Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Сказкотерапия как средство коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом

Сказкотерапия как средство коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом

НТГСПА

Дипломная по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Сказкотерапия как средство коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом"




Автор работы: Александр Игоревич
Страниц: 77 шт.



Год:2013

Цена всего:6000 рублей

Цена:7000 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с такими психическими состояниями, как агрессивность, тревожность, страхи, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Наряду с различными психическими состояниями, являющимися предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется детской агрессивности. Те или иные ее формы характерны для большинства старших дошкольников. Однако если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Поэтому повышен научный интерес к этой проблеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Повышенная агрессивность детей с детским церебральным параличом является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Над проблемой агрессивного поведения работали такие ученые, как З.Фрейд, К.Лоренц, Дж. Доллард и Э.Миллер, Л.Берковиц. Подробно ее концепция рассмотрена в работе Я. Л. Обухова.

Существуют различные теоретические подходы к проблеме сущности и истоков агрессивного поведения у детей: психоаналитический (З.Фрейд, Г.Паренс), поведенческий (А.Басс), гуманистический (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл) и др. Все исследователи этого психического состояния единодушны в оценке агрессивного поведения, отмечая, что все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений).

Проблемой агрессивного поведения старших дошкольников занимались: Л.И. Божович, Н. А. Волкова, А. И Захаров, А. А. Люблинская, А. А Назаретян, Е. А. Рогов, М П. Якобсон и другие исследователи, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте.

В отечественной и зарубежной психологии подробно описываются и характеризуются разнообразные психические нарушения, в том числе и агрессивность, у детей с детским церебральным параличом: Е. М. Мастюкова, Э. С. Калижнюк, К. А. Семенова, И. И. Мамайчук и др.

Для детей с детским церебральным параличом необходима коррекция этого психического явления. Среди различных средств коррекции агрессивности детей особое место занимает сказкотерапия. Она является одним из эффективных средств работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, поскольку в старшем дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, а так же у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих.

Противоречие исследования: заключается между необходимостью коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом и недостаточностью методического обеспечения в осуществлении данного процесса средствами сказкотерапии.

Проблема исследования: связана с поиском средства коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом.

Исходя из анализа актуальности и проблемы исследования, нами выбрана тема: «Сказкотерапия как средство коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом».

Объект исследования: агрессивность старших дошкольников с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: сказкотерапия как средство коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом.

Цель исследования: дать теоретическое обоснование возможностям сказкотерапии как средству коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом.

Гипотеза исследования: предполагаем, что сказкотерапия может выступать средством коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом, поскольку она:

● способствует положительному эмоциональному фону, эмпатии, способности рефлексировать свои чувства, усвоению правильных моральных норм и ценностей;

● раскрывает знания о мире и системе взаимоотношений в нем, позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами, постигать взрослый мир;

● способствует образованию связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни и предлагает выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникающих конфликтов.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом.

2. Охарактеризовать возможности сказкотерапии как средства коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом.

3. Изучить уровень агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом.

4. Разработать педагогический проект по коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом средствами сказкотерапии.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

...

Содержание работы

Оглавление

Введение

Глава 1: Теоретические основы коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом

1.1. Агрессивность как личностное свойство

1.2. Особенности проявления агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом

1.3. Возможности сказкотерапии как средства коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом

Выводы по главе 1

Глава 2: Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом

2.1. Изучение уровня агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом

2.2. Педагогический проект по коррекции агрессивности старших дошкольников с детским церебральным параличом средствами сказкотерапии

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложение

Использованная литература

  1. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян. – М.: Современная Медицина, 2004. – 324 с.
  2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.
  3. Бреслав, Г.Е. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: [Текст]: учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г.Е. Бреслав. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
  4. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 1990. – 218 с.
  5. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – Спб.: Питер, 2010. – 352 с.
  6. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст]/ К. Бютнер. - М., 1991. – 88 с.
  7. Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей [Текст] / Л. Ватова// Дошкольное воспитание. –М.: Педагогика, 2003 - № 6. – с. 55-58.
  8. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. – СПб: Союз, 2007. – 224 с.
  9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.:Речь,2006. – 254 с.
  10. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
  11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2005. – 168 с.
  12. Изард, К. Эмоции человека (пер. с англ.) [Текст] / Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой; вступительная статья А.Е.Ольшанниковой. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 439 с.
  13. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М.В. Киселева. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
  14. Клейн, М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников [Текст] / М. Клейн. – СПб.: Б.С.К., 2001. – 347 с.
  15. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
  16. Красноперова, Е.А. Педагогические условия предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей [Текст]: автореф. дисс. д-ра пед. наук / Е.А. Красноперова. – Уфа: [б. и.], 2005.
  17. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psy-site.ru.
  18. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Просвящение.2001. – 192 с.
  19. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблем. Кн. Для воспитателей дет. сада (пер. с англ.) [Текст] / Дж. Лешли. – М.: Педагогика, 2001. – 318 с.
  20. Ломакина, Г.Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем [Текст] / Г.Р. Ломакина. – М.: Центрполиграф, 2010. – 160 с.
  21. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2009. – 182 с.
  22. Набойкина, Е.Л. Сказки и игры с "особым" ребенком [Текст] / Е.Л. Набойкина. – М.: Речь, 2006. – 144 с.
  23. Нэнси, Р. Ребенок с церебральным параличом [Текст] / Р. Нэнси, Финни. – М.: Прогресс. 2005. – 336 с.
  24. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога в образовании [Текст] / Р.В. Овчарова. – М., 2001. – 448 с.
  25. Осипенко, Т. Н. Психодиагностические и психокоррекционные мероприятия в дошкольном возрасте с целью профилактики школьной дезадаптации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medobook.ru/load/medicina.
  26. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст] / М.А. Панфилова. – М.: Гном–пресс, 2008. – 160 с.
  27. Практикум по арт-терапии [Текст] / Под ред. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 326 с.
  28. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст] / Под ред. Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
  29. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1991. №1. С. 81-88.
  30. Савченко, С.Ф. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка [Текст] / С.Ф. Савченко, О.Г. Ивановский, В.А. Барабохин. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
  31. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст] / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. – М.: Медицина, 1972. – 328 с.
  32. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 160 с.
  33. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д. Соколов. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 288 с.
  34. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем [Текст] / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 128 с.
  35. Фрейд, З. Я и ОНО [Текст] / З. Фрейд. – М: ЭКСМО, 2006. – 859 с.
  36. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. – Харьков.: ФОЛИО, 2006. – 568 с.
  37. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. – Мн.: Ильин, 1996.
  38. Чех, Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку [Текст] / Е.В. Чех. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.
  39. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистяков. – М.: Академия,2005. – 160 с.
  40. Янушанец, Н. Ю. Если ваш ребенок болен ДЦП [Текст] / Н.Ю. Янушанец. – Спб Питер, 2004. – 128 с.


Другие похожие работы