Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Понятие деятельности в психологии.

Понятие деятельности в психологии.

Москва

Реферат по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Понятие деятельности в психологии."




Автор работы: Ольга
Страниц: 16 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Психологическая теория деятельности интенсивно начала разрабатываться в 20-х начале 30-х гг. и обязана в основном работам выдающихся психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

За свою основу авторы взяли философию диалектического материализма, главный тезис которого заключается в том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Этот философский тезис в теории деятельности нашел конкретно-психологическую разработку [1].

Наиболее полно понятие деятельности было разработано трудами А.Н. Леонтьева, который своими исследованиями сделал неоценимый вклад в развитие психологической науки. Им были выведены понятия, относящиеся к деятельности, разработано психологическое строение деятельности и многое другое.

Цель данного реферата состоит в том, чтобы рассмотреть понятие деятельности в психологии в рамках изучения имеющейся литературы по данному вопросу, а также систематизировать и обобщить полученные сведения. Исходя из полученных знаний, мы попытаемся дать общую оценку уровня разработанности столь сложного понятия, каким является деятельность.

1. Многогранность категории «деятельность»

Понятие «деятельность» в психологии довольно обширно. Если брать общепринятое мнение, то под деятельностью понимают любую активность человека. В толковых словарях приводятся такие определения, смысл которых сводится к тому, что деятельность это работа, занятие в конкретной сфере. В научной литературе изучению понятия «деятельность» посвятили себя многие философы, психологи, социологии и на данный момент единого толкования пока нет. В свое время С.Л. Рубинштейн отмечал, что понятие «деятельность» употребляется в самом общем смысле, без конкретики данной категории [5].

Опираясь на изучение психологической литературы, посвященной раскрытию смысла понятия «деятельность», можно сделать выводы об ее многогранности, например:

1. Деятельность как производство, т.е. она представляет собой сочетание ее результатов и полученных последствий (продуктов, достижений, произведений).

2. Деятельность как труд, т.е. она направлена на преодоление препятствий, решение возникающих проблем, задач, выступая средством решения трудностей.

3. Деятельность как самодеятельность, т.е. человек в деятельности самоизменяется под влиянием встречающихся обстоятельств, формируя новые умения, навыки, приобретая нужные знания для осуществления поставленных перед собой задач.

4. И наконец, деятельность как практика. Это сама по себе деятельность, которая определяет способы отношения к условиям своей жизни. Практика деятельности является непосредственным предметом философского анализа.

В психологической науке категория «деятельность» рассматривается в двух аспектах: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования. Поясним подробнее содержание каждого аспекта.

Начало рассмотрению объяснительного принципа деятельности было положено Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном. Их труды в этой области впоследствии были продолжены рядом выдающихся ученых А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, В.В. Давыдовым и другими. Основной упор делался на изучение связи индивидуальной жизни человека с общественно исторической и духовной практикой людей. Появились новые понятия: «коллективная деятельность», «индивидуальная деятельность», а также были обозначены преобразующая, целенаправленная, чувственно-предметная и духовная характеристики деятельности [5].

торой аспект рассматривания деятельности как предмета исследования, также исследовался Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном, однако наибольший вклад в разработку данного аспекта внес А.Н. Леонтьев. Он проводил длительные исследования в этой области и заложил основы деятельностного подхода в психологии.

А.Н. Леонтьев выделял предметную деятельность как процесс, внутри которой в качестве необходимого момента возникает психическое «вообще».

Сама деятельность соотносилась как к человеку, так и к животному, в последнем случае ее называют как «жизнедеятельность». Благодаря А.Н. Леонтьеву было введено четкое разграничение внешней деятельности как чувственно-предметной, материальной и внутренней как операции с образами, представлениями о предметах. Внутренняя выступает как идеальная деятельность сознания человека, она вторична, поскольку опирается на внешнюю предметную деятельность. И внешняя и внутренняя взаимосвязаны между собой: внешняя переходит во внутреннюю (интериоризация) и становится внутренней психической. Внутренняя деятельность трансформируется во внешнюю (экстериоризация) [3].

2. Человек как субъект деятельности

Человек, являясь субъектом, способен превращать свою деятельность в предмет практического преобразования. Он может не только управлять своими действиями, преображать в реальность окружающую действительность, но и прогнозировать способы своих действий, осуществлять намеченные программы.

Он также контролирует ход и объективно оценивает результаты своих действий. Такое активное отношение человека к жизни включает в себя следующие составляющие:

1. Наделенный активностью субъект, который направляет ее на объекты или на других субъектов.

2. Объект, на который направлена активность субъектов.

3. Активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом.

Не только конкретные индивиды выступают в роли субъектов деятельности, но и социальная группа, общество в целом. Исходя из этого, выделяют индивидуальную деятельность, социальную или групповую деятельность и общественно историческую деятельность (практику). Наиболее глубоко исследуются первые две формы деятельности.

Следует отметить, что становление субъекта деятельности явяется процессом освоения индивидом всех ее основных структурных образующих: цели, задач, смысла, а также, способов преобразования человеком объективного мира.

Чтобы получить более полную картину о деятельности, которую выполняет субъект, необходимо рассмотреть ее психологическое строение. Она довольно подробно освещена в работах А.Н. Леонтьева и его сторонников. По их мнению, целостная деятельность состоит из следующей цепочки:

Потребности мотивы цели условия достижения цели (единство целей и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность действия операции.

Первый уровень деятельности, содержащий потребности, мотивы, цели, условия достижения цели, составляет ее предметное содержание или внутренний план осуществления деятельности. Следующий уровень: деятельность, действия, операции составляют ее структурные элементы, другими словами, это реализация самой деятельности. Оба уровня в своем единстве составляют психологическое содержание деятельности, которую осуществляет субъект.

Следует оговорить, что помимо вышеуказанных уровней есть еще и третий, смысл которого заключается во взаимных переходах отдельных структурных элементов деятельности, например, мотив переходит в цель, деятельность в действие, цель в условие ее реализации. Здесь мы имеем дело с трансформацией или динамикой деятельности.

Содержание целостной деятельности связано с понятиями потребности и мотива, отсюда анализ конкретной деятельности возможен при четком определении и формулировании данных понятий. Если мы анализируем мотивы и потребности, всегда можем прийти к конкретной деятельности, обозначению и раскрытию ее истинного смысла и содержания [3].

Раскроем отдельные составляющие уровней деятельности. Известно, что различные потребности служат источником активности человека. Они отражают зависимость субъекта от материальных и духовных предметов и условий его существования, находящихся вне него. Это переживание нужды побуждает человека к поиску способа ее удовлетворения и обозначается как мотив. На основе одной и той же потребности могут возникать мотивы к различным деятельностям и наоборот, одна и та же человеческая деятельность может вызываться различным мотивами, отвечать различным потребностям. Мотив побуждает субъекта к постановке задачи, включающей в себя цель и условия осуществления желаемого действия, которая в полной мере удовлетворяет возникшую потребность.

Что касается самой деятельности она всегда отвечает определенному мотиву, ради которого и выполняется. Действие как составная часть деятельности, отвечает поставленной цели и осуществляется разными способами операциями. Операции это преобразованные действия, служащие источниками более сложных и интегрированных комплексов действий, которые в совокупности направлены на удовлетворение потребности субъекта. Примером может служить иллюстрация: когда ребенок учится писать буквы, то их написание будет для него действием, направляемое целью правильно и без ошибок написать букву. Но, по мере освоения этого действия меняется смысл действия теперь это способ написания слов и предложений (более сложное и интегрированное комплексное образование действий - операция).

Содержание работы

Введение 3

Основная часть 4

1. Многогранность категории «деятельность» -

2. Человек как субъект деятельности 6

3. Сравнительная характеристика деятельности человека и животных 9

4. Закономерности развития деятельности 11

Заключение 13

Список литературы 14

Использованная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: «ЧеРо», при уч. изд-ва «Юрайт», 2002.
  2. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. М.: изд. центр «Академия», 1991.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975
  4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - 5-е изд. - В 3 кн. - Кн.1: Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2006.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000


Другие похожие работы