Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Сформированность познавательных поцессов у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Сформированность познавательных поцессов у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

МПГУ (г.Москва)

Курсовая по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Сформированность познавательных поцессов у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР."




Автор работы: Ольга
Страниц: 38 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность исследования

Реформа образовательной системы обнажила проблемы в обучении, воспитании, диагностики и коррекции детей с нерезко выраженными интел-лектуальными отклонениями. Задержка психического развития характеризу-ется неравномерным формированием процессов познавательной деятельно-сти и эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей рабо-ты. Необходимость ранней диагностики и своевременной коррекционной помощи с целью подготовки детей с ЗПР к школьному обучению и обеспече-нию полноценного образования и максимальной реализации потенциальных возможностей поставило в разряд актуальных освоение основных подходов к диагностике и коррекции, разработку индивидуальных программ с учётом структуры дефекта.

Детей с ЗПР отличают низкая познавательная активность, обусловлен-ная несформированностью мотивационной сферы, «интеллектуальная пас-сивность», проявляющаяся в нежелании решать поставленные задачи, недос-таточный уровень развития мыслительных операций: проявления инертно-сти, склонность к использованию первоначально найденных способов реше-ния (Т.В.Егорова, С.Л.Славина, А.Н.Цымбалюк и др.).

Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследова-нию психической деятельности детей с различными типами дизонтогенеза (Н.Л.Белопольская, Н.Д.Баландина, Е.Е.Дмитриева, Т.А.Власова, Н.В.Елфимова, Т.В.Егорова, Г.И.Жаренкова, С.Д.Забрамная, И.А.Коробейников, И.Ю.Кулагина, Л.В.Кузнецова, В.В.Лебединский, В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, И.Ф.Марковская, М.С.Певзнер, Л.И.Переслени, В.Г.Петрова, У.В.Ульенкова, Н.А.Цыпина), вопросы сфор-мированности познавательных поцессов у детей среднего дошкольного воз-раста с ЗПРизучены недостаточно, что и обусловило актуальность настояще-го исследования.

Цель исследования исследование познавательных поцессов у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Объект исследования дети среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Предмет исследования познавательные процессы у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

В соответствии с целью исследования были определены следующие за-дачи:

1. Охарактеризовать познавательные процессы;

2. Дать характеристику отклонений у детей с ЗПР;

3. Рассмотреть особенности познавательных процессов при ЗПР;

4. Определить цель, задачи, методика и результаты исследования;

5. Привести коррекционную программу познавательного развития де-тей с ЗПР;

6. Сделать выводы.

Научная новизна исследования

В работе проведено исследование сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Структура работы

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретическое обоснование сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного воз-раста с ЗПР

1.1. Характеристика познавательных процессов

Учеными-психологами выделяются пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображе-ние и память. Некоторые ученые, например, Немов Р.С. добавляет к вышепе-речисленным внимание и речь.

Ощущения являются основой всех психиче¬ских явлений. Они пред-ставляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки цент¬ральной нервной системой раздражителей, возника¬ющих во внутренней или внешней среде. Способность к ощу¬щениям имеется у всех живых су-ществ, обладающих нервной системой.

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы¬зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Спо-собность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.

Ощущение (англ. sensation) дифференцированное восприятие субъ-ектом стимулов при участии нервной системы. В психологии ощущения счи-таются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия стимула на рецептор сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию.

В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процес-сов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (12).

К дистантным ощущениям относятся зрение слух. Серединным видом ощущения считается обоняние. Контактные ощущения подразделяются на: вкус, осязание боль, температурные ощущения, вибрационные ощущения.

Мышление человека это активная познавательная деятельность и внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Во-прос о том, как мы «видим», представляем и понимаем окружающий нас мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Мышление является высшим познавательным процессом.

Мышление совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внима-ние, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образо-вание суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

Первая особенность мышления его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретённые теоретические зна-ния. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особен-ность мышления его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свой-ства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Выделяют следующие виды мышления: логическое мышление, пано-рамное мышление, комбинаторное мышление, нестандартное мышление, латеральное мышление, концептуальное мышление, дивергентное мышле-ние, практическое мышление.

Воображение особая форма человеческой психики, сто¬ящая отдель-но от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая проме-жуточное положение между восприяти¬ем, мышлением и памятью. Специфи-ка этой форы психиче¬ского процесса состоит в том, что воображение ха¬рактерно только для человека.

Воображение :

- представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (Фикция); равным образом деятельность, порождающая та-кое представление или предположение. Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым. С точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого;

- признак собственной переоценки и высокомерия: «воображающий о себе человек»;

- способность сознания создавать образы, представления и манипули-ровать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: мо-делирование, планирование, творчество, игра, память.

Различают следующие виды воображения: активное; пассивное; про-дуктивное; репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, чело-век по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствую-щие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает вос-приятие или память.

Восприятие (одна из психических функций, называемая также «пер-цепция», от лат. perceptio представление, восприятие) сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъектив-ный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через сово-купность ощущений, инициируемых данным объектом.

Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Содержание работы

Введение.....3

Глава 1. Теоретическое обоснование сформированности познаватель-ных процессов у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР..5

1.1. Характеристика познавательных процессов..5

1.2. Характеристика отклонений у детей с ЗПР9

1.3. Особенности познавательных процессов при ЗПР.12

Глава 2. Педагогический эксперимент..18

2.1. Цель, задачи, методика и результаты исследования18

2.2. Коррекция познавательного развития детей с ЗПР26

Заключение..33

Список литературы.35

Приложения.37

Использованная литература

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического разви-тия детей. Под ред. К. С. Лебединской. Москва.: Педагогика, 2002. 318 с.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 2005. 134 с.
  3. Воронкевич О.А. Библиотека программы «Детство» Добро пожало-вать в экологию. СПб. «Детство Пресс». 2003. 88 с.
  4. Герасимова Е.О. и Данилина Г.С. К гармонии с природой. СПб. 2005.- 213 с.
  5. Грехова Л.И. В союзе с природой. МоскваСтаврополь: Изд.«Илекса». 2000. - 212 с.
  6. Дети с ЗПР/ под ред. Власовой Т.А. М., 2003. 260 с.
  7. Дети с временными задержками развития/ Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. Москва.: Педагогика, 2001.- 156 с.
  8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 2004. 279 с.
  9. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 2005. 170 с.
  10. Саморукова П.Г. Мир природа и ребёнок. СПб.: Изд. «Акцидент». 1998. 280 с.
  11. Смирнова П.Г. и Балуева Н.И. «Тропинка в природу». СПб.: Изд. РГПУ им. А.Н. Герцена. Изд. «Союз» 2001. 134 с.
  12. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления у дошко-льников с ЗПР//Дефектология, №4, 2002. 3 с.
  13. Стрекалова Т.А. Особенности наглядного мышления у дошко-льников с ЗПР//Дефектология, №1, 2003. 5 с.
  14. Ульбенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1999. 164 с.
  15. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического раз-вития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. Балашов: «Николаев», 2004. 68 с.
  16. Хрестоматия: дети с нарушениями развития/ сост. Астапов В.М., 2005. 320 с.


Другие похожие работы