В рамках рассматриваемого подхода определяются "ограничения" в выделении подлинных детерминант и динамике развития межличност¬ной и внутригрупповой конфликтности.

1. Ограничение, предопределенное постулированием в качестве единственной объективной основы межличностного конфликта столкновения сугубо индивидуальных целей и потребностей.

2. Ограничение, связанное с первым и заключающееся в определении межличностного конфликта как "диссонансного" состояния диадической взаимосвязи абстрагированных от целостного социального контекста субъектов. При этом важны такие моменты:

структура взаимодействия индивидов в этих системах не может быть изолирована от общего контекста деятельности, а значит, ин¬терпретирована вне совокупности обусловливающих ее конкрет¬но заданных социальных детерминант;

без утраты единства структура не разлагается на совокупность взаимосвязей и, стало быть, не формируется посред¬ством их простого сложения;

призванная служить реализации некоторой общей цели, структу¬ра взаимодействия не может быть основана на сугубо конкурент¬ных началах даже если взаимодействие в ходе совместной деятельности не является кооперативным (когда успех действия одного члена группы необходимое условие выполнения дей¬ствия любым другим), конкурентные, т. е. конфликтостимулирующие тенденции присутствуют здесь лишь как отдельные проявле¬ния общей структуры взаимодействия.

Внутренний механизм возникновения межличностных противоречий связывается с понятием "функционально-ролевая структу¬ра группы", наличие которой обусловлено функциональной дифферен¬циацией совместной деятельности. Состояние и динамика функционально-ролевой дифферен¬циации степень ее полноты, адекватность персонификации ролей воз¬можностям и способу действий их исполнителей, мера расхождения с требованиями ситуации закономерно редуцируют некоторую напряженность и конфликтность межличностных связей в коллективе.

Выделив два вида конфликтов предметно-деловые и личностно-прагматические, можно кнстатировать, что в группах более высокого уровня развития личностно-прагматические интересы реже выступают причиной межличностных конфликтов.

4.4. Организационный подход

Организационный подход широко применяется при анализе кон¬фликтов прежде всего в сфере управленческих отношений.

Модели организационного конфликта были предложены Н. Гриши¬ной, А.Ершовым, С. Катаевым, Л. Понди, Р. Блэйком, Д. Муоном и др.

Ряд моделей организационного конфликта, пользующихся довольно широкой известностью среди специалистов в области психологии управления, предложил в свое время Л. Понди . Разработанные им теоретические конструкты ("конфликты переговоров", "бюрократический конфликт", "системный конфликт") приложимы к описанию конфликтов, отражающих соперничество сторон за обладание дефицитными ресурса¬ми, развертывающихся на уровне высшего управленческого аппарата, в "вертикальном" (между руководителем и подчиненным) и "горизон¬тальном" (между равностатусными индивидами) срезах внутриорганизационных отношений.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение ... 3

Глава 1. Виды и причины конфликтов в межличностном

взаимодействии. 4

Глава 2. Мотивационный подход.. 5

Глава 3. Деятельностный подход... 11

Глава 4. Организационный подход.. 13

Выводы. 15

Заключение . 16

Библиография... .. 17

Ведение

Актуальность темы. Конфликты в межличностных отношениях имеют столь же давнюю историю, как и само человечество. Одни авторы считают, что межлично¬стные конфликты представляют собой непродуктивное проявление меж¬личностных отношений, а потому нежелательны, другие склоняются к противоположному мнению.

Конфликты как психологический феномен привлекали и привлекают исследователей в первую очередь как проблема межличностных, внутри- и межгрупповых отношений.

Человек живет среди людей и реализует свои цели, устремления, потребности, желания прежде всего во взаимодействии с другими людьми. Межличностные отношения являются полем постоянного столкновения и согласования интересов, ареной самоутверждения, поэтому межлично¬стные конфликты одна из типичных форм взаимоотношений людей. Именно в межличностном взаимодействии чаще всего возникают конфликтные ситуации, сопровождающиеся отчуждением, напряжением, дискомфортом, нередко переходящие в длительную, затяжную "войну" в отношениях.

Цель исследования: раскрыть психологическую сущность межличностных

конфликтов.

Задачи исследования:

- изучить подходы к проблеме межличностных конфликтов;

- определить особенности межличностных конфликтов.

Глава 1. Виды и причины конфликтов в межличностном взаимодействии.

Причин межличностных конфликтов множество. Причины межличностных конфликтов классифицируют так же, как и конфликты, по не¬скольким основаниям. Так, Н. Гришина выделяет следующие причины конфликтов :

связанные с содержанием межличностного взаимодействия;

связанные с особенностями межличностных отношений;

связанные с личностными особенностями участников конфликта.

Представляется достаточно полной приведенная классифика¬ция причин межличностных конфликтов :

- по ограниченности ресурсов;

- различным аспектам взаимозависимости;

- различиям в целях;

- различиям в представлениях и ценностях;

- различиям в манере поведения и жизненном опыте;

- неудовлетворительности коммуникации;

- личностным особенностям участников столкновений.

Обобщенная классификация межличностных конфликтов, включающая различные основания классификаций и виды конфликтов, представлена в табл. 1.

Межличностный конфликт можно охарактеризовать исходя из пред¬мета спора, столкновения; состава участников; места, где он происходит; методов его улаживания .

Таблица 1.

Классификация межличностных конфликтов

По

Направлен-ности

По

мотивам

По последствиям

По

полезным представлениям

конфликтующих По эмоцио-

нальной силе воздей-

ствия на

конфликтующих По объему (масштабу)

воздействия

По длительности

течения

По форме

проявления

По источнику

возникно-вения

Обществен-ные или

идеологические

Положительно направ-ленные;

реальные

или иллюзорные

Положите-льные

Внутриролевые

Сильные

(затрагивающие социальный статус, честь,

престиж,

достоинство

личности) Широкие

(затрагивающие интересы больших групп

людей)

Кратковре-

менные

Внутренние

Объектив-ные

Профес-сиональные

Отрицательно направлен-ные;

реальные

или иллюзорные

Отрицательные

Межроле-вые

Слабые

(не затрагивающие

честь,

достоинство

личности

и т. п.) Локальные

(не выходящие за сферу

интересов

конфликтующих)

Затяжные

Внешние

Субъективные

Бытовые

Разовые

Повторяю-

щиеся

Организованные

Неоргани

зованные

Преднамеренные

Спонтанные

Психологическое изучение особенностей причин, видов и методов регуляции конфликтов в межличностных отношениях базируется на следующих основных подходах:

мотивационном;

деятельностном;

организационном.

4.2. Мотивационный подход

Доминирующим в изучении межличностных конфликтов является мотивационный подход. Его основоположниками являются М. Дойч, Л.Козер, Г. Зиммель, К. Ледерер, Дж. Бертон, К. Митчелл, Н. Таузард, Н.Тимашев, К. Райт и др.

В соответствии с этим подходом межличностный конфликт это форма конфронтации, или антагонистических взаимосвязей, соци¬альных сущностей, т. е. противоборство несовместимых индивидуаль¬ных намерений, целей, мотивов, интересов, направляющих поведение конфликтующих сторон.

При мотивационном подходе к изучению межличностных конфлик¬тов широко применяют понятие "конкуренции". А. Ершов выделяет сле¬дующие дифференцирующие признаки конкуренции и конфликта .

Конкуренция это стремление к недостающим объектам, а кон¬фликт желание нанести вред или уничтожить оппонента.

Конкуренция регулируется общепризнанными нормами и ценно¬стями, а

конфликт нерегулируем.

Конкуренты обычно действуют параллельно, а конфликтующие стороны

противодействуют друг другу.

Конфликт это "некрасивая конкуренция".

Приз (общая ценность) еще один существенный признак, отличающий конкуренцию от конфликта в мотивационном подходе. Предполагается наличие личности или группы (третьего лица), оценивающего результаты усилий конкурирующих. Ситуация чре¬вата конфликтами, когда два и более лиц стремятся к цели объекту, который может быть достигнут лишь одним из них.

Конкуренция предполагает наличие разногласий, разности целей, ценностей, понимания, отношений, методов решения задач, типов поведения участников взаимодействия, усилия котрых направле¬ны на достижение этих целей, результата деятельности в рамках социально регламентированных норм.

Использованная литература

  1. Андреев В. И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, решения конфликтов. М., 1995.
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999
  3. С. 29; 31-34.
  4. Брег В. Карьера суперигра. М., 1998.
  5. Гришина Я. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
  6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. // Вопросы психол. 1996 - № 5 С. 24-46.
  7. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб.: Лань, 1999 - Гл. 5.
  8. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999 - С. 144 - 146.
  9. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха. // Сост. Кашапов Р. Р. Екатеринбург, ЕГУ, 1996 247 с.
  10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело", 1992 704 с.
  11. Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника. М.: "Дело", 2002 272 с.
  12. Психология профессиональной деятельности. // Н. Самоукина СПб.: Питер, 2003 224 с.
  13. Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления. К.: Внешторгиздат, 1991 191 с.
  14. Трейси Д. Менеджмент с позиции здравого смысла, или Как побороть в себе управленческий психоз и найти простой ключ к успеху. М.: "Автор", 1993.


Другие похожие работы